Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
26 Июня 2012

В фондах Музея истории города есть старинный альбом, в котором хранятся поистине уникальные фотографии челнинских священнослужителей конца XIX – начала ХХ века. К сожалению, большинство фотографий без аннотации – они не подписаны, однако с помощью краеведа Алексея Комиссарова, занимающегося изучением истории духовенства, сотрудники музея попытались восстановить имена некоторых изображенных на фото людей и собрать хотя бы какие-то сведения о них.

Со слов главного хранителя фондов музея истории города Натальи Микрюковой, альбом с фотографиями в музей сдала в 1997 году Авелина Клюева – внучка священника Орловской церкви Алексея Лаврова, который был последним настоятелем этого храма перед тем, как окончательно утвердилась советская власть. Авелина Васильевна в 90-е годы работала в музее младшим научным сотрудником. Сейчас ей 77 лет. Она живет в Челнах вместе с дочерьми, внуками и правнучкой.

Известно, что ее дед Алексей Алексеевич Лавров родился в Уфимской губернии в 1874 году. Проходил обучение в Уфимской духовной семинарии, которую закончил в 21 год. Перед рукоположением в священники женился на дочери купца Бекетова – Вере Ивановне, которую прихожане и жители села звали просто – матушка Вера. У них была крепкая и дружная семья. Матушка Вера Ивановна умерла в 1944 году после продолжительной болезни. Батюшка Алексий пережил ее на 13 лет и скончался в 1957 году. Он похоронен вместе с женой рядом с могилой своего брата Евгения на кладбище села Орловка (за 32-м комплексом). Совсем недавно родственники установили на месте их захоронения новое надгробие.

Старый дом священника стоял недалеко от храма, а новый был ближе к селу Мироновка, в районе современной автозаправочной станции напротив административного здания Челныгорстроя. По воспоминаниям родственников, батюшка Алексий начал служить на дому сразу после того, как был закрыт и варварски разорен храм в селе Орловка, приблизительно в 1939 году. Он совершал таинства крещения, отпевал умерших, оказывал медицинскую помощь, проводил службы по великим праздникам, на Рождество и Пасху. Отзываются о нем, как об интеллигентном, эрудированном человеке, с большим чувством юмора и высокими душевными качествами. Однако в советские времена вместо того, чтобы гордиться таким прекрасным дедом, родственники вынуждены были скрывать тот факт, что он священник. Хотя семью священника репрессии коснулись в довольно мягкой форме – его и жену 2 декабря 1925 года на заседании Орловской сельской избирательной комиссии лишили избирательных прав.


«ДЕТИШКИ АЛФЕЕВЫ»

Благочинный
Порфирий Петрович Петров
вместе со своим семейством.
Пролить свет на жизнь и судьбы священников, запечатленных на фотографиях из альбома семьи Лавровых, помог челнинский врач-психиатр Алексей Комиссаров, уже несколько лет занимающийся изучением истории священства Набережных Челнов и Елабужского района.

– К сожалению, – сетует он, – восстанавливать информацию о челнинских священнослужителях очень сложно. Челнинские села в начале прошлого века относились к Мензелинскому уезду Уфимской губернии, а в Уфе мало что сохранилось из архивных документов. Поэтому лучший вариант – это воспоминания родственников. В Челнах в свое время служили такие маститые и заслуженные священники, как Алексей Алфеев, Аввакум Ефремов, Алексей Атаманов, Филипп Асанов, Иван Лукин и многие другие. При этом значительная часть из этого священства пострадала во времена репрессий. Теперь приходится черпать скудную информацию о них из адресных книг по Уфимской губернии, а также по книгам памяти.

Дети священника Алексея Алфеева, думаю, как раз и изображены на одной из фотографий альбома Лавровых. На это указывает подпись на фото – детишки Алфеевы. Однако с уверенностью об этом тоже сказать невозможно. Вся сложность в том, что в уезде служило несколько Алфеевых. Как следует из адрес-календаря Уфимской губернии 1917 года, был протоиерей Николай Алексеевич Алфеев в Николаевском храме села Бережные Челны. Так как Орловка, где служил Лавров, была рядом, я склоняюсь к мысли, что это его детишки. Потомки этих Алфеевых неизвестны. Также в селе Мысовые Челны служил священник Петр Васильевич Алфеев.

Еще на одной подписанной фотографии изображен благочинный Порфирий Петрович Петров, считавшийся маститым протоиереем. Вместе с отцом Алексеем Лавровым он закончил Уфимскую духовную семинарию. В Челны после учебы они были направлены вместе. Всю жизнь Порфирий Петров прослужил в Петропавловском храме села Афанасово. Сейчас этот храм находится под Нижнекамском почти в черте города. Кстати, Петров породнился с Лавровым, женившись на одной из его дочерей. У него было трое детей – девочка и два мальчика, фотография которых тоже есть в этом альбоме. Но дальнейшая судьба его неизвестна. В списке репрессированных его нет.


ОБНОВЛЕНЦЫ И ТИХОНОВЦЫ

По мнению А. Комиссарова,
на этом фото изображены
дети священника
Алексея Алфеева,
служившего в храме
села Бережные Челны.
Как поясняет Алексей Комиссаров, среди челнинских священников было немного тех, кто имел академическое образование и закончил семинарии, так как многие священнослужители в период гражданской войны ушли из этих мест вместе с частями Белой армии. Церкви опустели, рукоположились новые – из псаломщиков, чтецов, учителей, у которых было горение к служению.

Новая власть активно способствовала внедрению обновленческого движения, которое ставило своей целью демократизацию управления и модернизацию богослужения, а также выступало против руководства церковью Патриархом Тихоном. И у нас в городе очень сильны были эти обновленческие настроения. Один из обновленцев, вокруг которого сплотилось мощное обновленческое ядро, – священник Стефан Матвеев, выходец из села Савалеево Заинского района. Он служил в Никольском храме в Бережных Челнах, которого сейчас уже нет. В 30-е годы 20 века он вынужден был бежать в Москву, там был арестован и умер на исправительных работах в 1942 году. Его потомки живут в нашем городе.

Антирелигиозная пропаганда и наступление на церковь особенно усилились с началом массовой коллективизации. VII Челнинский кантонный съезд Советов (март 1929 года) прямо поставил задачу: «Усилить антирелигиозную работу путем подбора квалифицированного антирелигиозника, создания кружков безбожников и руководства ими со стороны политпросветработников, снабжения кружков необходимой литературой и руководящими методическими указаниями». Пройдет еще некоторое время, и антирелигиозная работа будет заключаться уже не в пропаганде, а закрытии храмов и массовых репрессиях – по отношению и к обновленцам, и к тихоновцам.

– Это был либо арест, либо ссылка, либо высшая мера, – рассказывает Комиссаров. – Сопровождалось это наказание полной конфискацией имущества.

В Круглом Поле служил священник Алексей Филиппович Атаманов. Он был одним из тех, кто сохранил верность патриарху. В начале ХХ века Отец Алексий Атаманов упоминается в документах как клирик Уфимской епархии. С 1905 года он служил в Никольской церкви села Лебяжье-Пальчиково Мензелинского уезда, а в 1909-м стал священником Богоявленской церкви села Круглое Поле, служению в которой отдал 20 лет своей жизни. 20 февраля 1930 года он был арестован сотрудниками Челнинского кантонного подразделения ОГПУ и заключен под стражу, а потом приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1933-м был сослан в село Николо-Березовка, где скончался спустя пять лет, так и не дождавшись досрочного освобождения.

P. S. Сотрудники Музея истории города очень надеются на то, что благодаря этой публикации отзовутся потомки последних челнинских священников. Восстановить их добрые имена – святая обязанность современников.

Валентина ШИСТЕРОВА