Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
3 Декабря 2012

Студия «Одигитрия» по заказу Миссионерского отдела Московской епархии. Фильм о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, 2011 год.

4 декабря по новому стилю, 21 ноября по старому, Русская Православная Церковь вместе со всем православным миром празднует один из великих двунадесятых праздников, праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из главных праздников, посвященных земной жизни Богородицы, и один из трех, основанных на Священном Предании. Кроме Введения в числе великих празднуется также Рождество Богородицы и Ее Успение. А на Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда осуществилась великая земная миссия Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Кроме этих главных праздников, конечно празднуется еще память сотен чудотворных икон Богородицы – некоторых, как например Казанской – по несколько раз в год. Празднуется Покров Пресвятой Богородицы, столь любимый в русском народе. Много-много праздников, отражающих великую благодарность и любовь нашу к Заступнице усердной рода христианского. И среди всех этих праздников Введение во храм – это день своеобразный, особенный, аналогов которому в Церкви больше нет.

Что же мы празднуем в этот день? И почему праздник Введения считается великим? Священное предание говорит нам о том, что когда Богородице исполнилось три года, ее родители, которых Церковь именует богоотцами, Иоаким и Анна отвели свою дочь в храм, чтобы во исполнение обета посвятить ее Богу, «воспитаться Божественной благодатью», – как поется об этом событии. Этот родительский обет был исполнен в благодарность Богу за дарованное дитя. Поскольку Анна долгие годы страдала бесплодием, а это считалось в Израиле тяжелым наказанием. В то же время посвящение младенца Богу не предполагало его дальнейшей аскетической или монашеской жизни. Просто родители в знак благодарности Богу передоверяли воспитание ребенка непосредственно служителям храма, а через них – Богу. Это был знак высшего доверия Вседержителю.

Храм, как мы знаем, в Иерусалиме был один. В нем была Святая Святых, алтарь, где некогда хранился Ковчег Завета, но кроме того, были в комплексе храма и особые духовные школы, где воспитывали отроков и отроковиц, посвященных Богу. Эти школы были тоже частью храма. Вот сюда-то и привели юную девочку Марию. Встретил девочку по преданию Первосвященник Захария. Он был не только высшим духовным лицом Ветхозаветной Церкви, но и безусловным моральным авторитетом, национальным лидером, если угодно.

Когда девочку Марию поставили на первую ступеньку, ведущую в храм, она, преисполненная таинственным восторгом, сама без посторонней помощи взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в Святилище. Это Ее восхождение свидетели восприняли как настоящее чудо. Церковное Предание говорит нам о том, что Пресвятая Дева, хотя и трилетствовала телом, но уже многолетствовала духом, и, хотя младенчествовала плотью, но была совершенна душой. В храм она вошла торжествующей и радостной, как в заветное пристанище своей души. И еще Предание говорит нам о том, что это восхождение отроковицы Марии во храм произвело такое сильное впечатление на Первосвященника Захарию, что он, вопреки традиции, ввел девочку в Святая Святых, куда даже и сам имел право входить только раз в году. У святых отцов об этом повествуется, что «он был вне себя, Богом объят».

Но, конечно, праздник Введения во храм не связан только с этими священными минутами. Он перспективно заключает в себе воспоминания о всей жизни Владычицы нашей Богородицы вплоть до Благовещения – следующего события Ее жизни, которое празднуется уже отдельно.

Пребывая во храме, Приснодева Мария поражала всех окружающих своим совершенством, полнотой своих добродетелей. Она занималась, конечно, традиционным рукоделием, но кроме того, очень деятельно и самоотверженно помогала нищим, больным, тем, кто приходил в храм по необходимости. При этом она проявляла и глубочайшее смирение, и кротость, и терпение, которые удивляли и восхищали всех окружающих. По сути, Богородица с младенчества, с самого введения Ее во храм вела жизнь ангельскую. Она уже в три года, переступая через громадные ступени Иерусалимского храма, переступила и через свою человеческую природу, вознеслась над ней.

За те восемь лет, которые жила Дева Мария при храме, она, взрослея плотью, в то же самое время духом возносилась все выше и выше, восходя из силы в силу по лестнице добродетелей. Когда девочке исполнилось 11 лет, она была к тому времени уже сиротой, ее обручили своему родственнику – праведному Иосифу, которому было тогда уже 80 лет, с тем, чтобы он соблюдал ее, то есть заботился о ней и оберегал. Таким образом, были соблюдены светские приличия – девушке найден муж, но, в то же время, уважена благословенная духовная миссия – обет безбрачия, который взяла на себя эта удивительная девочка. Девочка, которой уже две тысячи лет продолжают молиться сотни миллиардов христиан по всему миру. Уже сто поколений православных христиан молитвенно вспоминают о том, как святость маленькой девочки и святость храма соединились в этот день. Соединились, чтобы, в конце концов, породить высшую святость – святость Бога и Человека, соединенных во Христе.

Вот почему праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм – это по смыслу праздник православной педагогики. Очень важно, чтобы дети не только получали теоретические знания о Церкви, о Боге на уроках Основ православной культуры в школе, но чтобы они ощутили святость церковную непосредственно своей юной и восприимчивой душой. Этого живого церковного общения с Богом не заменит ни обычная школа, ни школа воскресная, ибо восхождение детской души к Богу – это процесс, с одной стороны, неизбежный, если только ему не препятствовать, а с другой стороны, процесс этот таинственный, совершаемый в Таинствах церковных и вдохновляемый на богослужениях.

Праздник Введения во храм потому и стал праздником великим, что воплотил в себе огромную силу Церкви, силу доверия и силу любви – ту силу, которая вознесла юную Богородицу по огромным ступеням храма и которая продолжает, спустя две тысячи лет возносить наших детей по трудным ступеням духовного опыта. И праздник Введения во храм – это есть праздник ангельской силы, приводящей людей к Богу.

Как и большинство других церковных праздников, введение Пресвятой Богородицы широко начало отмечаться Церковью довольно поздно – в VIII или в IX веке, когда и сформировался нынешний православный календарь. В России 4 декабря – это обычно время суровое, крепчают холода, сокращается день, а до спасительного Рождества еще больше месяца. Но главное – это начало Рождественского поста, именно с праздника Введения в церквях начинают петь ирмосы Рождества Христова «Христос рождается, славите». Таким образом, праздник Введения становится как бы прологом Рождественского поста, даже, по сути, введением в Рождественский пост. Но это не только календарная реальность, а это еще и смысловое соответствие, ведь с Введения во храм начался тот подвиг Пресвятой Богородицы, то Ее служение, та Ее великая земная миссия, которая в итоге и завершилась Рождеством Христовым. Вхождение юной девочки в храм, по мысли отцов Церкви, стало первой, еще безмолвной проповедью о грядущем Христе. В тропаре этого праздника так и поется: «В храм Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает».

В Подмосковье празднику Введения посвящено пятнадцать храмов, среди них – три монастырских. Один – в Ферапонтовом Лужецком монастыре, главный собор которого также посвящен Богородице, Ее Рождеству. Другой – в Старо-Голутвином монастыре, здесь Введенский храм под колокольней на протяжении многих лет оставался главным храмом Коломенской духовной семинарии, а праздник Введения был семинарским праздником. Но есть в Подмосковье монастырь, полностью, вслед за главным своим собором, посвященный этому празднику. Это – Владычный Введенский монастырь в Серпухове, один из древнейших монастырей на Руси, был основан святителем Алексием и учеником его – преподобным Варлаамом, еще в 1360-м году. Главный монастырский собор тоже древнейший. С этим монастырем связывают и написание первой иконы Введения Богородицы. Прежде этот сюжет изображали только на фресках, а написанная здесь икона прославилась множеством чудес. Примечательно, что именно при Владычном монастыре, в напоминание о празднике, создана и замечательная православная школа. Кстати, в некоторых православных гимназиях Подмосковья уже возрождена древняя традиция раздельного обучения мальчиков и девочек.

Среди приходских храмов, посвященных празднику Введения, есть три, которые Божией милостью не закрывались в советские годы. Один – Введенский храм в Дмитрове, в Заречной слободе. Другой – храм в селе Спирово Волоколамского района на родине Иосифа Волоцкого, где пребывает икона Николы Волоколамского, – одна из главных святынь этой земли. Третий храм, деревянный, в селе Рыжово Егорьевского района. Храм этот удивительной судьбы – он был перевезен из московского Люблино в Подмосковье в начале 20-х годов прошлого века, по сути, выкуплен у большевиков. И вот как бы в награду за этот благочестивый подвиг местных крестьян, Введенский храм счастливо избежал разорения и не закрывался в советские годы.

Строятся в память Введения, конечно, и новые храмы. Например, с небольшого, тоже деревянного Введенского храма началось возведение большого Христорождественского собора в Мытищах. Здесь опять-таки престольный праздник Введения стал прологом праздника Рождества, которому посвящен этот величественный собор. Но и с освящением собора в маленьком Введенском храме проходят и богослужения и православные рождественские представления, которые каждый год посещает Владыка-митрополит Ювеналий:

«Можно сказать, что Царица Небесная особым покровом осеняет нашу землю, и мы имеем великую радость, что стяжали Ее, каждый из нас, своей Заступницей. И Матерь Божия неотступно пребывает с нами, помогая нам, как бы утирая слезы наши. Поэтому мы именуем Ее Заступницей усердной рода христианского».

Расшифровка Pravchelny.Ru