Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
28 Декабря 2012

Ученик Сергея Королева, Сергей Златоустов почти всю жизнь занимался разработкой систем обеспечения жизнедеятельности космонавтов и преподавал в Казанском Авиационном Иснтитуте. В 60 лет профессор КАИ Сергей Златоустов пережил клиническую смерть. Когда сердце остановилось, Сергей взмолился к Богу: «Господи, прости мои грехи и верни на землю, чтобы я смог Тебе служить». Вскоре после этого профессор принял постриг с именем Филарет, а в 2006 году – великую схиму с именем Сергий. Сейчас 89-летнего схиигумена Сергия из Раифского монастыря многие знают как опытного духовника и обращаются к нему за советом. В том числе и мы.

Схиигумен Сергий (Златоустов).

— Когда начнутся последние времена и обещанные катаклизмы, а люди будут массово принимать антихриста, как нам устоять и не принять его? Как не купиться на слова лжепророков? Или православные и православная Церковь в этом смысле находятся в безопасности?

— В безопасности никто не находится. Все зависит от каждого человека в отдельности. Если человек на самом деле принял Христа и выполняет заповеди, хотя бы в основном, то он более-менее защищен. А если он христианин только на словах и выполняет одни обряды, то никакой защиты нет. У нас есть такие, что приезжают в монастырь, быстренько пробегают, ставят два десятка свечей и уходят. И они думают, что они заслужили какую-то благодать. Это же чушь. Самое главное – исполнение заповедей. Из них самая первая – любовь к ближнему. Если ты ненавидишь или презираешь или вообще не любишь кого-то из твоих знакомых или встречных или прочих, то считай, что у тебя уже защиты нет. Если мог оказать помощь кому-то, нуждающемуся или больному, даже просто помочь кому-то перейти улицу и не сделал этого – это уже грех, тоже прореха в твоей защите. Все зависит от тебя. Если четко выполнять все основные правила, то ты защищен. А выполнять не очень хочется, лень. Очень часто откладывают на завтра – сегодня я проживу так, а завтра я уж буду выполнять все требования, исходящие из заповедей – десяти заповедей моисеевых и заповедей блаженства, которые дал Христос. Их вроде много, но все они сводятся к одному, к любви и уважению к ближнему.

— Как подготовиться к концу света?

— Заранее никакого сообщения о конце света не будет. В Евангелии говорится, что это произойдет совершенно внезапно, и никто не знает ни дня ни часа. «Во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:40). А предварительные изменения в мире будут происходить, они плавно и происходят. Скажем, нарастание безнравственности сейчас уже идет во всю. Воровство и обман стали фактически нормой. Я знаю по нашей стране, поскольку в монастырь много приезжает людей и обманутых и просто недовольных. Но еще раз говорю, что никаких особенных изменений перед концом света не будет. В Новом Завете говорится, что может быть больше будет землетрясений, каких-то атмосферных явлений. Но это не будет такой очевидной катастрофической чередой, когда после относительно спокойной обстановки один за другим начинаются катаклизмы. Не будет этого. Поэтому готовиться нужно, но готовиться нужно в расчете на то, что может это быть и завтра. А не сидеть и спокойно ждать, блаженствуя где-нибудь на заморском пляже или в ресторане, и ждать, что вот будет сигнал, тогда я встану и мобилизуюсь. Этого не будет. Надо быть готовым каждый день – об этом много раз говорили и все наши святые, да и само Евангелие.

— Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что русский народ "может, и должен, соделаться орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии". Насколько сейчас эти слова подтверждаются?

— Серафим Саровский тоже говорил, что после больших потрясений Россия наконец встанет на ноги и будет примером для всего мира. Но пока еще этого нет, и потрясения идут. И, к сожалению, в нравственном отношении никакой подготовки к тому, чтобы стать примером не видно. Сейчас ведь идеология какая – каждый сам за себя. Настолько жестоки наши люди по отношению друг ко другу, что на этой почве происходит масса преступлений. Люди знают прекрасно, что они обманывают, что они хотят отнять последнее и идут на это. Убивают иногда своих бабушек, родителей, иногда из-за ничтожной суммы. Убивают детей. У нас очень сильно растет жестокость. Я по своему возрасту хорошо помню довоенное время, помню первые послевоенные годы. Война дала большой толчок общему настроению милосердия. В войну была масса примеров, и не только на фронте, но и в тылу, того, как люди делились друг с другом вещами, продуктами и всем прочим. А сейчас это представить себе невозможно. А что касается слов свт. Игнатия, нужно помнить, что есть святые люди, но это вовсе не значит, что каждое их слово свято. У ряда святых много совершенно ошибочных высказываний.

— Можно ли надеяться, что если будешь верен Богу по мере своих сил, то удастся пережить катаклизмы, сохранить жизнь, здоровье и имущество, ведь «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13)

— Спасется не в материальном смысле, а в духовном. А материальные потери вполне возможны и даже неизбежны. Спасение людей вовсе не означает, что они останутся здоровыми, с руками и ногами. С точки подверженности земным невзгодам мы ничем не отличаемся от всех прочих людей. Скорее наоборот – человек, который стремится приблизиться к Богу, обязательно получает болезни или какие-то подобные трудности. Смысл этих страданий в том, что Бог позволяет человеку пережить их в земной жизни, чтобы заслужить царство небесное. Эти страдания — искупление тех грехов, которые совершил человек. И мы знаем, что очень многие святые страдали. На Серафима Саровского напали разбойники и изувечили его. Он ходил после этого до конца жизни, согнувшись. Прп. Сергий Радонежский последний год жизни лежал больной. Тот же Игнатий Брянчанинов тяжело болел, да и многие другие.

—Если мы все-таки спасемся, благодаря верности Богу, то как не начать этим гордиться и не смотреть на других свысока?

— Гордиться нечем и некому. Потому что те, кто стараются выполнить все, выполняют все-таки далеко не все. И если есть элемент такого восхваления, даже молчаливого, в своей душе, если ты считаешь себя лучше кого-то, это уже большой грех. Потому что на самом деле ты не знаешь всех остальных людей.


Главное во всем сказанном одно – надо всем следить за собой. И если видишь, что можешь сделать добро для кого-то из ближних, а ближний это ближний не по родству, а тот, кто оказался в сфере твоего внимания и досягаемости, надо добро сделать. Если ты сделал добро, то считай, что это тебе будет поставлено в заслугу. А если ты можешь сделать, но по какой-то причине отказываешься, то это уже грех. Ведь грех это не только делать плохое, но и когда не делают хорошее, имея возможность это сделать.

Записал Кирилл МИЛОВИДОВ