Новости православия (архив)

16 Сентября 2004

Участникам и гостям XII Международной конференции "Иисусова молитва в русской духовной традиции XIX века" (16-18 сентября 2004 года, Бозе, Италия)

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума!

Сердечно приветствую очередную богословскую конференцию по русской духовности, проводимую в Бозе - монашеской общине, поддерживающей многолетние добрые связи с Русской Православной Церковью.

Нынешняя конференция посвящена одному из уникальнейших явлений как русской духовности, так и восточной христианской традиции в целом. Практика молитвы Иисусовой - этого средоточия православного монашеского делания, - первоначально появившись на Востоке, была возрождена на русской земле в конце XVIII века трудами преподобного Паисия Величковского, переводившего и издававшего святоотеческие творения, посвященные духовной жизни монашества, что способствовало возрождению интереса к наследию византийского исихазма. На рубеже XVIII - XIX веков российское общество познакомилось со славянским переводом «Добротолюбия» - сборником многих, забытых к тому времени произведений классиков византийской духовной литературы, который распространился по монастырям России, сделавшись излюбленным чтением русских иноков.

Русское монашество в лице своих лучших представителей явилось преемником принципов духовной жизни, возникших на Древнем Востоке и восходящих в своих основах ко временам апостольским. Призыв апостола Павла: «Будьте постоянны в молитве» (Кол. 4. 2) нашел отклик в сердцах множества русских святых, имена которых сияют сегодня на церковном небосводе. Преподобный Серафим Саровский, старцы Оптинские, святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский - эти и многие другие подвижники Русской Православной Церкви XIX века, стяжавшие дар постоянной молитвы, обращаются к своим потомкам в готовности передать драгоценный опыт Богообщения.

Глубоко убежден, что обращение к благодатному молитвенному опыту русских подвижников способно обогатить любую христианскую традицию, соотносящую себя с жизнью Древней неразделенной Церкви. Растущий из года в год интерес западных христиан к сокровищам русской православной духовности свидетельствует об искреннем желании приобщиться к сохраняющемуся в нашей Церкви преемству молитвенного делания. Фундаментальные научные исследования в этой сфере дают надежду на то, что впоследствии данный опыт станет достоянием всех, кто следует словам Спасителя: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26. 41).

Желаю участникам конференции помощи Божией и успехов в работе симпозиума. Молитвы русских святых, подвизавшихся в подвиге умного делания, да сопутствуют вам на всех путях вашей жизни.

С любовью о Господе

+ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

www.sedmitza.ru