Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
2 Сентября 2011

Август – время, когда лето движется к своему завершению, теплых дней все меньше, приближение осени становится весьма ощутимо. Но не нужно унывать, ведь именно август знаменателен тем, что весь православный мир встречает Успенский пост, во время которого, празднуются три Спаса – так в народе называют празднества освящения меда, яблок и орехов. Именно к престольным праздникам в честь Всемилостивейшего Спаса еще со 2-й половины XIX века была приурочена Спасская ярмарка, проводимая в городе Елабуга, и была известна так же, как знаменитые российские ярмарки Ирбитская и Макарьевская. Она проводилась с 15 по 26 августа и была популярна не только у жителей Елабуги и близлежащих городов, но и привлекала купцов и гостей из всех уголков России. На время проведения ярмарки, весь город становился большой, яркой и веселой ярмарочной площадью, а сама ярмарка считалась одним из важнейших общегородских праздников. Все от мала до велика спешили на ярмарочную площадь: кто товара прикупить, а кто просто поглазеть.

Елабужская Спасская ярмарка становилась на определенное время не только торговым, но и культурно-просветительским центром города. Народные гуляния с традиционными оркестром, колоколами, каруселями, акробатами, фокусниками и танцорами придавали ярмарке яркость и ощущение своеобразного праздника. На Спасскую ярмарку товары привозились из 86 городов России. Сюда везли стеклянную и фарфоровую посуду, мануфактуру, знаменитые оренбургские пуховые платки, кустарные изделия. Так, из Казани везли обувь и меха, а также готовое платье, из Павлова (Нижегородская губ.) – кустарные скобяные и железные изделия. Ну и, конечно же, доминировали на ярмарке местные ремесленники.

Но революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война поставила на Спасской ярмарке крест, так как торговый люд как класс просто исчез. Но уже весной 1921 г. в Советской России Х съезд РКП (б) принял решение сменить политику «военного коммунизма» на новую экономическую политику (НЭП), и в 1922 г. в Елабуге была открыта первая при Советской власти ярмарка. Она просуществовала в Елабуге вплоть до 1940 г., но после окончания Великой Отечественной войны больше не проводилась.

И вот, с 2008 года, Елабуга вновь возрождает свою древнюю и очень интересную традицию. Теперь, ежегодно, во второй половине августа старинный русский город приглашает продавцов и покупателей, мастеров прикладного искусства, туристов и горожан на свои ярмарочные площади. И в этом году на Шишкинских прудах Елабуги с 19 по 21 августа прошла уже IV Всероссийская Спасская ярмарка.

В рамках этого события был организован Фестиваль колокольного звона, участие в котором приняли 26 мастеров колокольного искусства из 7 городов России: Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Москвы, Казани, Нижнего Новгорода и Елабуги.

Проведение Спасской ярмарки стало первым и единственным проектом такого уровня и масштаба в Республике Татарстан. Вот что нам рассказывает Участница Спасской ярмарки, ученица школы катехизаторов при Свято-Вознесенском архиерейском подворье г. Набережные Челны, Галина Павловна Анютина: «Я участвую в этом мероприятии с 2008 года, т.е. с самого начала возрождения Спасской ярмарки. Я являюсь членом Союза художников. После окончания Московской текстильной академии меня пригласили в «Гильдию Мастеров» при Торгово-промышленной палате г. Набережные Челны. И вместе с этой организацией я имею возможность участвовать в этом фестивале и выставлять свои работы (Галина Павловна оформляет платки и шарфы в технике батик – прим. авт.) Главный результат этой ярмарки – возрождение народных промыслов. Есть база для общения, знакомства с такими же мастерами. Кроме того, уровень мастерства, видов работ и ассортимент растет, становится более выдержанным в рамках традиции, нежели любительский. Это опять же благодаря обмену опытом и даже просто факту встречи. Повышается с каждым годом и требования организаторов к готовой продукции. Наконец-то народные мастера становятся востребованными. А главное – это даже не столько продажа, сколько приобщение современных горожан к этой забытой культуре. Нам нужно уважать и любить свою историю, свои традиции».

Своими впечатлениями с нами поделились и клирики нашего храма и прихожане, которые посетили ярмарку в этом году.

Иерей Валерий Матвеев: «В первую очередь мы спешили к колокольне Спасского собора, еще издалека слышался звон его могучих колоколов. Беспрерывно, то задорно, то грустно звучала их столь приятная верующему сердцу мелодия. К тому же Спасский собор был открыт, и мы беспрепятственно смогли полюбоваться его сохранившимися фресками.

Потом отправились поглядеть товар. Чего только там не было, на любой вкус и цвет, но в основном изделия ручной работы. И посуда, расписанная вручную, льняная кружевная одежда, скатерти, поделки из бересты, одеяла в стиле «пэчворк», даже стол дубовый с табуретками дизайнерской работы из Казани привезли, поделки из кожи, народные костюмы. Сына особенно впечатлила деревянная булава ростом с него же. А дочку было не оторвать от лавки, где были выставлены работы Студии современной игрушки. Этого у нас в магазинах не купишь. Было ощущение скорее выставки народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, чем рыночной торговли. Стоимость же товаров варьировалась от 50-60 рублей до 400000 рублей и более (это как раз за тот самый стол).

Детям больше понравились аттракционы. А это и надувные горки, и карусели, и батут. А от катания на пони и настоящем верблюде малыши были просто в восторге.

Со сцены доносились песни о любви к родине и русские народные. Выступали народные коллективы и ансамбли. Вечером же нас ждал красивый салют.

Это очень приятно, ведь в рамках современности и мы и наши дети оторваны от своего прошлого, своей истории. А в Елабуге, куда ни глянь, всюду история. Мне редко удается куда-то выезжать со своей семьей. Считаю, не зря провели время, нам очень понравилось».

Наталья Гладышева, регент хора Свято-Вознесенского собора: «Были с детьми на ярмарке в первый день. Столько впечатлений. На второй день дети сами просили поехать. Мы поехали, накупили игрушек. Я вообще люблю такие необычные работы. Мы в восторге!»

Любовь Мингазова, член молодежной группы рассвет: «Мы с православными ребятами решили поехать. Концерт смотрели. Очень довольны»

Евгения Бальсунова, корреспондент пресс-службы Свято-Вознесенского Архиерейского подворья: «Больше всего меня впечатлил гусляр – бородатый мужичок, сидит на стульчике, играет на гуслях, поет, потом колесную лиру достал – впервые увидела этот инструмент – звучание интересное. Поразил колокольный звон – идешь, а он тебя окружает – и в соседнем соборе звонили, и у сцены... Из народных промыслов больше всего понравились поделки из дерева, разукрашенные мультяшными кошками кафельные плитки. Понравились еще выступления народных ансамблей. Со всей России приезжали, выступали в народных костюмах, пели русские народные песни. Это хорошо, что традиция возрождается».

Кристина МАТВЕЕВА