Проект «Епархия» / Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru

Патриотизм по-русски или выбор в пользу Бога

12.09.2012

Стоило только русским людям заявить о том, что они – русские,
что у них есть богатейшая культура и история,
из которой они не позволят выбросить ни одной страницы,
как сразу же раздались испуганные вопли об «антисемитизме»,
«шовинизме», «национализме», «антисоветизме»

И. В. Тальков.

12 сентября Православная Церковь празднует день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Идея переноса святыни в Санкт-Петербург принадлежала первому российскому императору Петру I. Торжественный прием благословенных останков было решено провести в Свя́то-Тро́ицкой Алекса́ндро-Не́вской ла́вре. Согласно приказу самодержца город на Неве ожидал святыню 30 августа 1723 года. Ведь именно в этот день и год в городе Ништадте был подписан акт, юридически закреплявший капитуляцию Швеции. Но человек предполагает, а Бог располагает. Мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. Однако торжественная передача святыни все же состоялась 30 августа. Перенесение было завершено в первую годовщину победы над шведами – 30 августа, 1724 года.

Знаменательным был и сам путь мощей из Новгорода в Петербург. На протяжении всего маршрута в честь святого благоверного князя служились молебны. Церкви не могли вместить всех желающих поклониться Божьему угоднику.

Почему же образ новгородского святого так прочно врезался в народную память? Чем личность благоверного князя пленила сердце не в меру светского императора-реформатора? Ответить на эти и многие другие вопросы мы попытались в настоящей статье.

Вряд ли найдется в России святой, о котором бы так много как об Александре Невском писали светские и церковные авторы. Но в тысяче фолиантов, посвященных князю, едва ли отыщется и пара строчек о том, какое значение герой нашей статьи имел для Российской истории. А значение это в первую очередь в понимании единства Православия и русской ментальности. В понимании патриотизма как служения Богу через заботу о родине, через деятельную любовь к населяющим эту родину людям. Однако святой благоверный князь не был бы интересен тысяче авторов, будь это понимание патриотизма лишь его локальным, тайным духовным открытием. У Господа все тайное явно. Бог позаботился поместить своего угодника в такие историко-культурные условия, в которых святой «не хитросплетенными баснями», а деятельной любовью доказал истинность своего понимания патриотизма.

Оказавшись между выбором политического рабства под игом орды и духовного гнета католических захватчиков, молодой князь, не задумываясь, делает выбор в пользу Бога. Выбор Александра это не выбор союзника. Это не выбор временного, проходящего модного течения. Это решительный, дерзкий поступок. Это судьбоносный выбор направления развития, которому Россия и ее народ не изменят на протяжении многих столетий.

Делая выбор в пользу Бога благоверный князь не щадит ни себя ни других. Он сознательно отвергает сиюминутные выгоды, связанные с «окатоличиванием» Руси. Отказывается от титула католического короля. Жестоко подавляет восстания своих единоплеменников против власти орды. Терпит унижение в ставке монгольского хана.

Как часто при земной и небесной жизни святого раздавались упреки в его адрес за «непатриотичность». Как часто упрекали его льстивые языки, в нетерпимом, сейчас бы сказали в не «толерантном» отношении к «латинянам». Но эти нападки разбивались о веру благоверного князя в истинность своего выбора. Будучи правителем одного из многих уделов Руси святой твердо верил в свою правоту, вселяя тем самым веру не только в своих подданных, но и во весь русский народ.

Вот это слияние любви к Богу и любви к родине и отождествлялось у простого люда с образом Александра Невского и находило в сердцах народа отклик. Именно этот патриотизм задел за живое, даже очерствевшее в кутежах сердце приклонявшегося перед Западом Петра.

Шли века. Но урок патриотизма, преподанный Богом России через святого благоверного князя, прочно врезался в народную память. Именно этим патриотизмом горели сердца русских солдат в Великую Отечественную войну. Именно этот патриотизм воспринимали и другие народы Советского Союза. Неслучайно в те тяжелые для страны годы атеистическое руководство СССР обращается к образу благоверного князя. Снимаются фильмы, создаются плакаты.

Не был забыт патриотизм[1] святого и в наши дни. Следуя примеру князя, русские солдаты в Чечне делали выбор в пользу Бога, не снимая с себя крестик даже под угрозой смерти. Ярким примером такого подвига явился Евгений Родионов и его сослуживцы и тысячи безымянных русских солдат «положивших душу за други своя» на кавказской Голгофе.

На сегодняшний день выбор святого Александра Невского не популярен среди российской молодежи. Этого выбора боятся враги России и Бога.

Прикрываясь модными вывесками гуманизма[2], толерантности[3] и космополитизма[4] эти темные силы пытаются оболгать выбор сделанный Невским. Вторя словам Льва Николаевича Толстого: «Патриотизм – пережиток варварских времен, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде», они продолжают дело ересиарха. То есть отвращают неокрепшие русские души от выбора, сделанного святым, которого мы вспоминаем сегодня. Основной удар, конечно же, делается на подрастающее поколение. При помощи всевозможных информационных ресурсов молодому горячему сердцу доказывается, что патриот – это непременно фанатик и потенциальный злодей. Образ патриота профанируется, опошляется. В СМИ активно муссируются темы антисемитизма[5], нацизма и других деструктивных проявлений ложного патриотизма.

Еще со времен первой чеченской компании делались попытки очернить дело благоверного князя. Псевдо-гуманисты, такие как Ковалёв, заявляли во всеуслышание, что русские солдаты – это убийцы, воюющие против женщин и детей.

Необходимо признать, что в успешности компаний, проводимых недругами России, виноваты отчасти и русские люди. Даже те, кто действительно хочет счастья нашей стране.

Поддаваясь на провокации врагов Христовых, горе-патриоты ослепляются гневом. В таком состоянии они проявляют рвение «не по разуму». Участвуя в необоснованных насильственных акциях, реставрируя чуждые русскому духу идеалы фашизма и язычества, они участвуют в омерзительном спектакле, разыгрываемом недругами России. Несомненно, среди адептов лже-патриотизма немало действительных правдолюбцев. Наверняка многие из «купленных за идею» русских душ вот уже двадцать лет пытаются деструктивными действиями уберечь Россию от негативных влияний извне. Но их благими намерениями устлана дорога в ад. Потуги «клином вышибить клин» зачастую делают России медвежью услугу. Именно опираясь на «подвиги» горе-патриотов, сегодняшние «космополиты» и выстраивают доктрины, низводящие истинный патриотизм до фашизма и шовинизма.

На самом же деле истинный патриотизм находится в идейной конфронтации с деструктивными проявлениями национального чувства. Яркий пример такого противостояния мы можем видеть в истории Сербии. В годы Второй Мировой войны в местечке Равная Гора верные сыны Сербии и Черногории – четники – объявили войну оккупантам и «врагам Православия».

Мы, авторы этой статьи, поздравляем всех православных христиан с праздником перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского и верим, что по молитвам святого Господь вернет русскому народу здравое, правильное чувство патриотизма.

Андрей ПЕТРУШКИН
Александр УШАТИКОВ

Справка:

[1] Патриотизм (от греч. patriótes – соотечественник, patrís – родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. – Большая Советская Энциклопедия.

[2] Гуманизм – (от лат. humaniis – человеческий, человечный), в широком смысле – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

[3] Толерантность – (от лат. tolerantia – «терпение, выносливость») – качество терпимости, снисходительного уважения к иным идеям, чуждым взглядам, концепциям, вкусам. Словарь изобразительного искусства, 2004-2009.

[4] Космополитизм (греч. kosmopolites – гражданин мира) – буржуазная теория, призывающая к отказу от патриотических чувств, от национальной культуры и традиций во имя «единства человеческого рода». Космополитизм в той форме, в которой он проповедуется современными буржуазными идеологами, выражает стремление империализма к мировому господству. Пропагандирует идеи создания всемирного правительства. Космополитизм ослабляет борьбу народов за национальную независимость, за государственный суверенитет. Космополитизм несовместим с интернационализмом. (Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. – 445 с.).

[5]Антисемитизм – одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Большая Советская Энциклопедия.

[6]Четники – на Балканском полуострове участники вооруженных отрядов (чет), ведущих борьбу партизанскими методами, члены группировок в Югославии. В годы 2-й мировой войны вели вооруженную борьбу против Народно-освободительной армии Югославии. Энциклопедический словарь. 2009.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика