Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
16 Июня 2013

Память Первого Вселенского Собора Церковь празднует с древнейших времён. В Евангелии Господь нам сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:18). В этих словах мы получаем великое утешение. Утешение заключается в том, что хоть Церковь и будет отдаляема врагом нашего спасения, диаволом, но всегда будет одерживать верх. Победоносный Крест Господень всегда будет побеждать меч ненависти спасения рода человеческого. Пример мучеников, страстотерпцев также является подтверждением слов Спасителя.

В IV веке, когда гонения на христиан уже прекратились, и казалось бы в Церкви водворился мир, появилась другая опасность для Церкви – ереси. Первой опаснейшей ересью стало лжеучение Ария. Арий был пресвитером Александрийской Церкви, очень честолюбив и горд. Суть учения Ария сводилась к тому, что он отвергал Божество Иисуса Христа. Святой равноапостольный император Константин Великий (272-337) послал епископа Осия Кордовского (около 260—359) разобраться в сути вопроса, потому что к этому времени уже прошёл Поместный Собор в Александрии и Александрийский Патриарх Александр вместе с Собором осудили ересь Ария. После Поместного Александрийского Собора, Арий в свою защиту разослал письма со своим учением всем епископам восточной Церкви, так как ещё имел поддержку среди других епископов. Епископ Осия, рассмотрев суть дела, доложил императору о том, что это не простое заблуждение, речь идёт о самом главном догмате христианства. Тогда император Константин решил созвать первый Вселенский Собор, который прошёл в 325 году в городе Никее. На Собор съехалось 318 епископов со всех государств.

Имея сторонников 17 епископов, Арий очень гордо и надменно держался на Соборе. Но святыми отцами была отвергнута его ересь, диакон Александрийской Церкви Афанасий окончательно опровергнул всё учение Ария, а святые отцы Собора отвергли арианский символ веры и был составлен Никейский православный Символ веры. По просьбе императора Константина в этот Символ веры было добавлено слово «Единосущный», которое, как он слышал, часто употреблялось епископами в разговоре. Смысл Никейского Символа веры заключается в том, что Господь наш Иисус Христос является Единосущным Своему Богу Отцу – Бог от Бога, Свет от Света, что Он рождён, а не сотворён, как учил этому Арий.

Окончив прения относительно ереси Ария, святые отцы первого Вселенского Собора утвердили ещё 20 канонов – правил церковной дисциплины и управления Церковью. В том числе было утверждена окончательная и правильная дата празднования Пасхи Христовой, было принято решение Пасху Христову праздновать не с иудейской Пасхой, а также обязательно в первый воскресный день после весеннего равноденствия.

Святитель Феофан-затворник в сегодняшний день с нами возвещает о том, что для кого-то может показаться странным, что такое количество святых отцов, вся Церковь Православная во всём мире возвысила свой голос против Ария. Но эта вера позднее прошла сильные испытания, после того, как и власть, и знать стали в защиту Ария. Но как только появилась малейшая возможность православного исповедания, Святая Церковь опять возвысила голос в защиту Никейского Символа веры. До тех пор, пока мы имеем этот Символ веры, мы можем быть спасены, мы являемся христианами, хотя и живём греховно. Не станет этого Символа веры, не станет и христианства.