Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
Старый мужчина (рассказ попутчицы)
Вот слушай: одна моя знакомая вышла замуж за уже старого человека 67-ти лет (ей самой, как мне, 38 было). Так вот, этот мужчина, он всю жизнь путешествовал – всю Россию изъездил, везде побывал. Нравилась ему это – дома редко, всегда один, всегда в дороге. А на старости лет вот встретил её, одинокую подругу мою: женился на ней и вскорости умер, оставив жене квартиру в Москве и двух дочерей.
Дорога до Верхотурья
Еду к отцу. Мы не виделись уже 20 лет, но мне не страшно.
На правом берегу Камы нас провожают сухие деревья – ряды и ряды, и целые массивы мёртвых молодых елей – шоссе сквозь высохший лес. Говорят, что это – заразная болезнь, и лечится она только вырубкой погибших. Но вырубать некому – лесников теперь мало.
Отец мой ушёл, когда я готовился пойти в первый класс. Через некоторое время после его отъезда пришла посылка, а в ней среди коллекционных марок и пакета со жвачками лежала детская Библия в голубой обложке. Так мы узнали, что он принял постриг в одном из сибирских монастырей.
Я покидаю дом, и подсолнухи за мёртвыми перелесками тяжелы, но ещё смотрят в небо. Август над головой.
Попутчица рассказывает историю своей подруги и старого путешественника – у неё приятная уральская речь (как бы поёт). Тут впервые замечаю, что делаю какой-то лживый душевный «жест»: вместо того, чтобы просто слушать, я вижу, как буду из всего этого составлять эссе – как всё это будет хорошо смотреться и читаться… Подъезжаем к Екатеринбургу, а там – чай и холодные треугольники из фольги… Запомнить, запомнить: и эту фольгу с квадратиками картошки, и как читал «Имя Розы» на неуютном вокзале – запомнить и записать…
Вид на озеро Таватуй со станции Верх-Нейвинск |
Проводница, отряхивая с манжет униформы хлебные крошки, говорит: «Места здесь благодатные, это – да».Общий билет до Верхотурья подразумевает старый вагон СВ класса – сидеть надо смирно, спать не получится. Железнодорожная ветка указует строго на север. Станция Верх-Нейвинск: выходим из поезда. С правой стороны от дороги, у наших ног огромное озеро, а за ним посёлок на невысоких горах, которые теряются в серой, голубой, синей перспективе холодной воды на небе и на земле. Все пассажиры стоят у края платформы – кормят огромную стаю диких уток. Воздух чистый до боли в горле. А слева от путей закрытый город Новоуральск – а там и заводы, и улицы, и жилые дома, и дачи – всё за забором. А вот бурая покосившаяся изба с большим британским флагом на крыше.
Стация Верхотурье. Вижу пролетающую за окном тормозящего поезда фигуру в рясе – теперь мне страшно.
Верхотурье: день первый
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. Источник: photosight.ru |
Мы встретились, и отец представил меня наместнику. Женщина из церковной лавки подарила мне пакет с клюквой.
Отец рассказал о своём пути в этот город, о своём пути от семьи, заплакал и ушёл исповедовать. Теперь я сижу один на монастырском дворе и ем эту клюкву. Тут снова представляю себе: как, должно быть, выгляжу со стороны – «сидит вот под мелким, солнечным дождиком молодой путешественник и медленно-медленно, по одной ягодке, кладёт себе в рот кислую клюкву, а лицо такое одухотворённое…» Быстро вхожу под своды церкви Спаса Преображения, и встречаю родную бабушку – ныне монахиню – она берёт меня под руку и не отпускает до конца службы.
Ужинаю совместно с братией и трудниками – неловко, но сосед по столу это понимает, и сам накладывает мне фасоль.
Снова спускаюсь во двор и обхожу большой собор несколько раз. Отец выходит из церкви поздно – сегодня исповедь затянулась. Молча садимся на мокрую скамью. В сумерках к нам подходит один из трудников – высокий бородатый – он с удочкой, и просит у отца благословения, чтобы пойти на рыбалку. Отец отпускает его, и говорит мне, что жить в монастыре трудно, что устаёт человек в добровольной, постоянной борьбе с собой, что каждому бывает необходимо передохнуть от этой войны и одинокому половить рыбу в реке за оградой.
Я ночую в бывшей иконописной мастерской.
Верхотурье: день второй
Пять утра на московских часах. Колокол будит к службе.
Река Тура, г. Верхотурье. Источник: photosigth.ru |
Сегодня много гуляю по городу. Хожу над рекой Турой, долго стою над обрывом. Обхожу самый маленький русский кремль. Захожу в женский монастырь: в соборе обители нежные цвета стен, живые цветы в вазах, солнечные блики и зайчики на иконах – мужчины-монахи смеются: «Сразу видно женскую руку!»
Троицкий собор, Верхотурье Источник: photosigth.ru |
Пью кефир и дремлю на скамейке у памятника царю Фёдору Иоановичу. Тётка моя, Ирина, работает в лавке Троицкой церкви – посетил и её. Старый железный велосипед готов отвезти меня дальше – к яблоневым садам. Но это ещё не сейчас.
Храм всех святых в земле Сибирской просиявших
Четыреста лет назад появился в этих местах человек по имени Симеон. Рода он был, как говорят, дворянского, но всё бросил и перебрался в село Меркушино, что в семидесяти километрах от Верхотурья. Жил тихо и слыл человеком набожным. На жизнь зарабатывал тем, что шил людям шубы, ловил рыбу в Туре. Умер молодым от болезни желудка.
Свт. прав. Симеон Верхотурский |
Через полвека гроб с телом Симеона был вытолкнут на поверхность земли родниковой водой. Останки были нетленными. Люди признали святого. Начались чудеса. Вскоре жители Меркушино решили перенести мощи Симеона в город. В семидесятикилометровом пешем крестном ходе участвовал юродивый Косьма, который передвигался на четвереньках, и лишь трижды за весь этот путь он громко просил: «Брате Семеоне, давай отдохнём!», и тогда люди не могли двинуть с места останки святого – они останавливались, пережидали недолгий отдых Косьмы и двигались дальше.
Прошло ещё около трёхсот пятидесяти лет, и уже мы едем с отцом по этой дороге в Меркушино на микроавтобусе. Места давних остановок юрода отмечены двумя часовнями и монастырём «Косьминская пустынь».
Церковь Симеона Верхотурского в селе Меркушино |
По дороге ещё говорили о мученике Константине. Это был молодой, 24-х лет, священник, казнённый во время гражданской войны. Говорят, когда его вели на расстрел, он сам себя отпевал, а пред смертью благословил своих палачей. Когда люди смогли приблизиться к телу, то увидели, что рука Константина так и застыла в крестном знамении. Я, признаться, подумал тогда в машине, что рука, верно, окоченела в каком-то похожем жесте, но после своими глазами видел нетленные останки мученика и его руки.
Храм всех святых в земле Сибирской просиявших |
У реки деревянная церковь, построенная руками солдат и офицеров местного гарнизона.
Симеонов камень |
Стоя на камне, с которого Святой Симеон ловил свою рыбу, отец пел о нём кант, и рыба прыгала из воды.
Косьминская пустынь
Свято-Косьминская пустынь |
Маленький монастырь по афонскому уставу закрыт для мирян. Но нас впустили. Наш провожатый – монах, он выращивает во дворе тыквы. У него давний спор с одним из братьев: тот считает, что легкомысленные полосатые плоды и стелющиеся по брусчатке нахальные листья перед собором это – некрасиво.
Идём дальше. Встречаем инока – он играет с кошкой тряпочной мышью на верёвке, он замечает нас, он смущён.
Домик схимника возле ворот – говорят, нынче в редкость его строгие обитатели, но здесь живут.
Разговоры
Опоздал к общему столу – обедаю в кухне трапезной. За столом сидит молодой послушник и внимательно листает кулинарные книги – вокруг него этих книг штук 20 – не меньше, и видно: понимает он в них не очень-то – потому склонился над рецептами, как алхимик, запустив пальцы в рыжие волосы. Двое трудников моют посуду и убираются, один из них ставит CD: несколько раз с силой нажимает западающую клавишу магнитолы, наконец, диск начинает вертеться и звучит аудиокнига «Евангелие от Матфея». Но это длится недолго – что-то трещит и голос чтеца прерывается. Тогда повар достаёт отвёртку, начинает откручивать крышку проигрывателя…
Послушник: Ну и правильно, что сломался! И не надо нам это – я же вам говорил: пост. Пост! А вы возитесь с этим своим бум-боксом… Выкинуть его надо!
1-й трудник: Слушали-то полезное.
Послушник: Да, ну! Что полезное?! Суета одна – целый день шумит!
2-й трудник (Весело): А я сразу так и понял: магнитофон вообще – от лукавого!
1-й трудник: Ясно уж, яблоко раздора у нас тут!
2-й трудник: Вот именно, в искушение он – в искушение!
Послушник (махнув рукой): Лучше б молились! Давайте может молиться, а? Попробуем, что ли, поститься нормально хоть раз, а? А то совсем ведь…
2-й трудник: А проигрыватель – что?
Послушник: Вы-ки-нуть!
1-й трудник: Нет, мы лучше его в коробку сейчас положим – вот так – а как пост кончится, потом и починим.
2-й трудник: Нормально ты придумал!
Оба трудника смеются и предлагают мне добавки, а послушник ворчит, вчитываясь в потрёпанные груды рецептов.
Вершины
Весь день холодный дождь – осень уже давно здесь, хотя всё ещё август.
Мне дали ключи от колокольни. Крутая винтовая лестница поднимает над городом. Выше колокольни нет ничего – так мне сказали. Там, на верху, первое, что вижу, это – кресты на куполах: никогда ещё я не видел церковных вершин так близко и страшно (хотя, не впервые на колокольнях) – смотреть невозможно на эту близость, на эту возможность касания. И кому пришло в голову так строить?! Отворачиваюсь, сажусь на помост под колоколами… Что ж это я? Свежий лесной ветер очень холодный и дует со всех сторон – действительно, выше ничего уже нет... Да что ж это говорю?! Какой слабый у меня язык, какой неумелый. Быстро пишу стихотворение – я оправдываюсь…
Стены
Колония в Верхотурском монастыре |
Здесь была колония для преступных детей. И до сих пор ещё приезжают люди, которые могут сказать: «А в этой келье я сидел» или «Тут вот у нас были нары». Местами на рыхлой кирпичной ограде колючая проволока ещё сохранилась.
Изгнание
Рака с мощами Симеона Верхотурского |
В первые годы советской власти мощи Симеона Верхотурского были разъяты особой комиссией по борьбе с антиреволюционной деятельностью. Глава комиссии поднял над собой череп праведника, что-то такое сказал всем, улыбнулся и отвёз останки сначала на экспертизу, а после – в краевой музей. Посетителей в музее сразу прибавилось – люди приходили к Симеону, и не обращали внимания на экспонаты.
Человек с холмов
Холмы Верхотурья. Источник: photosigth.ru |
Человек живёт на холмах – не здесь, но близко. Он сторожит пчёл и читает «Краткий очерк аскетики». Кто он такой – никто не знает. Но впечатление производит приятное, хотя – явный бобыль, нелюдимец. Он ходит по дорогам тайги, оказываясь в нужном месте всегда раньше автобусов. Он словоохотлив. Но разговоры с ним утомляют путешественника, ведь он говорит, не думая о собеседнике, но, как деревянное ложе лесного ключа, хранит и даёт пробовать свои мысли. Его речи – вода, их всегда можно выплюнуть.
Красивый Завет
Перед отъездом отец подарил мне Новый Завет – небольшую чёрную книгу, обитую железом. Красивая, чистая – она была подарена отцу братом его духовной дочери, сгоревшей заживо в собственном доме.
Мы стоим на перроне, мы видим: там, за бурьяном в зарослях одичавшего сада, остов дома со следами пожара на старых, крепких брёвнах – там и жила прежняя хозяйка моей книги.
Мир тебе, незнакомая сестра! Я везу твой подарок в вагоне, переполненном пьяными рабочими севера, но слышу добрый печальный голос одного из них, читающего анекдоты своим сопутникам; я везу твой подарок сквозь высохший камский лес, и туман скрывает мёртвые деревья. Ничего не изменилось с моего отъезда, только подсолнухи склонились ещё ниже к земле.
Твою красивую книгу я буду показывать – так мнилось мне по дороге – я хорошо расскажу об истории моего подарка, и какими значимыми станут резные железные уголки, и строгий цвет обложки обретёт смысл; и само содержание, вслед за слушателями, глубоко-глубоко вздохнёт! И я достал её из пакета, и раскрыл на виду у всех…
Господи, как же стыдно! Как смешно я подставил золотое название этой книги под солнечные лучи… Я не могу – я закрываю рукой эти буквы – я выхожу из купе. Я маленький-маленький – все надо мной смеются – все строки Завета смеются моему нелепому украшению.
Верхотурская колокольня
Сибиряне поют о «делах-делах». Кругом голубая тайга, река... Всё под колоколами, однако, прах – И, даже, мастерская рука Колокольщика. Духа пустой полёт – Если высотам рад (О, безмысленный самолёт, мыслящий, что крылат!). Если бы раньше все звоны там - Там, ещё до церковных стен, Не обитали, то что ушам Дал бы отлитый тобой голем?Дмитрий РУСИН