Проект «Епархия» / Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru

На последнем рубеже смерти

13.04.2012

Последние три дня Страстной седмицы в древности назывались Крестной Пасхой. Эти дни и теперь выделяются изо всех дней года, они отличаются как от прочих дней великого поста, так и от предшествующих им дней Страстной. Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота посвящены молитвенному воспоминанию и сердечному переживанию событий 2000-летней давности, страданиям Спасителя мира — Господа нашего Иисуса Христа. Предательство Иуды, умовение ног ученикам, Тайная Вечеря, арест в Гефсиманском саду, суд первосвященника, суд Пилата, поругание и осуждение на смерть, несение Креста, Распятие, Крестная смерть, погребение, всеблагое молчание перед запечатанными дверями Гроба Господня в надежде воскресения. Весь великий пост нас вел сюда, к преддверью Гроба, в котором умолкло на три дня Слово…

Священные воспоминания для православного христианина означают не просто память о тех или иных событиях — это не то, что по-другому поводу называют: «нахлынули воспоминания». При чтении молитв, под благообразные скорбные песнопения и чтения из Священного Писания в уме могут пробудиться те или иные образы. Внутреннему визуальному ряду вполне помогает как иконография, так и такие более современные средства, к примеру фильм «Страсти Христовы» М. Гибсона, если речь идет о страстных днях. Это по-своему хорошо, даже отчасти подобные духовные упражнения позволяют вытеснить из ума ненужную в эти дни житейскую печаль, помышления о суете, о важных и дважды важных делах, которые мы должны сделать, но смысл которых отступает и тает при приближении к последнему рубежу смерти — смерти Господа Иисуса.

Я думаю, что очень важно для христианина понять воспоминание как восстановление Святым Духом настоящей памяти о истине. Не просто принятие свидетельства Церкви о том, что то-то и то-то было именно так, как описано в Евангелии, а восстановление святой чистоты памяти как соработничества Богу — в прошлом, настоящем и будущем, и эта чистота напрямую зависит от покаяния, от того насколько мы старались во время поста сделать чистым свое око — как внешнее, так и внутреннее. Видеть в кротости сердца все глазами Христа. С Его помощью и укреплением евангельского духа. Священные воспомнинания для нас в дни Крестной пасхи это попытка смотреть на мир и людей глазами Христа, несущего Крест, глазами Христа распятого. И если мы сможем восстановить в себе это святое состояние внутренней памяти — о жизни и смерти, о правде и суде, то и по пришествии праздника Воскресения Христова мы точно сможем смотреть на мир и на людей глазами (или сердцем) воскресшего Спасителя. Может быть это прозвучит для кого-то слишком дерзновенно, но другого выхода у нас нет. Иначе как мы сможем называться христианами, если сердце у нас не Христово, если глаза наши видят мир в иной плоскости, нежели Сам Спаситель.

Страдания Спасителя это исцеляющее душу человека лекарство. Мы часто понимаем свои беды и печали как самые самые страшные беды — это отчасти правильно. Современный человек слишком часто остается наедине и в одиночестве со своими трагедиями и печалями, а ведь за унылой личиной отчаяния скрывается злобное лицо диавола, сжимающего сердце унывающего своими безжалостными когтями. И каждый со своей бедой как со своим «богатством неправедным…»

Есть один поразительный пример, который меня самого очень сильно вдохновляет, когда случается на сердце какая-то печаль. В 1905 году Великая княгиня Елисавета Феодоровна молилась над останками своего мужа, взорванного на части красными террористами. В первый же день она получает из Петербурга телеграмму от отца Иоанна Кронштадтского, в которой было написано примерно следующее: «Ваша скорбь о погибшем муже безмерна, скорбь же Матери Божией у Креста Спасителя — безгранична, сложите две этих скорби — Богородицы и свою и получите великое утешение…»

И в этом — радость. Но имеем ли мы право радоваться во дни Страстной седмицы? Это смотря о какой радости идет речь — житейское веселье и пустое смехотворство будут слишком вызывающими для христианской совести, для этого веселья есть другое время, кроме страстных дней. Но, переживая вместе с Церковью эти святые дни, умом погружаясь в исторический богочеловеческий фон Евангелия, мы должны признаться себе — мы находимся в более выгодном, более радостном положении, чем святые апостолы, чем жены мироносицы, и даже книжники и фарисеи. Они не знали того, что знаем и чем дышим мы — книжники и фарисеи трудились от всей души, чтобы убить Господа, Иуда по своему старался преуспеть в предательстве, апостолы были поражены страхом и неведением, святые жены — спасались надеждой и верностью, но у черты смерти. Вера одних была в том, что смерть Спасителя это конец Его дела. Вера других — была слаба до смертной тоски и печали.

Мы же находимся за этим последним рубежом — мы знаем о Воскресении и о победе над смертью. Мы знаем о поражении надежды фарисеев, мы сами для себя можем черпать в Воскресении неограниченные творческие силы — благодарение Богу нашему, воскрешающему души тех, у кого сожжена совесть, примерно так поется в известном акафисте «Слава Богу за все». У нас есть возможность жить Евангелием не как инструкцией — «так делай, а вот так — не делай, это ешь, а вот это — не ешь», а как Книгой Жизни, определяющей наши дела и слова, наше отношения с людьми и миром. И если говорить в школьных терминах — последние дни Страстной седмицы должны стать для христианина школой, в которой учитель — Святой Дух, и Им мы имеем возможность научиться любви Христовой.

В эти дни Бог обильно сеет в наших умах семя Своего Слова, нам же остается только вымолить душе чуткости и сокрушения, чтобы не себе самим приписывать благодатное преображение наших душ — это путь прелести, а дать Христу Самому действовать в нас любовью.

ПРИТЧА О БОЖЬИХ СЕМЕНАХ

Однажды женщине приснился сон, в котором она зашла в магазин, а за прилавком магазина стоял Господь Бог.

- Господи! Это Ты! — воскликнула она с радостью.

- Да, это Я, — ответил Бог.

- А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.

- У меня можно купить все,- прозвучал ответ.

- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

- И это все?! — воскликнула удивленная и разочарованная женщина.

- Да, это все,- ответил Бог и добавил: — Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?

Протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика