Проект «Епархия» / Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru

1 сентября — день радости, а не учебы

01.09.2012

Портал «Православие и мир» попросил известных священников и психологов рассказать, каким было самое памятное в их жизни 1 сентября, и спросил, как они представляют себе идеальный первый день учебного года — для школьников, родителей и учителей?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Как я потерялся

Помню единственное в моей жизни 1-ое сентября – когда я в первый раз пошел в первый класс. Я очень боялся потеряться в школе, что, конечно, и не преминул сделать. Меня нашел десятиклассник, как мне тогда казалось, огромного роста. Он меня спросил: «Из какого ты класса, малыш?». Я сказал, что из 1 «Г», и он меня отвел к моей первой учительнице. В остальные 10 лет учебы, а потом в институте 1 сентября был просто одним из дней, ничем особо не примечательным.

Как бы я посоветовал провести с ребенком первый школьный день? Прежде всего, надо обращать внимание на то, готов ли психологически ребенок к школе. Если нет, то лучше вести его на следующий год, потому что чем позже мы ребенка отдаем, тем ему в школе легче адаптироваться. Ведь для всех детей, даже подготовленных, первый класс — это огромнейший стресс.

Хотя я был детсадовский ребенок и большого стресса от общения с детьми не испытывал, но все равно меня не покидало ощущение постоянной тревоги, что что-то не получится.

Что сказать родителям в этот день?

Сделайте все, чтобы ребенок не страдал, ведь очень часто главным результатом обучения в 1 классе у ребенка становится нежелание учиться вообще… И эта ненависть к школе закрепляется раз и навсегда. Родителям рекомендую: деликатно разузнайте, не обижают ли его сверстники, какая вообще атмосфера в школе?

А учителям я бы дал два совета – любить детей больше, чем самого себя, и быть профессионалом своего дела. Если педагог этим правилам не следует, то это беда для детей и родителей.

Родителям стоит очень ответственно подходить ко всему, что связано с первоклашкой. Для начала можно попроситься в разные классы посидеть — и выбрать хорошего учителя. А если такой не обрящется, то менять школу. Хотя, вообще-то, это лучше делать заранее. Просто так, наобум, отдавать в первую попавшуюся школу – неправильно.

Самым главным аргументом в выборе школы чаще всего является близость от дома, но это неверно, ведь самое главное все же — душевные качества педагогов. Если есть хорошая школа чуть подальше, то лучше выбрать ее.

Кроме того, я считаю, что нельзя целиком перекладывать ответственность за своего ребенка на учителей. Нужно защищать детей самому, вмешиваться в процесс, если необходимо. Не давать ребенка забивать, потому что быть изгоем в классе — тяжелейшая психологическая травма. Вы, взрослые, можете очень многие проблемы решить путем переговоров — там, где дети не умеют договориться просто в силу возраста.

Пускать проблему на самотек, давать решать сложные ситуации самим детям – это опять же готовить почву для ненависти к учебе. В школе «теряется» много способных мальчиков и девочек, потому что более сильные физически или попросту негодяи делают жизнь ребенка невыносимой. И подобной ситуации нельзя избежать даже тщательным выбором школы: идеальных классов не существует, в каждом найдется тот, кто будет обижать, драться, морально давить на слабых. Смело вмешивайтесь! И не бойтесь испортить отношения с учителями, тем более с директором. Нужно, чтобы они знали, что родители не оставят проблему без решения.

Протоиерей Алексий Уминский,

духовник православной Свято-Владимирской гимназии:

1 сентября — день радости, а не учебы

Не могу сказать, что в моей душе отложились какие-то особые воспоминания, связанные с 1-ым сентября. Сначала это было просто 1-ое сентября в школе, когда папа с мамой меня привели в первый класс, а во втором классе я уже сам пошел, потому что школа была рядом с домом. Дальше я несколько школ поменял. Не было каких-то особенных волнений, впечатлений… видимо, забылось.

После окончания института я стал работать учителем, 1-ое сентября я должен был проводить вместе со своим классом, готовить линейку, например.

Когда я начал работать в православной гимназии духовником и преподавателем, 1-ое сентября стало проходить совершенно по-новому, не так, как в обычной школе. У нас зародились свои собственные традиции проведения этого дня.

В первый день осени мы никогда не учимся, ни единого урока! Я считаю, что 1-ое сентября должно быть радостным событием, праздником. Это день, когда ребенок снова встречается со своими друзьями, когда он полон впечатлений и, повзрослевший, окрепший, чему-то (хорошему, а, может, и плохому) научившийся за лето, хочет правильно себя показать.

Поэтому для нас важно, чтобы 1-ого сентября все были настроены одинаково хорошо. Чтобы этот день был радостным, чтобы начало учебного года было окрашено таким вот ощущением праздника.

Мы обязательно служим молебен в нашем гимназическом храме – торжественный, замечательный молебен, все дети приходят обязательно в парадной форме, с родителями. А потом мы идем в гимназию, где дети переодеваются в спортивную форму, садимся в автобус и едем куда-нибудь недалеко в Подмосковье, в храм или монастырь с интересной историей.

После небольшой паломнической экскурсии устраиваем общий школьный пикник. Все вместе играем в футбол – учителя, священники и дети, другие подвижные игры. У нас всегда на скатерти-самобранке раскладываются припасы, которые мы привозим с собой из дома. И, как пишется в хороших учебниках русского языка, «усталые, но довольные» возвращаемся домой.

Это многолетняя традиция. Она складывалась постепенно — в течение уже двадцати лет, как существует гимназия. И с каждым годом мест, которые мы еще не посетили, становится все меньше и меньше. За это время мы объездили практически все ближнее Подмосковье.

Что я могу посоветовать учителям в этот день? Не мучить детей уроками. Не начинать день с какой бы то ни было нагрузки. А дать возможность ребятам зарядиться хорошим настроением, сдружиться снова со всеми. Особенно это важно, если 1 сентября в класс пришли новые ученики — они с порога попадают в хорошую правильную атмосферу дружбы и игры, поэтому их вхождение в класс становится более простым, облегченным.

Заложенный в самой сути школьного обучения конфликт – между учителем и учеником, между школой и родителями (кто-то должен отвечать у доски, кто-то должен ставить оценки) – это ситуация неравноправия. И мне кажется, что 1-ое сентября должно именно эту проблему решать. Пусть в этот день отношения ученика и учителя будут правильно выстроены – радость, игра, общение, удовольствие от встречи.

Надо ли ограждать ребенка от окружающего зла, как-то по-особенному беречь его от дурного влияния? Нет! Хотя есть «совет»: надо не выпускать ребенка на улицу, запереть в квартире, обложить учебниками, ни в коем случае не иметь ни телевизора, ни компьютера, айпода, айпэда и всего такого прочего, чтобы он сидел и читал исключительно учебники, а лучше — жития святых. Вот тогда стопроцентно гарантирована защита! Смешно звучит, правда?

А теперь дам серьезный совет. Не врите детям. Ни 1-го, ни 2-го, ни 3-го сентября — никогда. И тогда у вас будет больше шансов уберечь ребенка от зла и от негативного влияния мира. А первый день учебного года посвятите целиком детям – их впечатлениям, их радости — проживите его вместе с ними.

Протоиерей Максим Козлов:

Мое 1 сентября в школе рабочей молодежи

Свое 1-ое сентября лучше всего я запомнил в последний год учебы в школе. Школа была уникальная – школа рабочей молодежи №127 в Дегтярном переулке, где можно было довольно свободно учиться, и где вообще не было комсомольской организации, потому что считалось, что все работают. Было такое образование в конце 70-х годов.

Там не было ничего, что было в стандартной советской школе. Последние полтора года там для меня были раем, в прямом смысле слова, по той атмосфере, возможности учиться и сосредоточиться на подготовке к дальнейшей учебе. А еще работать можно было, зарабатывать, ведь у меня было двое маленьких братьев.

И то 1-ое сентября было прощальное, понятно было, что это последний класс с людьми, с которыми ты успел рука об руку встать в полный рост, и вот оно запомнилось. Очень хорошие были учителя, очень теплая атмосфера. Скорее, даже не конкретное 1-ое сентября, а именно школа помнится.

Второе, это помнится 1-ое сентября в Духовной школе – семинарии, академии. Это шествие в Троицкий собор, молебен, благословение мощей преподобного Сергия, то, что ты не со стороны смотришь на ряды семинаристов в черных кителях, которые идут и которым ты, будучи студентом университета, бесконечно завидовал, а ты член этой семьи. Это, конечно, запомнилось на всю жизнь.

И, пожалуй, когда старшая дочка пошла в первый класс, когда помимо радости и волнения за нее, было ощущение перехода собственной жизни в некое другое качественное состояние.

Мне кажется, 1-ого сентября важно, с одной стороны, не пыжиться и не делать из этого какого-то исключительного мероприятия, потому что если надуваться, надуваться, то шарик может и лопнуть, и никому хорошо не будет. С другой стороны, важно, чтобы этот день оставил какое-то позитивное воспоминание. Детали-то обычно забываются – ну, кто из нас толком помнит 1-ое сентября в первом классе? Общее очертание – букет, рука старшеклассника, школьный двор. Что мы помним из реальности, а что из фильмов, фотографий, образов – Бог весть! Но память о том, был ли это позитив или нет, запомнится, отложится в подсознание.

И тут, мне кажется, дело родителей — сделать максимум для того, чтобы этот день воспринимался не как начало мучительного десяти-одиннадцатилетия, а как этап жизни, что ты взрослеешь, но мы все равно будем вместе, это, в конце концов, лучше, чем детский сад, спать днем не будут класть, еще найти какие-то позитивные моменты (один из главных – что спать днем не будут класть), рассказать о них ребенку. «Знаешь, в отличие от нас, тебя не будут мучить ни отметками, ни домашними заданиями еще целый год». То есть создать такой позитивный настрой, это было бы очень важно.

Стоит ли ограждать ребенка от всего окружающего зла? Оградить его от окружающего мира невозможно, потому что если растить растение в оранжерее, то при разбитии оранжереи оно помрет. В этом смысле мы сознательно, кстати, своих детей никогда не отдавали ни в какие православные учреждения – гимназии и прочее. Не только потому, что я сомневаюсь в качестве образования и полезности воспитания, которое давалось в тех гимназиях, которые были, когда наши дети шли в первый класс — это вторично. Первое — потому что мне казалось важным детей не перекормить. Они растут в православной семье – плохой, хорошей, но православной, – Богу молятся, в храм ходят, посты соблюдают, заповеди стараются по отношению друг к другу исполнять.

И хватит этого! Не нужно, чтобы им еще и закон Божий на уроках преподавали, чтобы учителя боролись с Дарвином и опровергали динозавров, и вместо классовой борьбы из всей русской литературы выводили христианскую нравственность. Сколько мы уже насмотрелись детей, которые оттолкнулись через это от Церкви. А в обычной школе они даже скорее научатся понимать ценность своего христианства. Да, они в какой-то момент поймут, что они не такие как большинство, что иной раз над тобой за твою веру будут смеяться и не принимать, а в каких-то ситуациях окажешься белой вороной, но зато они скорее осознают, что это ценность, что это их.

А уберечь от зла, от мира можно прививками. Потому что, если ребенок до школы ни разу не видел, что такое телевизор, а тут он его увидел, то тот его поразит и окажется притягательным. Если для него было абсолютно заблокировано пользование (на уровне взять поиграть из рук у родителей) гаджетом или мобильным телефоном, а тут он увидит, что у некоторых одноклассников свои есть, то это привлечет. И как в медицине прививка (хотя иные из наших православных против прививок, но я признаю их ценность), мне кажется, это правильным образом подготовка организма к опасным болезням, так и здесь надо готовиться.

Что бы я посоветовал учителям? Учитель у нас бесправен, учитель у нас не очень обеспечен (в Москве еще как-то), учитель у нас лишен идеологи и каких-то ориентиров. Остается одно – то, что всегда было – полагаться на нравственную доброкачественность личности.

В конце концов, если учитель – приличный человек, я не говорю – «высоконравственный», приличный человек, это, пусть не сразу, но детьми будет опознано. В «приличный человек» для учителя входит средний уровень профессионализма. Учитель-непрофессионал – это неприличный человек. Нельзя выходить к детям, если ты профессионально не подготовлен. Но вот соединение хотя бы среднего уровня профессионализма, над которым нужно работать все время, с тем, что явных пакостей ты не делаешь, даст возможность работать в школе, я уверен.

И совет родителям. Мне кажется, очень важно не переносить свои комплексы и страхи из нашего детства на современную школу и на своих детей в этой школе. И, с другой стороны, не жить стереотипами. Привычные завывания о разрушении прекраснейшей в мире системы советского образования напоминают мне разговоры мужчин тридцати-сорока лет за рюмочкой о том, как они счастливы были в армии. Примерно так. А ты ему попробуй скажи – а, давай, еще на полгодика! Кто-то как страшный сон вспоминает младшую и среднюю школу. Не надо причитать о том, что ушло.

Ищите своему ребенку не страшную школу, а школу, вокруг которой на подходе не валяются шприцы. Посмотрите, выбирая школу (наверное, вы посмотрели), как в прошлом году дети друг с другом общались вокруг, и что это были за дети. В конце концов, у вас есть достаточно свободного выбора для того, чтобы сегодня поместить своего ребенка в ту школу, которая вам не покажется слишком страшной. Но не ленитесь использовать эту свободу вместо того, чтобы плакаться и кусать локти о пустом.

Ирина Мошкова,

генеральный директор психологической службы «Семейное благо», кандидат психологических наук:

Дайте детям доброе напутствие!

«День знаний» — всегда очень торжественный и волнующий. После летнего перерыва мы опять возвращаемся к учебе и работе, и, вместе с этим, переходим какой-то важный рубеж, который дает нам возможность подняться на новую ступень своего развития.

За лето наши дети становятся не только выше ростом, они взрослеют, чувствуют себя более уверенными и самостоятельными. У меня осталось то 1 сентября, когда я провожала в школу своего сына-первоклассника. Это было в далеком 1984-ом. Было очень любопытно видеть, как поменялся облик сына, как только он надел новую школьную форму, белую рубашку и ранец. Вчерашний «детсадовский» малыш превратился в школьника-«первоклашку».

Хорошо помню, как я переживала: понравится ли сыну в школе, не испугается ли он новой ситуации, поймет ли он требования учительницы (ведь ему было только 6 с половиной лет)?! Думаю, все родители в этот день чувствуют нечто похожее.

В моем сознании отчетливо запечатлелся момент, когда сын решительно открыл дверь школы. Скажу честно, я тогда не смогла удержатся от слез. Стало понятно, что в этом решительном движении отобразился весь характер мальчишки, его способность бороться с трудностями и достигать успеха. Эти качества в дальнейшем очень пригодились ему в жизни.

Первый день занятий – праздничный. Уроков в школе бывает мало: детям дается возможность привыкнуть к школьной атмосфере и сориентироваться в обстановке. Я думаю, что это очень правильно, учебная нагрузка должна возрастать постепенно, чтобы ребятишки приходили в школу с радостью, с желанием учиться. Это важнее всего: дать возможность детям полюбить учение как особый вид деятельности, сформировать у них потребность в приобретении новых знаний, в интеллектуальном и личностном развитии.

Отправляя ребенка в школу с букетом цветов, надо поддерживать его душевный подъем и праздничное настроение. Я думаю, родители обязательно должны проводить свое дитя до ворот школы и дать ему доброе напутствие. Детям важно знать, что родители радуются их взрослению, что они приветствуют их самостоятельность.

Если ребенок поступает уже не в первый класс, а во второй, третий, четвертый и т.д. очень важно обратить внимание на то, как он встречается со своими одноклассниками, насколько он готов устанавливать с ними по-настоящему дружеские взаимоотношения. Отношения со сверстниками могут существенно повлиять на школьную успеваемость ребенка, поэтому родители должны взять «на заметку» атмосферу общения в школьном коллективе и последить за ее последующим развитием.

Когда 1 сентября ребенок вернется домой из школы, родителям важно продлить в кругу семьи приподнятое и праздничное настроение. Надо обязательно расспросить его о том, что происходило в классе, что говорила учительница, что рассказывали ребята. Можно отметить этот торжественный день семейным чаепитием, прогулкой в парке или поездкой в музей, можно сделать ребенку какой-то подарок, который будет ему полезен для школы, а можно пригласить его товарищей в гости, чтобы они могли пообщаться и вместе поиграть, пока еще не задали на дом уроков.

Особенно внимательно надо отнестись к переживаниям первоклассников. Если в дошкольном периоде жизни малыша его «ведущей деятельностью» была игра, то теперь становиться – учение. Если ранее взрослые люди были к нему снисходительны и многое прощали, то теперь они начинают от него требовать выполнения правил поведения, распорядка школьной жизни, действия по образцу в заданном темпе и ритме.

Родители, которые смогли воспитать в своем ребенке «послушание», «аккуратность» и «исполнительность» к началу школьной жизни, — сумели подготовить его к обучению в школе самым лучшим образом. Своевольным, капризным, избалованным детям в процессе обучения бывает очень трудно: им приходится «ломать» свои прежние установки и привычки. На это уходит у детей очень много душевных и физических сил.

Родители должны помнить о том, что их дети-первоклассники очень устают на первых порах даже от самого пребывания в школе, в отрыве от семьи и без помощи родителей. Накопление психологической и физической усталости у детей особенно заметно в конце учебной недели. Нередко они даже жалуются на то, что у них болит голова, живот, руки или ноги. К этим жалобам стоит прислушаться, а не ругать своего ребенка. Быть может, на первом этапе школьной жизни по состоянию ребенка стоит устроить для него выходной день, чтобы дать ему возможность отдохнуть и выспаться.

Зная, что ребенок поступает в школу, очень важно приготовить для него рабочее место. Подобрать письменный стол, настольную лампу, подходящие тетради, ручки, карандаши, линейку, фломастеры, альбомы и прочие канцелярские товары.

Подготовьте ребенка к тому, что теперь его жизнь будет подчиняться строгому режиму: познакомить его с распорядком дня, временем подъема и отхода ко сну, временем выполнения уроков, завтрака, обеда и ужина. Важно целенаправленно приучать своего сына или дочь к умению дорожить своим временем и правильно им распоряжаться. Это учит собранности и организованности, без которых не бывает успехов ни в школе, ни вообще в жизни.

Самое главное пожелание учителям начальной школы – осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе обучения. Каждый ребенок растет и воспитывается в особой атмосфере семейной жизни, поэтому и осваивает школьную программу особым, индивидуальным путем. Учителя первого класса должны познакомиться с родителями своих учеников очень глубоко, только тогда они смогут по-настоящему понять, почему тот иной ребенок сбивается с общего ритма обучения.

Если есть признаки отставания, непонимания, постоянного отвлечения ребенка на уроках или плохого поведения на переменах, то в причинах данных явлений нужно основательно разбираться. Попытки выправить ситуацию замечаниями или плохими отметками, — лишь усугубят положение. Учитель начальной школы должен знать детскую психологию и любить детей, чтобы вовремя им помочь в освоении школьной программы.

Для ребенка, поступившего в 1 класс, самым большим злом является агрессивное поведение сверстников. Очень часто в школьном коллективе оказывается 1-2 ребенка с расторможенным поведением, которые мимоходом причиняют много обид и огорчений другим детям.

К сожалению, многие современные педагоги не считают необходимым вмешиваться в разногласия детей, поэтому каждый ребенок поставлен в ситуацию защиты собственного «Я» от реальной и потенциальной агрессии сверстников. Я думаю, что родители первоклассников должны быть в курсе сложившейся в классе ситуации и чутко реагировать на проявление зла со стороны неуправляемых и плохо воспитанных детей.

Иногда для этого приходится идти на переговоры с учительницей или даже директором школы. Избавляясь от лишних эмоций в адрес администрации школы и ее педагогов, родители должны потребовать наведения соответствующего порядка в классе.

Кроме того, если ребенок оказался в ситуации жесткого морального и физического давления со стороны сверстников, родители могут напрямую обратиться к детям, совершающим агрессивные поступки, и их родителям с просьбой прекратить хулиганство. Любому ребенку важно знать, что отец и мать готовы прийти к нему на помощь в трудных ситуациях.

Вы должны постараться не только оградить свое дитя от внешних угроз, но и объяснить обиженному ребенку, что он может изменить собственное поведение. Проявление самостоятельности, уверенности в себе и дружелюбия по отношению к сверстникам помогает разрешить самые большие разногласия. Умение подружиться со своими обидчиками, преодолеть свой страх перед их агрессивным поведением помогает ребенку выйти из тупиковой ситуации.

В любом случае, за обстановку в классе несет ответственность педагог. Профессионализм учителя, понимание воспитательных задач, решаемых в процессе обучения, любовь к детям, его дипломатичность и такт являются залогом преодоления любых возникших разногласий. Задача родителей – быть союзниками педагогов начальной школы в деле создания нормальной атмосферы школьной жизни.

Еще хочу посоветовать родителям сосредоточиться на событии поступления ребенка в школу. Каждый новый учебный год приносит в жизнь ребенка и в жизнь семьи новые проблемы и заботы. Надо помнить, что процесс адаптации к школьной жизни у всех происходит по-своему. Кто-то включается быстро, сразу, а кто-то медлит, застревает на мелочах. Таким детям нужно Ваше внимание и помощь!

Я прошу меня услышать: не окрик, не упрек, не «подзатыльник», а именно помощь. Если у ребенка появляются трудности в обучении, — найдите время, чтобы разобраться в причинах. Быть может, что-то он не понимает, не расслышал, не успел или не догадался… Не откладывайте «на потом» разговор с ребенком по душам. Покажите ребенку, что Вам интересна вся его школьная жизнь, а не только отметки, которые он приносит из школы.

Вслушивайтесь в жалобы ребенка, постарайтесь понять его переживания не для того, чтобы просто пожалеть его, а для того, чтобы помочь ему справиться с возникшими проблемами. Любите своих детей христианской любовью и помогайте их личности развиваться!

Ольга Красникова,

психолог-консультант, руководитель психологического центра «Собеседник», помощник ректора Института христианской психологии:

Ребенок выходит в новую жизнь!

Самое памятное в моей жизни 1 сентября — когда отвела в школу своих детей. Это новый этап в жизни матери. До этого вся жизнь крутилась дома и вокруг детей, а тут ребенок выходит в новую жизнь, в новые социальные отношения. Появляются новые авторитеты, мама уже не самая главная – «а мне учительница сказала!». Серьезное испытание!

Если ваш ребенок идет в первый класс — то, конечно, это надо отмечать как праздник, как Событие с большой буквы. Желательно, чтобы побольше родственников провожали ребенка в школу утром. И дома устроить какое-то торжество, потому что это переход ребенка в новый статус, очень серьезное изменение в его жизни, и ему важно получить поддержку от своих близких — чтобы близкие показали, что это действительно значимое событие.

1 сентября в первом классе – это, конечно, самый значимый день, а все последующие «первые сентября» в начальной школе можно просто отметить походом в какое-нибудь интересное место: в парк, если хорошая погода, в зоопарк, можно с друзьями. В первом классе у ребенка среди одноклассников друзей не так много, если они есть вообще, а в следующих классах уже будут друзья, и это будет такое вот радостное совместное проведение досуга.

Начиная со средней школы, если ребенок идет в ту же школу, где он начинал учиться, то ему больше важны уже не родители, не родственники, а друзья. И тут хорошо бы отметить уже не в кругу семьи, а именно с одноклассниками. Может быть, веселый классный час провести или отпраздновать в каком-то кафе. Этот праздник уже выходит из дома в социум, в общество сверстников.

Если же речь о старшеклассниках, то будет хорошо, если им родители купят тортик, который можно вынести из дома и съесть с друзьями. Старшеклассникам точно не нужно, чтобы их провожали в школу утром на линейку и чтобы родители принимали в этом какое-то участие. Для них уже важно именно общение с одноклассниками и друзьями.

Проводилось очень интересное психологическое исследование, в котором сравнивались семьи неблагополучных подростков с асоциальным поведением и подростков, которые более-менее спокойно переживали подростковый кризис. Выявили очень интересный факт: в семьях, где подросток сохранял контакт с родителями, продолжал учиться, где он не выходил в асоциальное поле — там было три времени суток, когда подросток был с родителями.

Это утро – то есть он просыпался не один в квартире, его кормили завтраком, спрашивали: как настроение, как себя чувствуешь? Ребенка провожали.

Потом он возвращался не в пустую квартиру. Причем дома были не обязательно родители: это могла быть соседка, няня, бабушка. Кто угодно, но кто-то взрослый. Советский образ маленького ребенка с ключом на шее, с большим портфелем возвращающегося домой, где его никто не ждет – это психологическая травма для ребенка, имеющая тяжелые последствия в будущем. Ребенку важно приходить не в пустой дом. Чтобы его встречали и спрашивали, как он провел день в школе, как у него дела, что произошло за день.

И очень важно, чтобы ребенок не засыпал один, чтобы в квартире был обязательно кто-то взрослый, чтобы пожелал ему спокойной ночи.

Дети, у которых не было этого времени, проведенного вместе со взрослыми, чувствовали себя одинокими, брошенными, никому не нужными. Эти переживания стали причиной того, что дети пытаются восполнить дефицит общения и признания во дворе, в компании — вне семьи, и у них начинаются серьезные психологические и социальные проблемы.

Проводите больше времени с детьми, чаще разговаривайте с ними и не только об учебе!

Мой совет учителям. О том, что не все учителя любят детей, я говорить не буду – это печальный факт. Поэтому в первую очередь хочется пожелать, чтобы они любили детей. И мне кажется, что основная составляющая педагогического успеха — когда учитель видит в ребенке прежде всего личность.

А успеваемость, оценки – это уже второстепенное, не главное. Уважение в ребенке личности – это залог успеха учителя. Потому что тогда он сможет найти с ребенком контакт. Сможет наладить с ним диалог. Если учитель не уважает в ребенке личность, то любые «педагогические воздействия» и «воспитательные меры» просто бесполезны.

Например, учитель говорит: «Ты не понял? Ты что ненормальный?» То, что ребенок что-то не понимает, получил двойку, еще ни о чем не говорит. Нужно выяснить, что послужило причиной. Может быть, у него в семье какие-то сложности, может, он плохо себя чувствовал, поэтому был невнимательным, не понял материал. Учитель ставит оценку, но он не должен делать выводов по поводу умственных способностей или личности ребенка. Должно быть просто человеческое понимание, внимание.

Если дети в классе чувствуют, что отношение учителей зависит от успеваемости: отличников выделяют, а те, кто учится хуже, – они «второго сорта», то это пагубно влияет как на отличников, так и на тех, кого зачислили во «второй сорт».

Когда ребенок идет в школу — это кризис для всей семьи. Для родителей, для бабушек-дедушек и, конечно, для самого ребенка. Нужно очень бережно относиться ко всем членам семьи, переживающим этот кризис. Пройдя через этот кризис, ребенок приобретает новый личностный и социальный статус — он теперь школьник. Первое «первое сентября» — это важный, переломный рубеж в жизни человека — детство закончилось.

Опрос подготовили Наталья Смирнова, Тамара Амелина, Елена Тюлькина, Мария Абушкина, Православие и мир

http://www.pravmir.ru/1-sentyabrya-kak-ya-poteryalsya-i-drugie-istorii1/



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика