Новости православия (архив)

3 Марта 2004

Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на II Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2 марта 2004 года)

На пространстве Содружества Независимых Государств живет множество народов с их самобытными культурными и религиозными традициями. Распад прежнего многонационального государства, обостривший межэтнические противоречия, поставил нас перед необходимостью найти тот modus vivendi, при котором могли бы мирно сосуществовать разные этносы, религии и культуры.

Куда нам обратиться в этих поисках? Иногда нам говорят, что наиболее удачным опытом межрелигиозного диалога и сотрудничества является опыт благополучных стран в дальнем зарубежье. Конечно, этот опыт мы с уважением изучаем и во многом используем. Но нужно ли основываться только на нем?

Между прочим, история Западной Европы изобилует религиозными войнами и конфликтами. И хотя они канули в лету, там до сих пор не могут разрешить вновь возникающих конфликтов. Так, правительство Франции вопреки воле многих верующих практически добилось запрета носить в публичных местах религиозные символы – мусульманские хиджабы, заметные христианские кресты, иудейские кипы, сикхские тюрбаны и так далее. Не акт ли это отчаяния? Не попытка ли уйти путем запретов от реальной жизни, в которой религия играет все более заметную общественную роль?

В странах СНГ отношения между разными религиями, а также между религиями и секуляризмом видятся менее конфликтными. Да, мы прошли через ожесточенное противостояние веры и неверия, но оно окончилось гражданским миром. Да, были межнациональные и политические конфликты, но они никогда не перерастали в религиозные войны. Трудно представить себе более мятежное время в России, чем начало XX столетия, когда произошла революция и в стране вспыхнула братоубийственная война, когда перенапряглись не только классовые, но и межэтнические отношения. Однако вот что писал в 1922 году в газете «Еврейская трибуна», издававшейся в Берлине, ее редактор М.М. Винавер: «Православная Церковь в целом, как единение верующих, и особенно верующий православный народ не проявлял никогда по отношению к евреям ни прозелитизма, ни резкой нетерпимости, ни активности в преследовании. Истинно-верующий русский народ, привыкший к разнообразию мнений в вопросах веры, сам склонный искать и углублять вопросы веры, не только мирится, но понимает и уважает инаковерующего, лишь бы вера его была чиста и искренна» («Большевики и Православная Церковь». «Еврейская трибуна», 1922, №23 (128) от 19 июня).

У нас есть своя эффективная модель мирной совместной жизни, достойного преодоления противоречий. В чем причина этого? Полагаю, что она – в нашем историческом, духовном, культурном наследии. Нас, сидящих в этом зале, объединяет не только единая история, не только общий личный опыт и общий опыт наших народов. Нас объединяют во многом схожие духовные идеалы, и один из них – это идеал смирения. Поясню, почему я вспомнил здесь об этом слове, которое так часто употребляется во дни Великого поста.

О добродетели смирения сегодня говорится очень мало, она давно «вышла из моды». Однако смирение есть не добровольное убожество, но сознательный отказ от гордыни, в частности, отказ от попытки построить своими силами царство Божие на земле, отказ от горделивого «социального конструирования». Мы смиренно любим Творца и созданный Им прекрасный мир. Упование только на человеческие силы – не наша традиция. Нам чуждо стремление создать единую квазирелигию, сформировать «глобальную этику». Мы уважительно и бережно относимся к традициям, которые веками присутствуют в наших народах. Каждый из этих народов, каждая национально-культурная община имеет право на свой образ жизни, на свои принципы построения социума. Никто не должен навязывать ей иную общественную модель, особенно с помощью силы.

Диалог и сотрудничество религий сегодня стимулируются открытием границ, усилением международного сотрудничества, совместным участием стран и народов в мировых процессах. В то же время для нас – верующих традиционных религий – отношение к интеграционным процессам обусловлено нашим долгом сохранять и развивать уникальность личности, семьи, народа, исконные духовные традиции наций и этнических групп. Возможность утраты отеческой веры никогда не станет для верующих допустимой ценой интеграции с кем бы то ни было – это многократно доказано историей.

С другой стороны, очень важно, чтобы отстаивание и поиск национальной идентичности не приобретал форм крайнего национализма и ксенофобии, способные привести к кровопролитным конфликтам. И здесь особо следует подчеркнуть роль межрелигиозного диалога, который важен не только как средство преодоления возможных недопониманий и подозрительности между религиозными общинами, но и как способ совместного отстаивания в условиях секуляризма духовных и нравственных ценностей, провозглашаемых традиционными религиями, отстаивание права на религиозный образ жизни, осуществляемый на уровне личной и общественной жизни.

Будущее мирового устройства не в плавильном котле цивилизаций, разрушающих традиционные ценности, в том числе и религиозные, но во взаимоуважительном сосуществовании и сотрудничестве всех культурных моделей. Очень важно, чтобы ни одна из этих моделей не претендовала на универсальность и не подавляла другие политической, экономической или военной силой.

Ведет ли к распаду единства человеческой семьи многоциливизационное устройство мира? Нет. При условии, если удастся избежать взаимной изоляции и отчуждения. Именно поэтому между целостными этнокультурными общинами необходим диалог. Диалог, направленный не на смешение вер, не на их «объединение» вокруг секулярных идей устроения мира, вокруг материализма и рационализма. Нам нужен диалог, который позволит каждой религиозной традиции раскрыть свой потенциал в созидании личной, семейной, общественной жизни, в построении прочного и справедливого мира.

Пространство СНГ – это уникальное место в мире, где такой диалог возможен. Полагаю, религиозные лидеры СНГ в полной мере используют эту возможность во благо своих народов и народов всего мира.

Официальный сайт
Русской Православной Церкви.

Читайте также: