Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
17 Августа 2012

Три года назад, я узнала от нашей прихожанки, что в Абхазии есть дивный Симоно-Кананитский мужской монастырь (Ново-Афонский монастырь). Мечтала там побывать, и вот мечта сбылась. Основан монастырь в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. В 1876 году началось строительство нижней части монастыря. А через восемь лет насельники приступили к практически непосильной задаче – постройке нагорной части обители. Для этого требовалось срезать часть горы, вывезти десятки тысяч тонн породы, и это при отсутствии нормальных дорог! Однако уже через 12 лет, в 1896 году, монастырь засиял во всей своей красе. Строительство монастырского комплекса было начато в 1884, по проекту архитектора Н. Н. Никонова. В 1879 году царь Александр II утвердил «Устав Новоафонского монастыря».

Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами – братьями Оловянниковыми. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеимоновский собор, построенный в 1888-1900 годах. Изнутри стены расписаны в 1911–1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Роспись приводит в восторг! Сине-голубая цветовая гамма возносит ум в горний мир. Созерцание Богородицы в алтарной апсиде в россыпи золотых звёзд создаёт динамику разлетающихся брызг и исхождение Божественного света одновременно! Лик Спаса Эммануила, в центральной части, рождает доверие и надежду на спасение. Лики святых угодников Божиих то кажутся доброжелательными, то строгими. В куполах – золотые звёзды, не потускнели от времени. Иконостаса нет. Алтарь закрыт тканевыми ширмами, только для того, чтобы экскурсанты-ротозеи не заходили внутрь.

Пантелеимоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии. Всего в обители шесть храмов. Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

Поднимались мы в гору по тропинке грешников. Кажется, что гора пологая и не тяжело будет подняться, но не тут-то было! Своих сил не хватает, пришлось просить Богородицу, чтобы облегчила подъём! Говорят, что сама Божья Мать прошла по этой дороге и оставила следы, а уж монахи проложили потом каменную тропинку, для нас грешных.

В позапрошлом – начале прошлого века подворья монастыря находились в Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуми, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, а в 1902 году – одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил. Была открыта церковно-приходская школа для подготовки местного населения к церковной деятельности. Около 700 монахов возносили молитвы Богу в Новом Афоне. Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников, среди которых – представители всех сословий от крестьян до князей, а также деятели искусства, литературы. Среди посе-тивших монастырь – наместник Кавказа великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, император Николай II, писатели Антон Чехов и Максим Горький.

Монастырь получил широкие права и для хозяйственной деятельности. При обители работало несколько заводов: свечной, кирпичный, маслобойный, конский. В садах, на склонах гор выращивали не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры – апельсины, лимоны и мандарины. Именно благодаря инокам монастыря ныне Абхазия так славится своими мандаринами! На склонах монастырской горы были высажены цитрусовые, оливковые, ореховые сады, виноградники, картофельные и кукурузные поля. Кроме того, были пасеки, ботанический сад, множество небольших заводиков и мастерских.

Кроме хозяйственной деятельности послушники занимались и просветительской: учили грамоте абхазских мальчиков, раздавали местным жителям религиозные книги.

Монастырь располагал собственной железной дорогой. Паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель.

На церемонии освящения главного престола соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. На месте встречи настоятеля монастыря и царя была построена часовня. Тропу, по которой царь прошел от причала до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали царской аллеей. Она находится внизу, у подножия горы. В конце аллеи есть источник, в котором крестят людей, вода падает с гор и она очень даже прохладная!

В прудах плавают лебеди, карпы. Кстати, сам император Александр III внёс свой посильный вклад в украшение и благоустройство обители – им были подарены музыкальные куранты, которые и сегодня украшают башню колокольни, а также паровоз и электростанция.

Место для монастыря выбрано не случайно. Именно сюда в I веке н.э. (около 55 года н.э.) для проповеди христианства прибыли святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Св. Андрей Первозванный продолжил свой путь на север – до Киева, а потом, возможно, и до самого Валаама, как повествует предание. А Симон Кананит остался здесь. Напоминаю, что Симон Кананит (по названию земли, откуда он был родом – Каны Галилейской), или Симон Зилот (что означает «ревнитель») – тот самый человек, на свадьбе которого из-за бедности не было даже вина, и Иисус Христос превратил воду в вино. Поражённый этим чудом, уверовав во Христа, Симон оставил семью и последовал за Иисусом Христом, став одним из 12 апостолов. Поселился Симон Кананит в пещере, куда попасть он мог только через узкий лаз в своде пещеры. Симон Кананит стал первым обращать абхазов в христианство. Именно благодаря его усилиям и проповедям были искоренены такие языческие обряды, как приношение в жертву младенцев и людоедство.

Но в те годы христианство подвергалось гонениям, и однажды на берегу реки, недалеко от пещеры-кельи, Симона Кананита схватили римские солдаты. По одной из версий, ему отрубили голову, по другой, его заживо разрезали пилой. Тело святого было найдено христианами и погребено на берегу реки. В пещеру Симона экскурсии не водят, так как это нужно подниматься высоко в гору, дороги, в нашем понимании, нет. Но мы поднялись, с трудом восстановив дыхание. Небольшая, обыкновенная с виду пещера, только христианам она внушает благоговение. Мы прочитали там акафист апостолу. В пещере принимает записки брат Евгений, он подстроился к моему чтению и мы запели!!! Удивительно то, что он помнит акафист и молитвы наизусть. Тихим голосом, плавным распевом славили труды ап. Симона Кананита. На месте мученической кончины святого ныне установлен красивый поклонный крест. В нескольких метрах от места гибели апостола лежит камень со следом от стопы ап. Симона Кананита. След от левой стопы расплавил каменную породу, гладкий на ощупь. А на его мощах через четыре века вырос храм, который был разрушен во время многочисленных нападений завоевателей. Но в X веке на месте погребения святого вновь был построен прекрасный храм, который дошёл до наших дней. К сожалению, уникальная фресковая живопись была забелена в советские времена, и сейчас удалось отмыть лишь небольшую их часть. А в начале XX века рядом с храмом Симона Кананита была построена гидроэлектростанция, хотя и существующая до сих пор, но недействующая.

В 1917 году практически всё рухнуло в одночасье… Говорят, что иноков вывезли на корабле на середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды… А в 1924 году монастырь был вовсе закрыт. В нём в разное время располагались склады, туристическая база, краеведческий музей.

Во время войны 1992-1993 гг. в монастыре располагался госпиталь. Водитель Андрей, воевал за свободу Абхазии, бал ранен, имеет правительственные награды, рас-сказал, что они специально расположили госпиталь в монастыре. Надеялись, что грузины-христиане не будут обстреливать святое место. Но грузинские войска обстреливали здания монастыря, хотя ни один снаряд во дворе не взорвался, но шальные пули изранили ценные росписи и фрески храма. В 1994 году началось возрождение монастыря. И сейчас в его стенах вновь звучит молитва.

Возобновились богослужения, зазвучала живая церковная музыка и мужской хор. Хор располагается под куполом, создаётся ощущение, что поют ангелы! Сейчас налаживается монастырское хозяйство. Повсюду идут строительные работы. В 2001 году в Новоафонском монастыре было открыто духовное училище и регентская школа. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола. Сейчас продолжаются ремонтно-восстановительные работы фасада и монастырских построек, реставрируются внутренние покои монастыря, а также Собор св. Пантелеимона. 10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Елена КОРАБЛЕВА