Новости православия (архив)

17 Ноября 2005

17 ноября 2005 года под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в рамках Международной богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви» состоялся "круглый стол" на тему «Глобализация и эсхатология».

Открывая заседание "круглого стола", митрополит Кирилл представил "Замечания к дискуссии на тему "Глобализация и эсхатология". Текст выступления Владыки Кирилла приводится ниже.

1. В соответствии с Определением о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором 2004 года, и во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви Отделу внешних церковных связей и Синодальной богословской комиссии поручено подготовить проект документа, выражающего позицию Московского Патриархата по проблемам глобализации, на базе соответствующих положений «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

Первое заседание указанной группы состоялось 2 ноября 2005 года под моим председательством. Участниками заседания были изложены взгляды на интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике и международных отношениях, а также предложено свое видение решения проблем, возникающих в жизни Церкви в связи с реализацией глобальных экономических и политических проектов.

В дальнейшем мы планируем расширить круг экспертов, участвующих в подготовке и обсуждении проекта данного документа, за счет привлечения светских специалистов и членов православных общественных организаций.

2. В самом предварительном порядке хотелось бы озвучить для обсуждения первоначальный набор идей, которые были выдвинуты на заседании группы. Во-первых, проблему составило само определение глобализации. На Западе под ней обычно понимаются сугубо экономические процессы. Мы – в частности, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, – говорим о правовом, политическом, культурном и информационном измерениях глобализации.

Иногда разделяют, с одной стороны, глобализацию как естественный процесс сближения и интеграции народов и, с другой стороны, глобализм как идеологизированный проект, направленный на то, чтобы оседлать эти процессы для продвижения определенного мировоззрения, определенной политико-правовой системы, определенной культуры, определенных экономических и политических интересов. Возможно, стоит уйти от термина «глобализация», разными людьми понимаемого по-разному, и говорить – более точно, но и более широко - о современных мировых политических и экономических процессах.

3. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви вопросам глобализации во многом посвящен глава, XVI раздел.

Там говорится, что, с одной стороны, новые явления в международных отношениях способствуют развитию торгового, производственного, военного, политического и иного сотрудничества, необходимость которого диктуется естественным усилением международных связей. Однако при том, что имеются положительные примеры такого сотрудничества, нельзя недооценивать опасности расхождения между волей народов и решениями международных организаций и транснациональных корпораций, которые могут становиться средствами доминирования одних стран над другими, менять традиционные способы организации общества и осуществления власти, что нередко чревато тотальной унификацией и коммерциализацией всех сторон жизни и создает прямую угрозу традициям и религиозным устоям народов.

Все это побуждает Православную Церковь подходить к процессу правовой и политической интернационализации с критической осторожностью, обращая внимание на внутреннюю противоречивость этих процессов и на связанные с ними опасности. Нашей целью является такое мироустройство, которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало подавление их воли национальными и глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния.

Развивая эти положения в новом, особом документе, мы не должны противоречить тому, что уже было сформулировано соборным разумом Церкви.

4. Думаю, трудно отрицать, что в мире идут вполне естественные процессы сближения и взаимопроникновения народов и стран. Развитие транспорта и коммуникаций облегчает перемещение через границы и океаны людей, денег, товаров, идей и культурных явлений. Все это нужно регулировать, поэтому появляется международное право, а также наднациональные органы координации и управления. Только вместе народы и государства могут отвечать на такие угрозы, как терроризм, транснациональная преступность, глобальный экологический кризис и так далее.

Между прочим, объединение разных народов для общих целей не является принципиально новым явлением. Оно проявлялось во многих империях, включая Римскую, Византийскую и Российскую. Оно лежит в основе ООН, Европейского Союза и других международных сообществ.

5. Впрочем, отнюдь не случайно современные мировые тенденции так волнуют многих людей, включая православных христиан и представителей инославных конфессий. Нравственно нейтральные естественные процессы необходимо ясно отличать от стремления удержать или захватить власть, навязать людям ту или иную волю, приумножать благосостояние богатых за счет бедных. Подобные явления, нарастающие в мире, Церковь может и должна пророчески обличить. Вот лишь некоторые из таких явлений:

– навязывание секуляризма как единственного политического стандарта;

– настойчивые попытки вытеснить религию из общественной сферы;

– информационная, культурная и религиозная унификация, разрушающая самобытность народов и личностей;

– кризис народовластия, отдаление простых граждан не только от участия в принятии политических решений, но и от их понимания (яркий пример -попытка продвинуть более чем 250-страничный проект Европейской конституции);

– концентрация власти в руках никем не избранных и никому не подотчетных экономических, медиатических, юридических и бюрократических элит;

– опасность тотального контроля над частной жизнью человека, его мировоззрением и взглядами;

– повышение роли финансового сектора экономики, который становится самодовлеющим;

– расширение разрыва между богатыми и бедными странами, происходящее из-за эрозии реальной свободы рынка товаров и труда.

Был бы благодарен за добавление пунктов к этому списку. Полагаю, что каждое из подобных явлений могло бы получить критическую духовно-нравственную оценку в документе.

6. На мой взгляд, центральный вопрос заключается в следующем: как нам, православным христианам, в нынешнем сложном мире отстоять свое право жить по нашей вере и проповедовать ее? Мы должны дать ответ на все вышеперечисленные угрозы, мы должны научиться ясно видеть их, но одного этого мало. Церковь должна предложить программу действий. Так, мне думается, что документ может заявить об особой важности сегодня миссии Церкви как печальницы, ходатаицы за народ. Церковь именно сейчас может с особой силой защищать право человека и общества на духовную свободу, на свой образ жизни, на реализацию веры в общественном действии. Когда я говорю «Церковь», я, естественно, не имею в виду только духовенство и церковных работников. Речь должна идти обо всех наших мирянах, где бы они ни трудились. Вполне можно, например, поставить вопрос о гражданском контроле с их стороны за всеми действиями и процессами, несущими потенциальную опасность. Задатки такого гражданского контроля уже сегодня присутствуют в жизни России, Украины, ряда других стран.

7. Наконец, я бы дерзновенно предложил сформулировать нашу собственную идею для объединяющегося и взаимозависимого мира. Эта идея, на мой взгляд, есть традиционный универсализм. Для нас он носит христианский характер, многократно заявленный в Предании Церкви. В то же время сегодня он все больше вбирает в себя сотрудничество с верующими других традиционных религий. Такой универсализм – то есть общение в многообразии, свободное сотрудничество целостных общин, хранящих свои традиции и свой образ жизни, – может быть нашим ответом на вызов унификации и глобализма. Примет ли подобный ответ мир сей?

В заседании "круглого стола" приняли участие архиереи и клирики Русской Православной Церкви, представители церковной и светской науки, общественные деятели, преподаватели Духовных школ, социологи, публицисты.

Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата