Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
3 Мая 2009

Поздравляем всех православных христианок с этим светлым, исполненным глубокого смысла праздником!

Третье после Пасхи воскресение носит в Православной Церкви название «Неделя жен Мироносиц». В этот день Церковь вспоминает женщин, которые принесли благовонное миро для помазания тела Христа, и тайных учеников Господа – Иосифа Аримафейского и Никодима.

Иногда нецерковные люди упрекают православных в пренебрежении к женщине, пишут об унижении, о неравенстве прав… Странно слышать такое о той Церкви, в которой столь сильно почитание Богоматери, ведь к Ней мы обращаемся со словами: «Спаси нас», в то время как к остальным святым – только «Молите Бога о нас».

Но вот, кроме многих праздников, посвященных Пречистой Деве, есть и праздник святых жен-мироносиц. Действительно, можно назвать этот праздник православным женским днем. Для многих христианок уже сейчас кажется странным праздновать Восьмое марта – хотя вполне понятна радость о дополнительном выходном.

Во время земной жизни Иисуса Христа многие благочестивые женщины сопровождали своего Учителя в Его странствиях и всячески служили Ему. Заметим, что ни одна женщина в Евангелии не сделала Иисусу никакого зла; наоборот, Он слышал от них: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк 11, 27). Они шли за Ним и плакали, когда Его вели на Голгофу, стояли рядом во время Его крестной смерти и смотрели на Его положение в гроб. Не успев при погребении помазать миром пречистое Тело Господа, по случаю наступившего праздника ветхозаветной Пасхи, они хотели совершить это утром в первый день следующей недели, и за усердие свое были названы Мироносицами. Когда же они подошли к гробу Господню, то встретили Христа уже воскресшего, и, первыми узнав радостную весть, возвестили ее сперва апостолам, а затем и многим другим людям.

В числе жен мироносиц Церковь прославляет Равноапостольную Марию Магдалину, Марию – мать Иакова Малого и Иосии, Соломию, Иоанну – жену Хузы, домоправителя Иродова; Марию и Марфу – сестер Лазаря, Марию Клеопову, Сусанну и других. Они вместе с апостолами поучались, слушая слово Божие, и бесстрашно несли его в народ. Поэтому святитель и исповедник Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) считал, что можно назвать их женщинами-апостолами. Одна из них, самая пламенная, Мария Магдалина (та самая, из которой Христос изгнал семь бесов), и именуется равноапостольной.

По примеру жен-мироносиц многие христианки впоследствии обратились с живой верой к Христу, возлюбили Его учение и Святую Церковь более, чем свое знатное происхождение, почести, богатства, наслаждение мира, более, чем родителей, мужей и своих детей, предпочитали смерть отречению от Христа и Его заповедей. Мы знаем даже таких матерей, которые с духовной радостью вели на казнь за веру своих детей, дабы прославить в Царствии Божием (например, святая София, мать мучениц Веры, Надежды и Любови). Некоторые с великим мужеством и терпением распространяли учение Христово и просветили целые страны. Многие храмы и монастыри строились благочестивыми царицами, княгинями и боярынями.

И сейчас Церковь призывает всех дочерей, сестер, матерей и жен помнить, что Христос стоит перед нами, ожидая наших забот, в лице каждого бедняка, каждого голодного или больного. Мы призваны излить свою любовь на них, и это будет служением Господу, подобное тому, какое несли святые жены-мироносицы.

Поздравляем всех православных христианок с этим светлым, исполненным глубокого смысла праздником! Желаем им стать для своих ближних такими же вестницами о Воскресшем Господе, какими стали жены-мироносицы для апостолов.

Неделя третья по Пасхе, святых жен-мироносиц

В этот день, в третью неделю от Пасхи, мы совершаем праздник святых жен-мироносиц, а также воспоминание о Иосифе из Аримафеи, который был тайный ученик Христа, и о ночном ученике Никодиме.

Стихи

Ученицы приносят Христу миро, а я им вместо мира приношу песнь.

Из сих лиц женщины суть первые и неложные свидетельницы воскресения, Иосиф же и Нико­дим — погребения, а это-то и есть самое главное и существенное в нашем догмате. Когда Никодим не согласился на единомыслие с иудеями, его отлучили от синагоги; Иосиф же после погребения тела Гос­подня ввергается иудеями в ров, но оттуда избавля­ется божественною силою и приходит в свое отечест­во — Аримафею. Воскресший Христос является ему, когда он содержался еще в узах, и особенным образом удостоверяет его в тайне воскресения. Хотя и много он терпел от иудеев, но не хотел молчать р тайне и смело пред всеми возвещал ее. Говорят также, что и Никодим первый из всех, как принадлежавший к си­нагоге и очень подробно знавший совещания и ре­чи и, просто сказать, все, до тонкости это разъяснил в своем писании, касавшееся страдания и воскресения Христова. И по этой-то причине, как неложным сви­детелям погребения, с женщинами, видевшими вос­кресение, вместе им сегодня празднуем. Однако, пос­ле первоначального уверения Фомы, как более зна­чительного [события], так как говорят, спустя восемь дней пришло Само Благовестие.

Женщины эти первые увидели воскресение и воз­вестили о нем ученикам, ибо надлежало тому полу, который первый пал в грех и подвергся наследствен­ному проклятию, ему же первому узреть и воскре­сение; и первому услышавшему: «В скорбях будешь рождать детей», — услышать и радость. Они названы мироносицами, потому что при наступлении Пасхи, в пятницу (ибо велик был день той субботы, между тем как Иосиф и Никодим спешили похоронить тело Господа, они по обычаю иудеев, хоть и помазали Его миром, но не как следовало; составивши в большом размере алой и смирну и обвивши пеленами, преда­ли гробу), они из-за этого, как питавшие безгранич­ную любовь ко Христу ученицы, купили драгоценного мира и пришли ночью, частью из опасения иудеев, а частью, по обыкновению, ранним утром поплакать и помазать Его, и таким образом, за краткостью вре­мени, наверстать то, что еще было не сделано. В это время, они, пришедши, видели различные видения, двух блистающих Ангелов внутри гроба и одного сидящего на камне, а после сего видят Христа и покло­няются Ему, а Магдалина спрашивала у Него о Нем же Самом, приняв Его за садовника.

Мироносиц было много, но евангелисты, упомянув только о самых знаменитых, о других умолчали. Зна­менитые же были следующие: первая из всех — Мария Магдалина, из которой Христос изгнал семь бесов. Она, по преданию, пришедши в Рим после вознесения Хрис­това и донесши Тиверию кесарю о том, что случилось со Христом, таким образом предает Пилата и архиере­ев заслуженной смерти. Впоследствии она умирает в Эфесе и погребается Иоанном Богословом, а Мудрым Львом переносится в Константинополь. Вторая — Саломия, дочь Иосифа Обручника, была в замужестве за Зеведеем, и от нее-то родились Иоанн и Иаков. Ибо четырех родил Иосиф сыновей: Иакова, называемого Малым, и Иосию, и Симона, и Иуду, да трех дочерей: Есфирь, Фамарь и Саломию, жену Зеведееву. Так, если ты услышишь в Евангелии о Марии, матери Иакова Малого и Иосии, то представляй, что это Богородица, ибо Богородица считалась за мать детей Иосифовых, посему-то евангелист Иоанн и значится двоюродным братом Христа, как сын сестры. Третья из мироносиц — Иоанна, жена Хузы, который был надзиратель и пра­витель дома царя Ирода. Четвертая и пятая — Мария и Марфа, сестры Лазаря; шестая — Мария Клеопова (некоторые Клопа называют Клеопою). Седьмая — Сосанна; и было очень много других, как повествует божественный Лука, которые, говорит, прислуживали Христу и ученикам Его чем могли.

А так как они проповедовали о воскресении, пере­дали нам многие догматы для удостоверения и не­сомненного подтверждения Христова воскресения, посему Церковь Божия положила после Фомы празд­новать и им, как первым, которые, увидев Христа вос­кресшим из мертвых, возвестили всем спасительную проповедь, прекрасно провели жизнь по Христу и были научены Христом в такой мере, как следовало женщинам.

Заступлением святых мироносиц, Боже, помилуй нас. Аминь.