Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
24 Января 2013

Сегодня всё больше и больше людей принимают святое Крещение, крестятся взрослые, крестят и младенцев. В дни особых торжеств длинной вереницей люди тянутся ко Причастию, а в посты сотни и сотни верующих соборуются, желая получить исцеление болезней душевных и телесных. Но мало кто понимает, что на самом деле происходит во время совершения церковного таинства. И виной тому не годы атеизма, а наше желание подражать западному рациональному подходу к духовности. Попытка определить таинство как внешнее действие, подающее абстрактные духовные силы и такую же абстрактную благодать, принесла свои плоды.

Сейчас среди подавляющего большинства верующих, воцерковлённых людей бытует два мнения в отношении таинств: первые считают их неким магическим действием, либо самодостаточным, либо требующим от человека веры и желания, вторые же полагают, что все церковные установления – это не более, чем традиция, но по вере человека дающая тот или иной результат. Истинные же природа, цель и значение таинства выразил ап. Павел: «…уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Цель любого таинства – соединение с Богом. Итог – схождение и пребывание в верующем Самого Святого Духа, третьего лица Святой Троицы. Да, во время совершения таинства человеку сообщается благодать, но это лишь следствие того, что человек соединился с Богом.

А теперь попытаемся рассмотреть, что же совершается в каждом конкретном таинстве. Во время Крещения, говоря "отрекаюсь", человек объявляет войну всем силам ада, говоря "сочетаюсь", клянётся в верности Христу и как печать присяги: "верю Ему, как Царю и Богу". В Крещении человек сраспинается Христу, исповедует, что Его страдания были "во исцеление души и тела". При погружении в воду он вместе с Ним погребается, умирает для греха, и, выходя из купели, воскресает вместе с Ним для жизни в Боге.

Следующее за Крещением Миропомазание предлагает человеку не какую-то абстрактную благодать, а Самого Святого Духа через помазание миром. Он сходит на крещаемого, как некогда на Христа во Иордане и на Апостолов в Сионской горнице. Человеку сообщается вся полнота благодатных даров, но не как самоцель, а как следствие единения нас с Богом.

Неотделимым ранее от Крещения было и таинство Святого Причастия, где под видом хлеба и вина мы принимаем и получаем Самого Христа, становимся сродниками Господу по плоти. Вот оно! Обожение человеческой природы, возможное только после второго пришествия, начинается уже здесь. Царство Небесное, в которое человек вступает только после смерти, уже раскрывается внутри него. Не менее значимыми являются и другие таинства.

Венчание восстанавливает ту первозданную взаимосвязь мужа и жены, разорванную грехопадением. Дух Святой сходит на венчающихся и даёт им неведомый доселе дар рождения и восприятия рода. Почему неведомый? Потому что, до этого физическая близость – это удовлетворение похоти, а чадородие – порой неподъемное бремя. Два человека становятся единым целым. Разве могут это сделать какие-либо подписи и печати? Нет, это подвластно только Богу. Священник ставит венчающихся рядом и, как бы от лица Бога, говорит: "се жена твоя" и "се муж твой", "и будете одной плотью, отныне вы усиливаете достоинства и скрываете недостатки друг друга".

Таинство Покаяния называют "вторым Крещением", поскольку и смысл и значение их сходны. Покаяние – это не просто перечисление своих грехов на исповеди, а решительное и бесповоротное изменение мышления. Сам Христос стоит перед кающимся и прощает ему грехи; Сам Дух Святой огнём Божества выжигает грехи и елеем (маслом) благодати лечит душевные раны; Сам Отец Небесный принимает кающегося в Свои объятия. Для чего же нужен священник? Об этом указывается в наставлении перед исповедью: "я священник, только свидетель и свидетельствую перед Ним (Богом) всё, что скажешь мне". Священник свидетельствует перед Богом, что грешник истинно кается, а перед грешником, что Бог действительно прощает его. Именно Он вяжет и решит грехи человеческие.

Соборование оказывает схожее действие. Семикратное помазание освящённым маслом восполняет растраченные на грехи и пороки духовные силы. Дух Святой сходит на помазующегося и исцеляет его духовные и телесные раны, а через это подаётся здравие и телу.
В таинстве Священства на выбранного и испытанного человека низводится Святой Дух, Который подаёт ему власть быть пастырем и учителем в Церкви. Апостол Павел пишет: "Дары различны, но Дух один и тот же" (1 Кор. 12:4). Вся полнота даров преподана человеку в Миропомазании, в таинствах Покаяния и Соборования они лишь восполняются и обновляются. А в таинствах Венчания и Священства углубляются; подавая исключительные права и возлагая сугубые обязанности. Венчается же любое таинство Евхаристией (Причастием). Поскольку, по словам апостола: "…никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3) и только "…через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе" (Еф. 2:18).

Каждое Таинство – это событие космического, вселенского мас штаба, именно в нём мы можем получить то, что ещё недоступно, но уже ощутимо и осязаемо – соединение с Богом.

Иерей Сергий МОЛЧАНОВ, г. Агрыз

Источник: газета "Православный Болгар", №1 (138) январь-февраль 2013