Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
12 Октября 2012

То, что дети и подростки сейчас читают гораздо меньше, чем лет тридцать назад — это уже аксиома, это всем очевидно, и незачем приводить данные социологических исследований. А вот на вопрос «почему» простого и однозначного ответа нет.

То есть версий-то много, и самая распространенная — во всем виноват компьютер. Вместо того, чтобы читать хорошие добрые книжки, дети уткнулись в монитор и играют в стрелялки-убивалки, чатятся в социальных сетях, скачивают прикольные видеоролики (и хорошо еще, если не порнуху). А мне кажется, это все-таки не причина, а следствие чего-то более серьезного.

Но сразу оговорюсь: я в этой теме не могу считаться профессиональным экспертом. Не занимался исследованиями детского чтения, не проводил статистически достоверные опросы. Такие исследования делали специалисты — например, сотрудники Российской государственной детской библиотеки. Я же сужу по своему многолетнему опыту общения с детьми — и с детьми, занимавшимися у меня в литературном объединении «Кот в мешке», и со своими учениками в школе (давно это было, в конце 80-х годов прошлого века), и с детьми моих друзей и знакомых, и с друзьями этих детей...

Тема для меня важная. «Котом в мешке» я руковожу уже 17 лет, и давно заметил, что с каждым годом

КОЛИЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СНИЖАЕТСЯ. ПОЧЕМУ СНИЖАЕТСЯ, ЯСНО: ДА ПОТОМУ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ПРАКТИЧЕСКИ СТОПРОЦЕНТНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ЧИТАЮЩИХ ДЕТЕЙ И КОЛИЧЕСТВОМ ПИШУЩИХ.

Все очень просто: желание написать что-то свое — будь то стихи или рассказ, или сказка... да хоть драма в трех действиях — возникает именно как реакция на прочитанное. Прочитал, впечатлился, вдохновился... и попробовал сделать не хуже. Кто не любит читать — тот не захочет и сочинять.

Почему же не любят? На мой взгляд, проблема куда серьезнее, чем появление новых информационных технологий. Главное — это то, что происходит с родителями современных детей.

А с родителями вот что происходит: во-первых, они сами перестали читать. Перестали по разным причинам. Например, так много работают, что уже и не до чтения. Приходят домой поздно вечером, усталые... и максимум, на что способны их измученные мозги — это на телевизор или видео. Или перестали читать, потому что не находят в нынешнем колоссальном потоке литературы ничего достойного, ничего близкого сердцу и уму. Им кажется, всё сплошь чернуха-депрессуха. На самом деле, конечно, не сплошь, но ведь не каждый станет перерывать груды словесной руды... Или просто изменились интересы, все мысли крутятся вокруг быта, карьеры, обустройства личной жизни... а прежние, юношеские увлечения кажутся наивными, идеалистическими.

Можно еще и еще выискивать причины, но главное —

ТЕ, КОМУ ПРИМЕРНО ОТ 30 ДО 50 ЛЕТ (ТО ЕСТЬ ПОКОЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ), САМИ УЖЕ В МАССЕ СВОЕЙ НЕ ЧИТАЮТ. ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАЯДЛЫЕ КНИГОЛЮБЫ ПОГОДЫ НЕ ДЕЛАЮТ.

А раз не читают — то и дети их, скорее всего, читать не станут. Ведь этим делом можно только заразиться... и заражение чаще всего происходит именно в семье. Нечитающие родители могут сколько угодно твердить детям о пользе чтения, могут сколько угодно заставлять их читать — результат будет нулевым, а то и отрицательным. Так можно воспитать только ненависть к чтению. А вот когда ребенок видит, что мама с папой что-то увлеченно читают, обсуждают, спорят, ищут какие-то книги, что-то у кого-то берут почитать, что-то кому-то дают — вот тут и собственный интерес возникнет. Его остается лишь умно поддержать.

Но, кроме «во-первых», есть и «во-вторых», еще более серьезное. Это стиль отношений между родителями и детьми, и шире — стиль отношений в семье.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НАЧАЛ УВЛЕЧЕННО ЧИТАТЬ, НУЖНО ВООБЩЕ СФОРМИРОВАТЬ У НЕГО ИНТЕРЕСЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧТЕНИЕМ. А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО, ЧТОБЫ В СЕМЬЕ ЛЮДИ ВООБЩЕ РАЗГОВАРИВАЛИ ДРУГ С ДРУГОМ О ЧЕМ-ТО ИНОМ, ПОМИМО БЫТА.

Нужно, чтобы родителей волновали какие-то неутилитарные темы — тонкости человеческих отношений, красота природы, устройство мироздания, история своей страны и других стран, социальная справедливость, вера... то есть душевное и духовное, проще говоря. Причем обо всем этом мама с папой должны разговаривать не только между собой, но и с детьми — естественно, учитывая их возраст, их особенности. В этом случае и у ребенка возникают различные неутилитарные интересы, а удовлетворить эти интересы лучше всего чтением книг (кино в этом отношении хуже тем, что не дает такого простора для воображения, сопереживания и сотворчества).

Но с такими отношениями сейчас плохо. Все стало слишком плоским, слишком приземленным, слишком заточенным под зарабатывание денег. Любить детей, конечно, не перестают — против природы не попрешь! — но выражается эта любовь чаще всего в виде материальной заботы: чтобы были накормлены, одеты, чтобы не стыдно было перед соседями. Разговаривать на отвлеченные темы некогда, да и непонятно, зачем. Потому, кстати, и компьютеры с интернетами покупаются — это чудесный способ избавиться от необходимости общения с подросшим чадом. Пусть, мол, сидит дома, за экраном, а не бегает по улице, где наркоманы-маньяки-террористы на каждом шагу... Из этой же серии мода затыкать маленьких детей мультиками по видаку или аудио-сказками. Лишь бы не мешал, лишь бы не вертелся под ногами...

ЭТОТ ДЕФИЦИТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕНИЯ В ИТОГЕ ОБОРАЧИВАЕТСЯ КУДА ХУДШИМИ ВЕЩАМИ, ЧЕМ НЕЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ. НАПРИМЕР, НЕЛЮБОВЬЮ К ЛЮДЯМ — ПРОСТО ПОТОМУ ЧТО НЕ НАУЧИЛИСЬ ВОВРЕМЯ ЛЮБВИ. ИЛИ ТУПОСТЬЮ — ПОТОМУ ЧТО НЕ НАУЧИЛИСЬ ВОВРЕМЯ ДУМАТЬ. ИЛИ БЕЗВЕРИЕМ — ПОТОМУ ЧТО РОДИТЕЛЯМ (МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ И ВЕРУЮЩИМ) НЕКОГДА БЫЛО ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВЕРЕ.

А из некогда получается никогда.

КАПЛАН Виталий

Источник: Фома