Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
12 Февраля 2013

Наша современная наука все больше исследует человека, но до сих пор еще многое неизвестно, например, о нашем головном мозге. Можно предположить такую концепцию, что человек, введенный в гипнотическое состояние, может рассказать некоторые моменты из своей жизни точно, несмотря на то, что они были давно, и описать в подробных деталях. Стоит предположить – все, что происходит в нашей жизни, остается в нашей памяти, к которой для сознания вход запрещен или невозможен. То есть, человек, проживая свою жизнь, накапливает опыт, он ежедневно записывается в подсознание, а сон дает возможность перераспределить информацию, полученную за день. Информация складируется в нашем подсознании и продолжает там оставаться. Это ежедневный процесс, необходимый для разгрузки сознания, поэтому мы что-то забываем, маловажная информация может выпадать, но яркие вспышки эмоций трудно забыть, их чаще всего мы и запоминаем.

Мы не помним банальные события – например, каждодневного «похода на кухню», потому что не так важно это помнить. Но радость, печаль, обиду, ненависть, любовь мы помним более или менее точно, как это было в тот день, когда это с нами произошло. Эта информация переходит в наше подсознание – такое своего рода хранилище, мы помним эти ощущения и эмоциональные восприятия. Получается, что мы чаще запоминаем события с яркой эмоциональной структурой, нежели обыкновенные события, которые мало сопровождаются эмоциями. При этом мы даем оценку тому, что с нами происходило в определенный период времени. Это может быть что-то положительное или отрицательное, но мы его помним. Мы все по-разному оцениваем ситуацию, которая с нами произошла. Голос совести у одного человека громкий, а у другого не так сильно выражается в его внутреннем мире. Но мы помним оценку событию, поставленную в соответствии с нашей совестью. И это живет в каждом человеке. Наше подсознание легко хранит оценочную информацию, это и есть наш накапливаемый опыт.

Применяя схему работы сознания-подсознания ко греху, мы видим, что происходит то же самое – грехи могут быть забыты нашим сознанием, но подсознание их хранит. Они остаются в нас. Грех есть не что иное, как протест против своей совести и поругание образа Божия на земле. С еврейского языка слово «образ» можно перевести как явление. Получается образ Божий в человеке – это явление Бога на земле. Если человек находится в святости, тогда благодать действует через человека и на окружающий мир. Мы все понимаем, или догадываемся, каким должен быть человек, стремящийся к святости, но по тем или иным причинам мы это порой отвергаем. Происходит разногласие между совестью, которой наделил Господь человека, и нашим сознанием. Совесть начинает нас обличать. В итоге мы либо сожалеем о содеянном, либо пытаемся договориться с собой, оправдать себя, говоря: «ведь это случилось потому-то и потому-то, и надо продолжать жить, ведь этим все не заканчивается и т.д. и т. п.». Тогда наши ценности становятся далекими от святости.

Есть и другое решение, которое требует работы, – помириться с окружающими, сожалеть о содеянном, просить прощения у Бога и у людей. Если мы делаем это не формально, тогда Господь в Таинстве исповеди распутывает наши неразрешимые узы, и человек приобретает покой и свободу от греха. Получается у нас две дороги: выгодный для нас договор с самим собой, что эгоистично, самочинно и безнравственно, или перемирие с окружающими, получение разрешения от греха от Бога, закрепление положительного результата в нашем подсознании. А иначе подсознание будет хранить ложь.

Наше подсознание рисует картину всей нашей жизни, которую мы проживаем здесь на земле. Но человек и его личность не ограничивается только его земным бытием. Мы знаем, что у человека есть душа – составляющая его внутреннего «я». А совокупность того, что составляет внутреннее «я», переносится за пределы земной жизни. А что нас ждет там? Мы знаем нашу совесть в лицо. Мы либо с ней дружим, либо обманывая себя, не слышим или «не понимаем». Каждый из нас ежедневно принимает сторону неслышащего или напротив. Ангелы и святые обличают человечество своим высоким служением и непрестанным исполнением дел по воле Божией. Поэтому исправление и покаяние необходимо здесь на земле, где нас обличают ангелы и святые угодники Божии. После смерти нас будет обличать уже Сам Господь, для неверующего – открытым пониманием присутствия Божия и осознанием личного отказа человека от заповедей Его.

Денис БЕЛОВ