Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
16 Июля 2012

Великорецкий Крестный ход проходит каждый год с третьего по восьмое июня. С чудотворной иконой святителя Николая Чудотворца паломники проходят пешком путь длиной 150 и более километров от города Кирова до села Великорецкое (3, 4, 5 июня) и обратно в Киров (7, 8 июня), проходя за день от 20 до 50 километров, 6 июня целый день находятся на реке Великой на месте обретения иконы святителя Николая.

Нынче по молитвам святителя Николая Чудотворца Господь снова, вот уже в третий раз, сподобил меня сходить в Великорецкий Крестный ход. Знаменательно то, что как раз перед этим событием в наш собор привезли иконы с частичками мощей святителя Николая Чудотворца и блаженной старицы Матроны Московской. Конечно же, я у них просила помощи в сем дальнем многотрудном путешествии.

Когда я впервые отправилась в Великорецкий крестный ход, в 2010 году, в то время ещё служил ныне покойный архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф. Для меня особенно дорога память о нём, так как когда в первый раз после нелёгкого многокилометрового хода, пришла в село Великорецкое, увидела и слушала этого пастыря, то навсегда врезались в память сказанные им слова проповеди. Он говорил о том, что святитель Николай Чудотворец сам избирает себе паству, чтобы пройти этим крестным путём, ибо не каждый может выдержать испытания в пути и пройти его. С отеческой любовью он поведал нам, паломникам, о том, что все они, священнослужители, молились за нас, чтобы Господь укреплял нас в пути и помог дойти до конца, о том, что Крестный ход – это школа терпения, смирения и любви к ближнему. К сожалению, я тогда видела этого Пастыря в первый и в последний раз. Вечная ему память!

В этом году начало Крестного хода совпало с празднованием Дня Святой Троицы – 3 июня. Далее – сплошная седмица без поста. Но нам, паломникам, нельзя не поститься. Ведь уже 6 июня мы собираемся причаститься на реке Великой на празднике обретения чудотворного образа свт. Николая Чудотворца. Паломников очень много, более тридцати тысяч человек со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Из Набережных Челнов было восемь человек. Самая старшая из группы нынче пошла в восьмой раз! Ей уже далеко за шестьдесят лет, но выглядит она бодренько – Господь даёт и силы и здоровье ради её молитвенных трудов. Оказывается, она ходит ещё и в другие Крестные ходы. Нас, паломников, хоть и много, но мы время от времени встречаем прошлогодних знакомых из других городов, здороваемся, спрашиваем «удалось ли дойти до конца в прошлом году?» и с радостью узнаём о том, как сам свт. Николай помогает в трудных ситуациях. Явные чудеса, которые происходят в жизни каждого в течение года уже не оставляют почти никакого шанса отказаться пойти в этот Крестный ход и в следующем году.

Я разговаривала с людьми из разных городов. Одна жительница Кирова мне поведала: «Нам говорят, что вас уже затягивает в этот Крестный ход. А как он может затянуть? Это же не наркотик какой-нибудь. Просто после Крестного хода происходит в жизни столько событий, можно сказать чудес, по молитвам свт. Николая, что хочется благодарить и прославлять Господа и Николая Чудотворца за все эти благодеяния. И мы снова и снова в очередной раз собираемся и идём этим Крестным путём». По-моему этим сказано всё. Ведь идут этим путём не ради праздного любопытства, но претерпевают все тяготы и лишения ради своих ближних и «за вся православные христианы», молятся всю дорогу Господу, Божьей Матери, свт. Николаю Чудотворцу, Ангелам и Архангелам. Известно, что все Крестные ходы сопровождают Ангелы и вся земля освящается вокруг по молитвам Церкви ради Крестного хода.

Не рассказать всего того, что происходит в этом Крестном ходу. Но об одном случае я всё-таки расскажу. Было это уже 7 июня на обратном пути в Киров. Вечером мы пришли в п. Мурыгино. Здесь мы проводим пятую ночь в Крестном ходу. Все уже изрядно уставшие, а я, к тому же, была ещё не совсем здорова, простудилась немного. Иду и думаю – что мне сейчас делать? То ли бежать занимать себе место на ночлег, то ли идти до храма за иконой, отстоять молебен и уже потом идти искать место. Я решила для себя, что сначала пойду на молебен с акафистом свт. Николаю, а он сам меня потом устроит на ночлег. После молебна не успела ещё отойти от храма, как подходит ко мне женщина и говорит: «Мне бы вот ещё одну женщину взять на квартиру, четверых я уже нашла, мне бы ещё пятую». Я не совсем поняла, так как в это время все ищут место, и казалось бы как так, что она сама ищет женщину? Она ещё раз мне сказала то же самое, а потом – в третий раз. Я ей в недоумении отвечаю: «Если можно, то я пошла бы, но я такая вся грязная». Уже у неё на квартире, ещё не поняв толком, что произошло, я начала опять её пытать: «А как так получилось, что с Вами никто не пошёл и Вы нашли меня?» Она отвечает: «Да я и сама не могла понять – к кому не подхожу, все смотрят на меня и молча отходят». Тогда мы с ней догадались, что сам свт. Николай оставил это место для меня. Если бы я не пошла на молебен, то ещё неизвестно – нашла бы я такое тёплое место или нет.

Что интересно, две молодые девушки тоже с такими же мыслями решили отстоять службу до конца, а только потом искать место. Их тоже нашла наша хозяйка Валентина. Она очень верующая, и для неё большая честь накормить и приютить на ночь паломников. Хочется выразить особую благодарность всем местным жителям, которые хоть как-то стараются облегчить тяготы Крестного хода. Кто-то выносит воду, квас, кто-то продукты, а кто-то берёт паломников к себе на ночь. Некоторые, я слышала, даже топят баню. Дай Бог им всем здоровья и долгих лет жизни.

Идя этим Крестным путём снова и снова вспоминаются слова Архипастыря Хрисанфа: «Крестный ход – это школа терпения, смирения и любви к ближнему». Здесь можно увидеть и женщин с малыми, даже с грудными детьми, и стариков, и инвалидов. Каждый несёт свой Крест. А какая это школа для воспитания подрастающего поколения! Вот идёт мальчик лет семи с родителями. Я несколько раз встречалась с ними в пути. Спросила: «В который раз он уже идет ?» Оказалось – во второй раз. Идут мальчишки гурьбой от семи до одиннадцати лет. Они ещё успевают на ходу и порезвиться, и круги лишние нарезать, видно, что уже не в первый раз идут. У всех за плечами своя поклажа – свой Крест несут. Запомнилась девочка лет пяти-шести, которая тоже шла с родителями. Папа у неё священник. Временами она осторожненько пыталась сказать, что пора бы уже и отдохнуть, они долго уже идут. Но папа-священник ей очень вежливо объясняет, что никто пока не отдыхает, все идут, всем нелегко, а значит и им надо идти. Девочка понимающе кивает головой и молча шагает дальше.

Когда уже шли по городу Кирову нас встречали местные жители. Я заметила женщин, которые стояли на обочине и наблюдали за прохождением Крестного хода. Они стояли и вытирали слёзы, разглядывая проходящих паломников, среди которых были и дети. О чём думали эти женщины знают только они сами. Может это слёзы радости, а может – слёзы сожаления, что они сами не прошли этим путём, так как не хватает веры и страшновато – хватит ли сил… Своих сил никому бы не хватило, но Господь давал нам силы по молитвам Церкви и особенно по молитвам свт. Николая Чудотворца. Мы вставали в час или в два часа ночи и уже через час после подъёма Крестный ход выходил из того селения, где мы остановились на ночлег. Каждый несёт свой рюкзак, в котором непременно должны быть самые необходимые вещи: коврик, плащ-дождевик, плёнка от дождя, спальный мешок, тёплая одежда, запасная обувь, несколько пар носков, предметы личной гигиены, личная медицинская аптечка, средства от комаров и клещей, вода, минимум продуктов питания (по пути можно купить продукты в нескольких селениях); кто-то берёт ещё и палатку. Набирается самое малое около десяти килограммов, не считая веса палатки. Через каждые полтора-два часа хода служится молебен свт. Николаю, подаются записки о здравии своих близких. О нас, паломниках, есть ещё такое прошение ко Господу «…и о еже умножити им лета живота их», т.е. о продлении жизни. Далее отдых минут сорок или пятьдесят. Один раз в день – отдых от двух до трёх часов. Что можно успеть за эти сорок минут? Кто-то лежит, кто-то кипятит чай, кто-то кушает, кто-то беседует о значении этого Великорецкого Крестного хода для России, кто-то стоит в очереди, чтобы успеть приложиться к иконе. Этих последних я про себя назвала «супергероями». Каждому – своё. А кто-то вообще уже «умер» минут на сорок, но только на сорок, дольше нельзя. А жаль… Заканчивается время отдыха, встаём и идём дальше и в жару, и в холод, и под дождём, и в грозу, то взбираясь на гору, то скользя под гору, через болота, грязь.

Однажды я видела девушку, которая почти без чувств лежала на обочине. Видимо, ей даже не хватило сил, чтобы развернуть свой коврик и постелить под себя, ноги у неё были босые и все в грязи, так как шла босиком по грязи и, еле дождавшись привала, упала там, где шла и заснула мёртвым сном. Никто бедняжку не тревожил, все шли, обходя её, и, наверное, все жалели. Но, ничего, минут через тридцать-сорок очухается, встанет и пойдёт дальше – не оставаться же ей одной на поле брани!

Большая часть пути проходит через леса с комарами и клещами, местами есть асфальт, местами – грунтовые дороги с колеями по полям и лугам. Погода резко меняется – то жара, то резкий холодный ветер, то дождь на ночь глядя. За 3-4 часа, пока мы спим, одежда не успевает высохнуть, поэтому приходится одевать мокрую одежду на себя и на ходу обсыхать. Ночи тоже холодные. Спим на ковриках на голой земле в общих огромных палатках, если нет своей палатки или квартиры. Иногда, если повезёт, спим в школе или Доме культуры. Бывает, что начинается обильный холодный продолжительный дождь, от которого не знаешь куда прятаться, вода начинает подтекать под палатки – мокнут коврики, рюкзаки, вещи… Зато днём на солнышке успеваем прогреться так, что пот льёт с нас градом, хочется пить, пить и пить. О еде вспоминаем только тогда, когда силы начинают покидать тело и приходится съесть чего-нибудь, чтобы подкрепиться. Но это всё не самое страшное. Самое мучительное для меня было время от трёх до шести часов утра, когда идёшь и на ходу засыпаешь, как лошадь. Думала и молилась только об одном – как бы не заснуть и не упасть, как та девушка.

Но, рассказывая о Крестном ходе, нельзя говорить только о его тяготах, так как они менее запоминаются, чем та благодать, которая присутствует в продолжение всего пути. Незабываемо то чувство защищённости и покровительства Господа по молитвам самого святителя Николая. Здесь особенно близко присутствие этого святого Угодника Божия, как будто он идёт рядом с каждым и каждому помогает. Узнать бы – как же это ему удаётся?!..

Говорят, в каком-то году в этом Крестном ходу был американец. И он предложил заасфальтировать весь путь Крестного хода. Но наши русские стали на дыбы – не захотели таких удобств. Пусть весь путь останется таким, каким он был ещё много лет назад! Мало того, я подумала о том, что, если бы не было у Россиян этого Великорецкого Крестного хода, то его следовало бы придумать. Такой уж у нас, у Россиян, менталитет. Недаром на склоне, рядом с рекой Великой установлен Крест с надписью «Сей Крест установлен на склоне, где в годы гонений молились паломники, которых не пускали на берег реки Великой к месту обретения иконы Святителя Николая. Вечная память вам, воины Христовы, сохранившим для нас путь спасения – Великорецкий Крестный ход».

Да, именно воины, иначе и не назовёшь. И по сей день, паломники – это воины Христовы, которые специально за сотни вёрст приезжают в город Киров, чтобы как воины, пройти этим Крестным путём и победить… Кого победить или чего победить, и надо ли вообще побеждать? – пусть каждый для себя решает сам.

В этом году у меня сбылась ещё одна мечта. Я хотела пройти этот Крестный путь от самого начала и до самого конца без спешки и суеты. В предыдущие года мы сходили с поезда и вливались в Крестный ход уже по пути к выходу из Кирова, не успев к началу. Также и в последний день – дойдя до первой церкви в г. Кирове, церкви Новомучеников и исповедников Российских, нам приходилось выходить из Крестного хода, чтобы не опоздать на поезд. Почему-то в этом году наш поезд, на котором мы ездили всегда, отменили. Теперь добираемся другим образом. Приезжаем в г. Киров рано утром и как раз успеваем к началу литургии в Трифоновом монастыре, потом служится молебен и в 10 часов Крестный ход выходит из монастыря.

В день завершения Крестного хода 8 июня идём по городу Кирову ещё более двух часов, затем доходим до Трифонова монастыря. И прямо во дворе перед Успенским кафедральным собором в присутствии Архиепископа Вятского и Слободского Марка и множества священнослужителей служится молебен святителю Николаю Чудотворцу. Перед молебном Архиепископ Марк произносит слова благодарности всем участникам Крестного хода. Акафист читают особенно торжественно – медленно, громко и чётко выговаривая каждое слово. Начинает читать сам Архиепископ Марк, затем по очереди продолжают читать другие священнослужители. И здесь мне повезло – каким-то образом, незадолго до входа Крестного хода на территорию монастыря, я оказалась в первых рядах и на молебне стояла почти рядом с Архиепископом Марком, мне было видно и слышно всё, что происходит. Всё это время икону святителя Николая держат на плечах.

После окончания молебна мы искупались в святом источнике с целебной водой, где преподобному Трифону, Вятскому чудотворцу, явилась Божия Матерь. Набрали святой воды необыкновенного вкуса. Такой воды я не пивала ни на одном святом источнике. Очень вкусная. Как написано в житии преподобного Трифона «Достигнув верховья Вятки, он с молитвой вкусил вятской воды, которая показалась ему сладка, как мёд». Вечер на удивление оказался тёплым и безветренным, как будто специально для нас, паломников, чтобы мы, искупавшись, могли обсушиться на воздухе. Спать не хотелось, кругом такая красота – всё зелено, всё благоухает! Даже небо и воздух здесь другие. Об этом говорили многие.

На ночь мы устроились спать в самом Успенском соборе на полу, где в центре стояла икона свт. Николая, только что вернувшаяся с реки Великой, а слева от алтаря под сенью покоились мощи преподобного Трифона, Вятского чудотворца. Так получилось, что я нашла место прямо напротив образа свт. Николая и, просыпаясь ночью, при освещении горящих свечей, смотрела на нашего покровителя и скорого помощника, а он смотрел на нас. Кто-то стоял и молился перед его чудотворным образом. Среди ночи была страшная гроза и ливень, но мы были под защитой, не было никакого страха. По обыкновению, в три часа утра я проснулась. Кругом тишина, все спят. Перед иконой никто не стоит – значит настала и моя очередь помолиться. Тихонечко встала, чтобы никого не разбудить, вычитала утреннее правило прямо перед алтарём, прочитала акафист свт. Николаю перед его образом, потом перед мощами преподобного Трифона тоже прочитала акафист. Ну вот и слава Богу! Уже начали будильники тренькать то тут, то там. Мне тоже пора ехать на автовокзал – скоро автобус до Челнов. Благодарю тебя, отче Николае – всё, что я задумала, всё исполнилось, всё ты устроил для меня.

До свидания, Вятская земля! До следующего года!

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Татьяна ЛЕБЕДЕВА

Фото: Рассанов Андрей