Проект «Епархия» / Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru

Как провести масленицу с детьми?

20.02.2012

Очень важно повседневный строй жизни православной семьи выстроить так, чтобы масленица действительно стала приуготовительной неделей к Великому посту. А то, нагулявшись вдоволь на масленицу, можно ненароком, по инерции, «въехать» гуляючи и на дорожку поста.

Какие особенности масленичной недели помогут в этом приготовлении? Какие масленичные атрибуты закрепились в культуре, и как к ним относиться в преддверии Великого поста? Как провести эту неделю с детьми?

Блины, варенья и всякие угощенья

Нас не должно смущать обилие кулинарной атрибутики на масленицу. Смущать может только отсутствие меры. Ведь, как известно, издержками иного праздничного застолья – что новогоднего, что рождественского, что масленичного, что пасхального – являются обжорство, опивство, смеяние без ума и всякие прочие безобразия.

Но здесь дело не в Рождестве, и не в масленице, и не в Пасхе. А дело в самом человеке. Кому любой стол – обжорство и чревоугодие, а кому хоть самый скромный, хоть изобильный – радость гостеприимства и возможность оделять других, собраться за общим столом вместе. Трапеза – не просто еда для русского человека. Это пространство общения.

В традиционно масленичных песнях беспечно звучит радость общего сытого стола – сплошная гастрономия:

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои.

Моя старшая сестрица,
Печь блины ты мастерица,
Напекла она поесть
Сотен пять, а может, шесть…

Казалось бы, что до того сегодня нам, легким движением руки извлекающим их холодильников заморские деликатесы? Кулинарные темы задают мотив семейного объединения, радостного угощения и вкусных сюрпризов, которые так любят дети. И папы. И дедушки с бабушками.

Вот начинается масленичная неделя. Мама с детьми печет блины. Если детям не по возрасту месить тесто или переворачивать блины на сковородке, то огромным удовольствием для каждого ребенка является большой кусок масла, насаженный на вилку – с помощью этого нехитрого приспособления каждый блин, испеченный мамой, промасливается от души.

Можно договориться, что «мы сейчас напечем блинов для папы… братьев… дедушки» (далее – по списку членов семьи). Можно напечь блинов и пригласить всех к накрытому столу, а можно вывезти блины на подносе на саночках, что очень любят дети. Почему на саночках? Потому что в масленичных песнях звучат мотивы весеннее-зимней атрибутики, встречи двух времен года. И про масленицу, в частности, в песнях поется:

Она пешею да не ходит,
Все на саночках подъезжает,
Люли-люли подъезжает,
Люли-люли подъезжает.
У ней саночки расписные,
У ней слуги-то молодые,
Люли-люли молодые,
Люли-люли молодые.

Мотив такой веселой песенки можно «подслушать» у опытных семейных друзей, найти в Интернете, на дисках, которые сейчас в обилии продаются. Если мама или старшие дети ее запоют, то уж младшие припев всегда подхватят. А папа непременно будет в радости и в счастье, увидев, как младшие дети на саночках тарелку с блинами вывозят. Проверено. Блины на бок не валятся.

Масленица-блиноедка

Блинную горку может венчать домашнее чучелко Масленицы.

Домашняя масленица. Автор - Ирина Исаева, преподаватель Центра "Рождество"

Делается оно из прядей мочала (соломы, прошлогодней травы, лоскутов, листов глянцевых журналов), наверченных на крестообразно скрепленных палочках от барбекю – подручный материал в каждом доме найдется. Палочка для барбекю держит чучелко и втыкается в блины, а потому детьми распознается не иначе как «палочкой для Масленицы».

Такое маленькое смешное чучелко Масленицы может быть на столе на забаву детям как символ скоромной пищи и гастрономических удовольствий .

Огромное чучело выносится обычно на массовом уличном гулянии – его встречают с шутливыми величальными песнями, как «дорогую», «годовую» гостьюшку.

Совсем другое отношение ждет Масленицу в конце недели. Тогда в ее адрес раздаются возмущенные голоса граждан, затосковавших о здоровом образе жизни: «обжируха», «блиноедка», «несла блинов чугуны – разболелись животы»; но и вздохи расставания с масленичными удовольствиями тоже звучат:

Мы каталися с горы от зари и до зари!…
Ты прощай, прощай, наша масленица!
Ты прощай, прощай, широкая!

Маленькое чучелко Масленицы может быть сделано в доме, если вы хотите вокруг него потешиться и покружиться. Но тут важное значение имеет облик этого чучелка.

Дело в том, что в той интерпретации, когда Масленица – это символ скоромной пищи, обильного стола («обжируха», «блиноедка», «сыроедка»), она не может быть душечкой-красной девицей, как из советского прошлого, когда масленичная неделя упорно позиционировалась как праздник проводов русской зимы и встречи русской же весны. Только отчего-то не 1 марта, когда весне приходить положено.

Чучелко Масленицы – это просто связанные друг с другом два пука, например, соломы (или другого подручного материала). Фигурка пышная, фартук из лоскута, лента на голову. К растопыренным рукам подвешивают то, что связано со скоромной пищей; в домашнем варианте – это «вылепленная» из фольги разная утварь: половники, сковородки, лопаточки, которыми блины переворачивают, ожерелье и браслеты из сушек-баранок, конфет.

И вот она, вся такая «обжируха», «блиноедка» предстает перед нами – довольно основательная, добротная, и в то же время в ней есть что-то неказистое, шутейное. И вот в этом смысле понятно, что мы ее встречаем с улыбкой в течение масленичной недели, а потом провожаем ее в огонь или просто с глаз долой безо всякого сожаления, потому что — ну сколько ж можно! В понедельник блины – ели, во вторник – ели, в среду блины ели, ели-ели, ели-ели, ели-ели… хватит, поди уж. Как бы не лопнуть! Не всегда человеку полезно делать то, что хочется. И к исходу масленицы, надо прямо сказать, человек это просто-таки физически чувствует. Даже если он маленький ребенок, этот человек.

Дрались, бились, пока не помирились

Масленичное кулинарное изобилие уравновешивается активным отдыхом. Атрибутикой масленичной недели, которая также может быть принята в современную семью, является обычай забав-поединков. Многие тут вспомнят кулачные бои, «стенка на стенку», взятие снежного городка.

В тиражируемых СМИ образах подобные забавы зачастую обильно приправлены пережитками масленичного разгула, явленными во всей своей неприглядности: блины, водка, пьяные, красные лица. Выглядит такая «традиция» весьма диковато. Но традиция ли это?

Да, всякое бывает, но не всякое должно быть тиражируемо и преподнесено как единственный образец. В традиции забав-поединков есть очень важное и необходимое для нашей культуры и для воспитания детей здравое зерно, сегодня вымываемое из культуры русской семьи. Особенно это чувствуется там, где растут мальчики.

Это – удалой дух, связанный с возможностью померяться силой, себя показать, других поглядеть. В шутейном поединке можно проявить публично мужские качества – инициативность, решительность, терпение, выдержку, умение переживать перед всеми, «на миру», победу и поражение, терпеть физический дискомфорт.

Поединок – от слова один на один. Масленичные забавы предполагают такие шутейные формы, которые позволяют вдоволь «поразмять плечи» без обиды для противника, шутейно. Хоть в доме, если место позволяет и в семье больше трех детей, а тем паче, если гости в дом пришли.

А лучше, конечно, для шутейной борьбы в один из дней масленичной недели в парке с друзьями встретиться, на свежем воздухе. Шутейная борьба – это праздник жизни мужчин, подростков и мальчишек. И невероятная радость женщин и девочек, которым наконец-то представляется возможность посозерцать и воочию убедиться, как сильно отличаются-таки мальчики от девочек и мужчины от женщин.

Это – возможность развернуться мужской энергии, здоровому мужскому духу, храбрости, задору, силе, сноровке, ловкости, выносливости, крепости. Это замечательное зрелище для женской половины человечества.

Какие это поединки? Все они очень просты с точки зрения организации.

Дома атласной лентой в большой комнате можно выложить круг, внутри которого будут два поединщика. На улице, во дворе, в парке, куда с друзьями приехали, палочкой на снегу этот круг вычертить.

Забавы-поединки могут быть разными. Например, один из самых любимых – «сорви шапку». У каждого на голове «картуз» – кепочка. Двое вошли в круг. Задача – кто первый сорвет шапку с головы противника.

Изнеженные мальчики, которые никогда в жизни ни в каких поединках не участвовали, никакими физическими упражнениями, кроме разве что плавания в бассейне, не занимались, начинают, бывает, озадаченно и призывно всхлипывать… Потому что, оказывается, способность за себя постоять, причем даже в дружеском поединке, все равно чревата физическим и психологическим дискомфортом. Потому что ты тянешь руку к кепарику противника, а он тебе – раз! – и блок ставит, а ручке-то твоей и больно. Терпи, казак.

Так тренируется умение терпеть дискомфорт. То ли дело перед компьютером сидеть, никто не видит, где ты выиграл, где ты проиграл. А тут кругом люди. Кто-то подбадривает, кто-то говорит: «Эх, ну что ж ты?» Папа тебя учить начинает, как блок ставить, как слезы сдерживать.

Есть определенные табу – подлые приемы не приветствуются в шутейной борьбе, за подлые приемы человека – вон из круга, и все. То есть таким образом преподается определенная этика мужских взаимоотношений.

Замечательный шутливый поединок – «петушиный бой» или «вырви хвост». Поверх курток, если это на улице, повязываются, например, шарфы. А раньше – просто кушаки, пояса. А за них сзади подтыкаются девичьи платки, как петушиный хвост. Два поединщика ходят в кругу один напротив другого, и задача – быстрее выдернуть платок из-за кушака и поднести, вернуть его хозяйке.

Можно на масленицу и «потянитолкаться». Поединок, прозванный современным словечком «тяни-толкай», такой: кушаком или шарфом поединщиков связывают спиной друг к другу и ставят в самый центр круга. Задача – или вытолкнуть противника из круга, двигаясь спиной назад, или перетянуть за круг в свою сторону, двигаясь вперед.

Противники должны быть равны по силе, возрасту и росту. И понятно, что этого рода шутейная борьба возможна в семьях, где есть подростки или, как минимум, дети старшего дошкольного возраста.

Но при этом было бы неправильно и в масленицу, и в любой другой праздник устраивать мельтешение вокруг детей. Прежде всего, праздник, забавы – это взрослое дело, к которому уже потом могут быть приглашены дети как участники.

Для детей вообще праздник становится подлинным, когда они видят, что это не просто их взрослые забавляют, устраивают для детей какие-то особые развлечения, а то, что праздник имеет значение во взрослом мире, это важно для взрослых, им это дорого. Вот тогда есть куда расти, тогда есть смысл осваивать ценности и смыслы взрослой культуры – то, что дорого папе и маме. Вот и в поединках-забавах стоит сначала папам и старшим сыновьям силы попробовать.

Катание, метание и на снегу валяние

Для тех семей, в которых есть маленькие дети, забавами могут быть очень любимые малышами традиционные катания на лошадке, которая делается из спин держащихся друг за друга двух пап. Кто-то под уздцы такую лошадь ведет, а в руке несет чучелко Масленицы. Вот она, мол, на конике и приезжает:

У ней сани-то расписные,
У ней кони-то вороные,
Люли-люли вороные…

Для этого вороного коня из дома на прогулку в парк берется какой-нибудь старый плед, он накидывается на спины пап. Тот папа, который стоит впереди, берет в руки клюшку, на которую надет набитый чем попало папин же носок сорок шестого размера, а к этому носку пришиты глазки, ушки и из какой-нибудь бахромы сделана грива. Вот вам и коник.

На таких кониках мальчики будут скакать весь год потом, потрясая в руке каким-нибудь предметом, похожим на меч. Малышей можно на конике покатать под какую-нибудь масленичную песню:

Цоки-цоки-цоки чи,
Наши кони горячи,
Цоки-цоки-цоки чи,
Блин летит к нам из печи.
Масленица-блиноедка,
Масленица-сыроедка…

Если мы хотим действительно повеселиться, погулять с друзьями, то можно устроить для малышей, да и для взрослых, забаву «попади блинком в печь». Или на «сковороду».

Что делаем? Придумываем «печь». Хотим – возьмем с собой картонную коробку с вырезанным устьицем, и это будет наша печь. Можем дома вместе с детьми ее раскрасить. Будем в ней блинки печь. И нарежем кружочки в форме блинов из старого линолеума, например, или из какого-то плотного материала.

Как попасть блинком в печь? Метать надо. Ставим печку. А можем печку сделать, если снег лепится, не из картона, а просто из снега. Отходим на определенное расстояние, обозначаем границу, за которую заступать нельзя, и с этого расстояния нужно блиночком попасть не куда попало, а именно в само устьице печи.

Причем очень важно учитывать при таких забавах возраст желающих блинами покидаться: старшим подросткам дозволить метать блин в печь с двадцати шагов, малышам – с восьми, потому что нос еще не дорос до двадцати, но попробовать ловкость уже можно.

А другой вариант – поймать такой «блинчик» на сковороду, по командам или в личном зачете – кто ловчее и быстрее сковородку подставит.

Какие еще могут быть забавы для всей семьи с малышами? Мы вышли в парк, там снега полно. Можно строить снежную бабу и с закрытыми глазами постараться приставить ей морковку, в нужное место попав. С горок накататься. В снегу наваляться.

А еще – перетягивание каната от домашнего спорткомплекса. И попрыгать через канат можно, кто больше напрыгает – мамы или папы, мальчишки или девчонки, или все вместе? Через канат здорово втроем-вчетвером прыгать, друг под друга подлаживаться. И снежную крепость построить и штурмовать. Одни защищают, другие нападают, чтобы вытащить из крепости, как трофей, масленичное чучелко.

Что еще стоит сделать в это время? Хорошо нагуляться, порадоваться тому, что мы вместе, что всей семьей, вместе с друзьями, и нам хорошо. Набраться здорового бодрого духа.

Папы, например, после таких гуляний и шутейных забав-поединков обычно говорят, что заряд бодрости такой получили, который и за 28 дней в санатории не наберешь. Разрядка напряженности, стало быть, такая.

Это культурно оформленная психологическая разрядка от трудов и суеты будней. Для современной семьи она не менее важна, чем для народа, который работал на земле денно и нощно.

Проводы масленицы и костер

Следующая веха в строе жизни семьи в масленичную неделю – это суббота, день проводов масленицы.

Если не получилось устроить гуляние на неделе, то самое время с друзьями выйти погулять, с шутейными забавами-поединками. Можно масленичный костерок на улице разжечь. По отношению к Масленице, персонифицированной в образе соломенного чучелка, тут уже другие песни звучат:

Как у тетки блин протух,
У меня живот распух,
Масленица-блиноедка,
Масленица-жироедка,
Масленица-пожируха
Масленица-объедуха…

Вот такие обличения. Масленичный костер уместен тогда, когда мы знаем, что «масленица-обжируха, блиноедка», и уже больше сил никаких нет, и надо с ней расставаться. Иначе сами погибнем. Как ее спровадить? Не помашешь же ручкой как Деду Морозу, мол, на другой год еще приходи?

В нашей традиции решительно разжигают масленичный костер. Но сложившийся опыт проводов Масленицы и сжигания ее в огне на крестовине, как мне кажется, на современного человека производит совершенно ужасающее впечатление. Я бы советовала оградить детей от этого зрелища. Оно может стать травмирующим.

Другое дело, когда Масленица рассыпается у нас на глазах. Она сделана таким образом, что можно одним легким движением ножниц перерезать нити, скрепляющие солому или прутья, и те рассыпятся. И тогда уже эти пуки бросают в костер. Это совсем другой образ, несущий другие смыслы.

Часто так в жизни и бывает – то, что сладко, вовсе не всегда человеку на пользу, а лишь пагуба, прах и тлен, от которых вовремя нужно иметь решимость избавиться. Это образ, который может быть поддержан, подхвачен нашими домашними разговорами с детьми, потому что вступление в Великий пост – это время, веха, когда родители разговаривают с детьми, чтобы помочь совершить им этот переход.

Известно, что в традициях провода Масленицы и разжигании масленичного костра образ избавления от сора использовался и в народной культуре. Мальчишки и девчонки неслись по деревне, городку, собирая всякий мусор и сор для того, чтобы отправить его в масленичный костер.

И когда мы говорим с детьми в преддверии Великого поста, можно провести такую аналогию: что нужно сделать для того, чтобы дом наш был чистым? Нужно, во-первых, обнаружить грязь, во-вторых, ее собрать и выбросить на помойку, в мусор или перемыть, очистить, в огне сжечь старье какое-нибудь.

А вот что такое чистота души человеческой? И как в ней, в душе, порядок и чистоту навести? Ее-то как очистить? Оказывается, важно уметь обнаружить и тут грязь и признаться (без мужества не обойтись!), что это – сор. А как теперь эту грязь отмыть? Каким шампунем, каким мылом? Что нужно, чтобы от такого внутреннего сора избавиться?

На занятиях в центре «Рождество», когда преподаватель спрашивает детей: «Отчего душа перестает быть чистой? Какая там грязь может появиться? Что это за грязь такая?» – дети к четырем-пяти годам, привыкшие видеть себя, наблюдать себя, говорят разное. Они говорят: «Капризы все портят. Еще – «непослушалки». Лень. Обида. “Сердитки”, драчливость, гнев, зависть».

Как от этого мусора избавиться? Сначала – обнаружить, признаться самому себе, просить помощи Божьей в этом – «Господи, помоги, Господи, прости». Тут мужество нужно, чтобы самому себе, а потом и другому признаться. И слово прощения сказать тому, против кого обида или каприз: «Прости».

А дальше так: сломал – почини, пожадничал – отдай, обидел – утешь. То есть поступи наоборот. Этот нравственный канон нужно малышам подсказывать. Ну а старшие дети уже знают: наш внутренний сор должен быть обнаружен, назван и принесен на исповедь, исповедан, чтобы душа очистилась от него огнем таинства покаяния.

Анастасия АБРАМОВА (Крячко)

Тамара АМЕЛИНА

Источник: Православие и мир



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика