Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
29 Апреля 2012
Второе воскресенье после Светлой седмицы – память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, которые более всех прикоснулись к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца.

Святые Жёны-мироносицы несут миро, хотя при погребении Христа тело было помазано и погребено по обычаю иудейскому. Что это значит. «Неужели недостаточно мира было принесено для Господа? Они купили ароматы, чтобы помазать тело Господа. Это значит, что поклонение, которое оказывают другие люди Христу, любовь, которую они приносят Ему, не может препятствовать нам приносить наше поклонение Господу» (здесь и далее – прот. Александр Шаргунов).

Остановим своё внимание на теме нашего разговора. Мироносицы на русской земле. Судьбы русских женщин. Дело в том, что тема Родины, её судьбы у других народов может быть малопонятной, не важной. Но для России, для русской истории эта тема звучит внятно и понятно вот уже без малого 900 лет со «Слова о Полку Игореве». И даже раньше, со «Слова о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

Господь открывает нам Себя во всём творении Своём. Вслушиваясь в слова проповеди, вчитываясь в её строки, понимаешь, что смысл происходящего в евангельские дни не перестает быть во времени. И пространства для евангельских событий будто не существует: вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом ты сам или рискуешь положением в обществе, имеешь отвагу и храбрость войти к Пилату с дерзкой, по мнению придворного окружения прокуратора Иудеи, просьбой выдать тело казнённого для погребения, или ты не с ними, а трусливо прячешься от глаз соплеменников. Не одни только жёны-мироносицы идут ко гробу в предутренней темноте, но и ты, то ли вместе с ними, или опять нет тебя среди тех, кто готов стоять за дело Христово до конца, каким бы этот конец ни был.

В день, когда пишутся эти строки, за церковной оградой, напротив нашего храма открывается памятник воинам, павшим на полях Великой Отечественной войны. Это знак нашей памяти о прошлом. Рядом с храмом, внутри церковной ограды приготовлены к установке новые купола с покрытием под золото. Это тоже знак, – восстановления и благоукрашения храма, знак возрождения веры в нас, в нашем народе. Но снова вчитываясь в строки Евангелия дня, вслушиваясь в слово проповеди, понимаешь, что Господь не этого от тебя ждёт, не внешних знаков твоего внимания, уважения, или почитания, не к памяти твоей обращается, но свидетельствует, что Он жив, что Он сейчас ведёт тебя на Голгофу ко гробу Своему в сегодняшний ранний предрассветный час. Он сейчас предлагает тебе войти в преторию и, набравшись отваги и храбрости, просить Понтия Пилата выдать тело Казнённого, т.е. Свое Пречистое тело для погребения.

Вглядываемся в себя. О чём наша самая глубокая мысль? Какое самое сильное желание? Самое тайное движение души куда направлено? Видим ли мы себя в череде мироносиц?…

Через 800 лет после «Слова о полку Игореве» появилась песня, проросшая, как ветвь от корня, из образа и глубинной сути «Слова». Прислушайтесь к этой песне:

Враги сожгли родную хату,
Убили всю его семью,
Куда теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в широко поле
На перекрёсток двух дорог,
Нашёл солдат в широком поле
Травой заросший бугорок….

Вернулся солдат с войны домой, к любимой жене, к родной земле, на Родину, вернулся защитник земли русской, вернулся из той битвы, которой, как и в «Слове о полку Игореве» «ещё не бывало». Но почему не слышно голосов песен девушек «на Дунае»? Сёла не рады, грады не веселы? Но вот его Прасковья, его жена: лежит в могиле. «Никто солдату не ответил, никто его не повстречал. И только тёплый летний ветер траву могильную качал». Чувствует ли солдат себя победителем? Пришедший на могилу Прасковьи, он просит у неё прощенья за то, что пришёл к ней «такой». Здесь речь не только о судьбе одного человека, но глубже, – о Родине, о всей земле русской. Не так в «Слове о полку Игореве»: разбитый и плененный герой «Слова» и впрямь герой: едет по главной улице Киева, но входит не в главный храм святой Софии, а направляется к успенской Церкви, к Богородице Пирогощей. В народном сознании этот образ, как считают некоторые исследователи, сближается с образом Параскевы Пятницы. Интересное замечание историков: большинство битв в русской истории начинались в пятницу, в день Господень. И освобождение самого Игоря происходит, согласно Иппатиевской летописи, в пятницу: «Се же избавление сотвори Господь в пяток».

Русская земля возрастила бесчисленный сонм святых жен, среди них есть благоверные княгини, преподобные, мученицы, праведницы, Христа ради юродивые. Но в житийных сказаниях запечатлена жизнь не многих из них, но лишь малая часть этих праведниц Святой Руси, утаенных от мира и в полной безвестности совершавших свой подвиг подражания Пресвятой Богородицы.

Святые жены Руси прошли свой путь по-разному. Одни из них, как святая равноапостольная княгиня Ольга, облеченная верховной властью, оказались причастны к решениям судьбоносным для всего нашего Отечества. Другие, как преподобная Ефросиния Полоцкая и святая преподобная мученица княгиня Елизавета, уходили в монастырь, оставив свое высокое положение. Святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская, избрали свой путь святости в юродстве. Созидали свою домашнюю церковь, проходили путь семейной жизни святая благоверная Иулиания Лазаревская, святая благоверная княгиня Феврония Муромская, святая преподобная Мария, мать преподобного Сергия Радонежского, святая преподобная Ефросиния Московская и другие, известные, малоизвестные и вовсе неизвестные миру. Когда, например, жила праведная Иулиания Ольшанская? О ней мало сведений, и только гроб с камнем гласит: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Гергия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девою на шестнадцатом году от рождения».

«Миронисицы идут, как сказано по-церковнославянски, «Еще сущей тьме» – от этих слов возникает ощущение рождения нового мира и нового человека. Мы видим почти физически как исчезает тьма и воспринимаем духовно, как мрак смерти уступает место свету нового дня, когда идут жены-мироносицы ко гробу. Но поистине видим утро творения нового мира, о котором возвещает Ангел. Как будто говоря о солнце воссиявшем, слово Божие возвещает нам не столько о физическом солнце, сколько о Солнце Правды, Христе.

Что может значить это приношение перед лицом смерти, что может оно изменить, какой смысл в таком риске? Им даже помазать тело Христово не было дано, но они были помазаны благодатью Божией, любовью Христовой за эту свою решимость.

В тех обстоятельствах это было для них единственной возможностью отдать Господу всё, что у них есть. И это всё, что нужно Господу от каждого человека. Этого достаточно было Господу, как всегда будет достаточно, чтобы свет новой жизни воссиял для нас. Вот тайна Воскресения Христова и человека, который рождается во Христе воскресшим».

Мы ублажаем преподобных матерей, святых женщин, мучениц праведных, блаженных и юродиевых Христа ради. «И в сонме мучеников мы видим овеянных великой славой женщин, пострадавших за Христа.

В христианстве женщина поднята Основателем его на небывалую высоту. Оно разрушило старый обветшавший мир и построило новую жизнь на земле на началах, принесенных в этот мир нашим Спасителем. В христианстве все люди равны перед Богом: совершенное равенство среди людей и возможно только в христианстве» (Митрополит Николай (Ярушевич))

Наши святые жены мироносицы молятся о нас Господу.

В августе 2001 года в Белграде, в пятницу, 31 августа была закончено повествование о небесном заступничестве преподобной 11 века от рождества Христова, Параскевы Пятницы одной семье. Пишет женщина, жена и мать. Страшная буря второй мировой войны разметала её семью. И вот, вконец обессиленный от чрезмерного перенапряжения, вернулся демобилизованный по состоянию здоровья её муж. Война уже подходила к концу. После долгого-долгого рассказа о пережитом, он достал иконочку преподобной:

«Это она меня спасла, – сказал он, заканчивая свою страшную повесть о войне. Из нагрудного кармана он бережно достал старую фотографию и маленькую иконку. На фото были мы втроём. На иконке, – она.

«Мне подарил это один наш доброволец, когда вышел к своим. «Молись ей и она тебя спасет!» – так сказал он. Знаешь, я почему-то думаю, что без неё я бы никогда не нашёл вас».

«Я тоже так думаю», – прошептала я голосом, прерывающимся от слёз и сердечного волнения.

«Я постоянно носил его с собой, на груди… Почему-то она была для меня необычайно дорога. Словно тонкая ниточка, связующая меня с вами, как будто вас у меня стало трое».

Я взяла иконку из рук мужа. Затем запустила его руку под подушку и, когда убедилась, что он нащупал то, что там лежало, осторожно потянула её обратно. Пусть видит.

Это была ещё одна икона Преподобной. Точь-в-точь такая же, как у него. Я тоже всё это время носила её на груди, а на ночь клала в изголовье.. И помята она была точно в тех же местах, что и у него…. Но что удивительнее всего, они словно изменили лик. Мы ясно видели, как она, такая сдержанная и недостижимая в своём небесном спокойствии, открыто выражала свою радость. Радовалась вместе с нами, как дитя! И обещала самое главное! Обещала никогда не покидать отныне нашу семью.

О, сколько много значило для меня её обещание! Её любовь к нам! Её вера, часть которой она сумела передать мне!.

Мой муж был теперь со мною. Он был измучен скитаниями, изнурён болезнью…Я знала, что мне предстоит тяжелейшая борьба за него. Но я не боялась. Я знала, что сумею теперь собрать по частям лучшие мгновения нашей прежней жизни. И соединить их в новую жизнь, которая будет лучше.

«Я свяжу их надеждой. Сглажу все неровности верою. Оживлю любовью то, что пока ещё мертво. Так, как она учила меня», – думала я. Что бы ни произошло, впереди нас ждало счастье. Ведь мы были все вместе. Вместе с нею. Она теперь тоже была с нами. Как была и всегда. Со всеми, кто призывает её святое имя. Мать и заступница наша. Преподобная Параскева».

С настоящим женским днем вас, возлюбленные о Христе сестры!

Александр ФОКИН

Ссылки по теме: