Проект «Епархия» / Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru

Правда о святом Валентине.

13.02.2009

Этот праздник из католического церковного календаря давно уже вышел за церковную ограду и превратился в сугубо светский, причем шумный характер которого никак не соответствует христианскому пониманию святости и величия церковного праздника. Этот праздник, названный 'днем влюбленных' можно смело назвать 'днем блуда'. Так какое же отношение к нему имеет священномученик Валентин? Для выяснения этого проведем небольшое историческое исследование.14 февраля Католическая Церковь отмечает память двух одноименных святых - пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Оба священномученика жили в III веке в Италии, и оба приняли мученическую смерть через отсечение главы. Так какой же из двух Валентинов является покровителем влюбленных? Одни источники отдают предпочтение пресвитеру, другие - епископу. Для верующего человека самый достоверный источник информации о святом - это его житие. О чем же повествует житие священномучеников, живших в первохристианские времена, когда Церковь была едина и не было разделения на православных и католиков?

В житие пресвитера Валентина Римлянина, который прославлен также и Православной Церковью (память 19 июля) сказано о том, что после того, как обратил в христианскую веру императорского советника Астерия, был обезглавлен по приказу императора Клавдия. Никакого намека на романтическую историю о любви в житие святого нет.

О Валентине, епископе Тернийском в католическом мартирологе сказано, что сведений о святом сохранилось немного. Известно лишь, что он излечил сына важного сановника от тяжелой болезни (в некоторых переводах написано - от жестокого хондроза), а затем был обезглавлен за распространение христовой веры в городе Интерамне (современное название города - Терни). Житие католического святого епископа Валентина Тернийского во многом напоминает житие
православного святого Валентна, епископа Интерамского (память 12 августа). Совпадает также и время их мученической кончины.

Из жития священномученика Валентина Интерамского следует, что он был искусным врачом и вылечил сына ученого язычника Кратона. Беднягу по имени Херимон болезнь скрутила так, что голова его согнулась до уровня колен и он никак не мог выпрямиться (жестокий хондроз?). Причем излечился Херимон не столько врачебным искусством епископа Валентина, сколько его пламенной молитвой. После этого случаи уверовали во Христа и сам Херимон, и его ученый отец, и множество обучающихся у него учеников. Прослышав о массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа Валентина и тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть.

В некоторых православных справочниках ('Полный православный богословский энциклопедический словарь') епископы Валентин Тернийский и Валентин Интерамский приводятся, как одно и то же лицо. Другие авторитетные источники (к примеру, 'Полный месяцеслов Востока' архиепископа Сергия) считают, что для идентичности святых нет достаточных оснований и делают осторожную пометку: 'вероятно одно и то же лицо'. Так или иначе, самоотверженная жизнь и мученическая смерть этих святых достойна уважения. Но, опять же, в их житиях мы не находим никаких намеков на историю с красавицей, которую мученик Валентин исцелил от слепоты и которой перед казнью написал любовное послание ('валентинку'). Всех этих событий, положивших основу романтичного праздника, в житиях ни одного из Валентинов не оказалось. И действительно, история о Валентине и 'валентинках' поначалу никакого отношения к вышеназванным святым не имела.

История праздника уходит во времена первых американских поселенцев. Покинувшие родину европейцы бережно хранили легенды Старого света. Одной из таких легенд и была история римского патриция Валентина, тайного христианина, жившего в середине III века в период жестоких гонений на христиан. Валентин не только был сам христианином, но и слуг своих обратил в христианскую веру. Однажды, во время тайного венчания его служанки с римским воином, стражники задержали показавшихся им подозрительными людей, за исключением самого Валентина из-за уважения к его званию. Всех задержанных обвинили в принадлежности к запрещенной секте и поместили в местную тюрьму.

Патриций Валентин тщетно искал возможности поддержать своих слуг и укрепить их в вере перед неминуемой для них смертью, пока не повстречал дочь начальника тюрьмы - слепую некрасивую девочку, над которой все издевались из-за ее недуга. Через нее-то и решил он отправить весточку в темницу. Поскольку передать письменное сообщение было опасно, патрицию пришла мысль отправить в тюрьму каждому из узников устное послание и вырезанное из бумаги сердечко окрашенное в красный цвет, как символ Божьей любви, которая укрепляет верующих во всех бедах и страданиях. Несколько таких сердечек с устными посланиями и передала слепая девочка заключенным в темнице христианам. Ободренные узники приготовились достойно встретить уготованную им смерть от диких зверей на арене цирка. Но неожиданно в тюрьму пришел сам патриций Валентин.

Валентин предложил себя в обмен на свободу своих слуг. Кровавые сцены на аренах кирка, где голодные звери набрасывались на христиан, стали уже для жителей Рима обычным приевшимся развлечением. Но чтобы на арене оказался знатный патриций - это стоило многого. Всех христиан отпустили, а Валентин, передав красное сердечко ('валентинку') слепой дочери тюремщика, шагнул навстречу смерти. Взяв в руки бумажное сердечко потрясенная девочка вдруг прозрела и увидела свет. Окружающие же неожиданно для себя обнаружили, что слывшая некрасивой девочка, прекрасна.

Так жертвенная любовь патриция Валентина спасла жизнь его близких и сделала счастливым несчастного ребенка. Вот такая красивая, по своей сути христианская, история.

Трудно сказать каким образом историю мужественного патриция приписали священнослужителю по имени Валентин, но из Америки в Европу эта легенда вернулась несколько в иной интерпретации вместе с шумным праздником, который докатился и до нашей страны.

В американизированном варианте Валентин превратился в странствующего монаха, который тайно венчал влюбленные пары. Задержанный римскими властями, в тюрьме он излечил от слепоты дочку тюремщика и влюбился и нее. Перед казнью монах Валентин послал предмету своей любви письмо и форме сердечка ('валентинку'), и котором восхищался ее красотой и молодостью. Вот этот-то факт и вызывает у православных христиан недоумение. Как мог христианин, тем более монах, перед лицом мученической кончины, когда Господь приуготовил ему место в селениях праведных, распалять себя плотской страстью?

Немало было высказано и напечатано по этому поводу едкого, уходя от проблемы светского характера праздника к сомнению в святости самого мученика. Но как оказалось никто из священномучеников Валентинов (ни пресвитер Римский, ни епископ Тернийский, ни епископ Интерамский) к легенде, которая легла в основу праздника, не имеют никакого отношения.

Так как же относиться ко дню Валентина, к которому уже готовится молодежь от детских садов до университетов и академий? Как воспринимать 'день любви', кое-где уже превратившийся в явное непотребство? Призывы игнорировать празднование памяти католического святого ничего не дадут, так как выяснилось, что, во-первых, к празднику он никакого отношения не имеет, а, во-вторых, святой этот чтится и православными (по крайнем мере один из предполагаемых прообразов).

Как поступить в этой ситуации подсказывает случай из жизни одного небольшого города европейской части России. Жители бывшего уездного городка, сохранившего добрые провинциальные традиции, выступили против агрессивной американизации облика города: против рекламных щитов с иностранными надписями, казино, ночных клубов и прочей западной мишуры. Борьба эта ни к чему не приводила, пока несколько православных предпринимателей не пустили шапку по кругу и возродили дореволюционную чайную. К удивлению чайная, ставшая в городе популярной, неожиданно быстро окупила затраты и стала приносить прибыль, направить которую было решено на возрождение отечественных традиций. Постепенно из города исчезло то, против чего безуспешно боролись городские активисты. Никто конечно не заменял плакаты с рекламой пепси на плакаты 'Молодежь выбирает квас!', но таких рекламных щитов, как в Новосибирске, на которых обкуренный малец, растопыренными пальцами призывает народ в Нью-Йорк на тусовку, в этом городе не увидишь. Вывод из приведенной истории простой - запреты ни к чему не приведут. Самый эффективный метод противостоять экспансии западного образа жизни - это возрождение собственного утраченного.

В связи с днем святого Валентина стоит вспомнить, что среди почитаемых православных святых найдется не мало, жизнь которых для современной молодежи достойна подражания. Удивительно романтична, к примеру, история благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских. Излеченный дочерью пчеловода Февронией от проказы, князь повенчался с ней, но гордые бояре, не потерпев княгини-простолюдинки, предложили князю отказаться от законной супруги. Не желая принести в жертву княжению свою любовь и клятву верности, князь предпочел изгнание. По
требованию народа святые супруги были возвращены в Муром, где княжили справедливо, прожили жизнь долгую и счастливую и умерли в один день и час, приняв перед смертью иноческий постриг с именами Давид и Евфросиния. С тех пор родители просят у святых Петра и Февронии молитв перед Господом за своих детей, вступающих в брак.

Благоверные князья Петр и Феврония Муромские не единственные православные святые, которые являются покровителями счастливого брака. Если бы современная молодежь воспитывалась на святоотеческом наследии, а не на сомнительных легендах, то не нужно было бы в епархиальном управлении заводить специальные бланки для написания просьб о расторжении церковного брака. Как часты нынче венчания в храме, также и часты просьбы эти церковные браки расторгнуть. А все потому, что в современное понятие любви нынче входит многое - от юношеской влюбленности до элементарного скотства, но вот о жертвенности ради любимого и близкого человека как-то забыли. Житие Петра и Февронии - достойный пример той жертвенности, которой была окрашена и легенда о римском патриции мученике Валентине, и которая совершенно исчезла из американизированного ее варианта о монахе мученике Валентине.

Возвращаясь к истории о мученике Валентине, которую хранили в своих сердцах американские выходцы из Европы, и которую так опошлили их потомки, можно сказать, что истинное значение дня святого Валентина – это готовность отдать себя ради тех кого любишь, как около 2000 лет назад ради нашего спасения принес Себя в жертву Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос. Что же касается шумного светского характера дня памяти мученика Валентина с его викторинами, шоу-программами и прочей пошлой мишурой, то за это всем нам стоит попросить прощения у святого, отдавшего свою жизнь за Христа и сложившего голову 'ради други своя'.

В. Мельников

Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают праздник 'всех влюбленных', в который западное народное предание превратило 14 февраля.

'Сейчас можно отметить с положительной стороны, что празднование 'Дня влюбленных' ('Дня святого Валентина') в России уже не так ярко и масштабно', - сказал РИА Новости глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата священник Георгий Рябых.

Он объяснил наметившуюся тенденцию тем, что люди, наконец, увидели, что распространенная трактовка и коммерциализация этого праздника 'просто опошляет высокую идею любви', 'выхолащивает ее возвышенную суть' и превращает любовь в 'еще один продукт для рыночной торговли'.

'День святого Валентина' в том виде, в каком он навязывается россиянам, пропагандирует такие отношения мужчины и женщины, которые, по словам священника, 'не являются любовью в настоящем понимании'. Под 'влюбленными' часто понимаются люди, согласно христианским канонам, подлежащие епитимьи за сожительство вне брака, отметил собеседник агентства.

'Пропагандируется безответственное отношение друг к другу. Люди, живущие вне брака, относятся друг к другу именно безответственно, не готовы отдавать себя до конца. Церковь же считает, что любовь должна быть полной и ответственной', - пояснил Рябых.

Критическое отношение к 'Дню всех влюбленных', подчеркнул он, вовсе не означает, что люди не должны проявлять внимание, нежность, заботу друг о друге, дарить подарки. Наоборот, 'каждый день должен быть праздником проявления любви к своим ближним, своей семье, детям, друзьям', убежден представитель Московского Патриархата.

По его словам, в православной традиции особыми праздниками любви и семейного счастья считаются дни памяти святых, отличавшихся в земной жизни супружеской верностью и взаимопониманием, например, Петра и Февронии Муромских или Царственных Страстотерпцев.

Хорошим поводом проявить особое внимание к любимому человеку, добавил Рябых, является День Ангела (Именины), день рождения или крестин.

'Если же хочется устроить торжества именно 14 февраля, то можно направить эту энергию на подготовку к празднованию Сретения Господня (15 февраля). Вечером накануне Сретения в православных храмах традиционно пройдут торжественные богослужения', - сказал собеседник агентства.

Символично и то, что в праздник Сретения Господня Русская Православная Церковь уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи, возносит молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.

Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сообщил РИА Новости, что в российских католических храмах 14 февраля вместо 'Дня влюбленных', имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

Валентин так же как Кирилл и Мефодий - общий святой и Католической, и Православной церквей, живший до их разделения, а именно в третьем веке. 'О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд', - отметил Ковалевский.

По его словам, в любви и особом внимании друг к другу в День святого Валентина нет ничего предосудительного, но настоящая любовь связана с ответственностью - и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день.

Более благородными праздниками для влюбленных католиков Ковалевский считает церковный праздник Святого Семейства, когда многие супруги по традиции обновляют обеты любви и верности друг другу, а также отмечаемый в марте день памяти святого Иосифа - покровителя семьи.

По материалам РИА Новости



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика