Новости православия (архив)

11 Декабря 2003

В понедельник 8 декабря в г. Наяке (США) открылось Всезарубежное пастырское совещание духовенства Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Как сообщает официальный интернет-сайт РПЦЗ, в нем участвуют свыше 150 священнослужителей из всех епархий Русской Зарубежной Церкви, а также из России и Украины. После Божественной литургии в Покровском храме г. Наяка был отслужен молебен перед главной святыней русского рассеяния – Коренно-Курской иконой Божией Матери и иконой преподобного Серафима Саровского.

Первый день совещания открылся словом Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра. Владыка Лавр рассказал участникам совещания о встрече с Президентом РФ В.В.Путиным и об ознакомительной поездке делегации Русской Зарубежной Церкви в Россию. Митрополит Лавр говорил о необходимости духовного общения с русским народом, об улучшении взаимоотношений с Московским Патриархатом. Улучшение взаимоотношений, как отметил владыка Лавр, не означает «самоликвидации» Зарубежной Церкви. Владыка Лавр призвал участников совещания откровенно обсудить стоящие перед РПЦЗ вопросы и молиться, чтобы Господь, молитвами Божией Матери и преподобного Серафима благословил дальнейший путь Церкви.

Настоятель Покровского храма, протоиерей Георгий Ларин, выступил с приветственным словом и призвал духовенство надеется не на свой разум, но на соборный разум Церкви.

Доклад архиепископа Берлинского и Германского Марка был посвящен теме путей Русской Православной Церкви Заграницей в прошлом и будущем. Владыка Марк затронул ряд важных вопросов: о преемственности церковной власти в России, об отношении митрополита Анастасия и святителя Иоанна (Максимовича) к Церкви в России, об экклезиологии св. новомученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и возможности сближения двух частей Русской Церкви. В заключение архиепископ Марк поставил вопрос о желательности участия РПЦЗ в процессе оздоровления церковной жизни в России и прочитал молитву святым страстотерпцам Борису и Глебу.

За докладом архиепископа Марка последовал круглый стол на тему положения Русской Зарубежной Церкви в наши дни. Епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл поделился впечатлениями от своей первой поездки в Россию. Епископ Гавриил говорил о духовном попечении людей из России, а также о том, что некоторым представителям старшего поколения прихожан РПЦЗ трудно примириться с мыслью о возможном соединении с Церковью в России. Епископ Кливлендский Петр подчеркнул, что сергианство – не догма, а, скорее, образ поведения. Протопресвитер Валерий Лукьянов (США) изложил славный и часто тернистый путь Зарубежной Церкви и говорил, что единомыслие с Церковью в России может быть достигнуто только всенародным покаянием в России и в Зарубежье и только на основе чистоты Православия. Протоиерей Николай Артемов (Германия) рассказал о приходской жизни в Баварии и о значении двух прошедших церковно-исторических конференций в Венгрии (2001) и Москве (2002). Священник Ярослав Беликов поделился своими мыслями о том, куда может привести путь церковной изоляции.

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве, посвятил свой доклад теме взаимоотношений двух частей Русской Церкви. Отец Тихон сказал о том, что у обеих частей Русской Церкви обоюдная ответственность: не погрешить против правды. Он поблагодарил Русскую Зарубежную Церковь за все, что она сделала для России и Православия, и подчеркнул, что РПЦЗ может предложить России опыт существования в плюралистическом обществе, а Церковь в России Зарубежью – крайний опыт существования в безбожном обществе. Далее о. Тихон прочитал постановления Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата о взаимоотношениях Церкви с властями, а также интервью 1991 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором речь шла об отказе от линии, которой Церковь придерживалась в отношениях с властями в советское время. В заключение о. Тихон огласил письмо Святейшего Патриарха Алексия предстоящему Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей.

Круглый стол на тему «Современное положение Церкви в России» открыл епископ Ишимский и Сибирский Евтихий. Он сказал, что духовенство Сибирской епархии РПЦЗ приветствует диалог с Церковью в России, но только в духе истины. Протоиерей Роман Лукьянов (Бостон) рассказал о встречах с духовенством и верующими в России, а протоиерей Максим Козлов, преподаватель Московской Духовной академии, о самых главных и актуальных проблемах стоящих перед пастырями в России. Среди них:

  1. Наличие огромного количества крещенных, но не оглашенных людей.
  2. Внесение внецерковного секулярного сознания в церковную жизнь.
  3. Проблема кризиса церковного авторитета.

Протоиерей Петр Перекрестов (Сан-Франциско) говорил о тех сложностях, с которыми приходится сталкиваться при оценке церковной жизни в России.

* * *

Во вторник 9 декабря проходил второй день Всезарубежного пастырского совещания духовенства Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). После Божественной литургии в Покровском храме, в зале приходской школы продолжались доклады, круглый стол и обсуждения, сообщает официальный сайт РПЦЗ.

Каждый докладчик ограничен 35 минутами времени. Срок времени выделен участникам круглых столов – 8 минут. После докладов и круглых столов каждый участник совещания имеет возможность выступить со своим мнением и задать вопрос у одного из трех микрофонов в зале. Мнение или вопрос должны быть изложены в течение трех минут. За круглыми столами можно задать вопрос конкретно одному из выступавших духовных лиц.

Второй день совещания открылся докладом протоиерея Николая Артемова (Германия) на тему: «Сергианство и положение Русской Православной Церкви согласно Указу №362». Отец Николай посвятил свой доклад тому, что неприятие «сергианства» должно быть снисходительным и более понятным верующим в России. Отец Николай отметил, что необходимо учитывать сложившиеся различия в понимании некоторых основных понятий, чтобы облегчить исправление противоречий. Ряд священнослужителей Русской Зарубежной Церкви обратили внимание на необходимость четких определений на эту тему, а также высказали мнение о незаконности прещений митрополита Сергия на несогласных с его позицией.

За круглым столом на тему «Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) в годы Советской власти» выступало четверо священников. Священник Андрей Папков (Восточно-Американская епархия) и протоиерей Михаил Протопопов (Австралийская епархия) говорили о нечеловеческих условиях жизни в воинственно-безбожной стране. Протоиерей Иоанн Шо (Чикагская епархия) поделился своим мнением о проявлении «сергианства» и вне России, когда многие бывают не согласными с какими-то явлениями церковной и приходской жизни, но молчат. Протоиерей Георгий Митрофанов (Санкт-Петербург, РПЦ-МП) затронул вопрос преемственности церковной власти в России после св. Патриарха Тихона. Он говорил о трех течениях среди оппозиции митрополиту Сергию. В заключение отец Георгий указал на то, что Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) теперь признает истинность церковного пути Русской Зарубежной Церкви и Катакомбной Церкви (в лице иерархов, которые не приняли путь митрополита Сергия – митрополитов Агафангела, Кирилла и других), а лучшим доказательство этого является то, что противники пути митрополита Сергия были в России причислены к лику святых. Прославление этих святых в 2000 году является поворотным пунктом в экклезиологии Церкви в России. В ходе обсуждений были также затронуты следующие вопросы: «реабилитация» Новомучеников, отношение Церкви в России к Белому движению, РОА и Русскому корпусу, а также поездка делегации Московского Патриархата на экуменическое моление в Ассизи.

Протоиерей Петр Перекрестов (Западно-Американская епархия) изложил взгляды святителя Иоанна (Максимовича) на Русскую Церковь в ХХ веке. Три основные положения, которыми пронизаны мысли св. Иоанна по поводу Церкви в общем, и Русской Церкви в частности: 1) Церковь является Вселенской, и одна из ее главных задач – распространение веры Христовой среди еще не познавших Истины, 2) врата ада не одолеют Церковь, несмотря на все ереси, расколы, несмотря на недостоинство и отступничество многих даже высокопоставленных служителей Церкви, 3) Совет нечестивый овладел Россией, но через покаяние и обновление она восстанет.

Затем участники Совещания прибыли в Знаменский Синодальный собор в г. Нью-Йорке к всенощному бдению по случаю престольного праздника в честь Коренно-Курской Чудотворной иконы Божией Матери. Митрополита Лавра встречали 140 священников. Бдение возглавил протопресвитер Валерий Лукьянов. На полиелей вышел митрополит Лавр с сонмом архипастырей и священников. Величание было пропето Божией Матери и преподобному Серафиму Саровскому. К празднику была написана особая икона – исцеление отрока Прохора (будущего преподобного Серафима) перед Курской иконой. Владыка Лавр произнес слово посвященное празднику и призвал молящихся усилить свои молитвы.

На литургии в среду 10 декабря митрополиту Лавру сослужили архиепископ Марк Берлинский и Германский, архиепископ Иларион Сиднейско-Австралийско-Новозеландский и епископы Кирилл Сан-Францисский и Западно-Американский, Амвросий Женевский и Западно-Европейский, Евтихий Ишимский и Сибирский, Александр Буэнос-Айресский и Южно-Американский, Гавриил Манхеттенский, Михаил Бостонский, Агапит Штуттгартский и Петр Кливлендский. На малом входе был награжден саном протоиерея ключарь Синодального собора о. Андрей Соммер, а синодальный священник о. Серафим Ган – золотым наперсным крестом. Причащалось около 200 человек духовенства. После молебного пения Божией Матери и преподобному Серафиму в зале близ Синодального дома состоялась праздничная трапеза. За трапезой митрополит Лавр приветствовал всех с торжеством и напомнил всем слова преподобного Серафима: «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся».

В четверг 11 декабря совещание продолжится в Наяке. Предполагается, что на пленарном заседании в конце дня начнется обсуждение резолюции.

Церковно-научный центр
“Православная энциклопедия”