Проект «Епархия» / Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru

Миф о русском пьянстве

13.02.2012

"Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народе русском" Екатерина II

Пьянство — национальная и исконная черта русского народа? Такое весьма распространённое мнение укоренилось давно и прочно. И это неудивительно: ведь по словам президента Дмитрия Медведева, в стране потребляется около 18 литров чистого алкоголя в год, что приблизительно эквивалентно 50 бутылкам водки на каждого россиянина, включая младенцев.

Сетует глава Российского государства на то, что у пьянства в России — исторические корни: «Мы с вами люди вполне реалистичные, надеюсь, и понимаем, что пьянство является вековой проблемой. Как в стране, где в общем довольно холодный климат, у нас в России употребляют в основном крепкие алкогольные напитки, это, естественно, влечёт более быстрое к ним привыкание, более ударные дозы алкоголя, которые потребляются людьми, и в результате, конечно, это создаёт просто проблему алкоголизации...»

Но так ли это? Почему проблема алкоголизации народа в России приобрела характер национальной трагедии? Как могло случиться, что талантливый, трудолюбивый, совестливый русский народ начал спиваться? Предлагаю сообща разобраться в этом.

Я считаю, что утверждение, будто у пьянства в России исторические корни, не имеет ничего общего с действительностью. Данный исторический миф представляет собой серьёзную опасность, т.к. навязывает русским людям несвойственную им склонность к чрезмерному употреблению алкоголя. Я полагаю, что на самом деле пьянство было совершенно не свойственно нашим предкам. До крещения Руси у славян было только три повода поднять хмельную чару: после рождения ребёнка, в честь победы над врагом и во время похорон.

В те времена на Руси не было водки и многих других вредных для здоровья напитков. Пили русичи медовуху (сброженный и очищенный мёд), которая лишь укрепляла их здоровье. Вином на Руси угощали только почётных гостей: наливали одну, реже две крохотные рюмочки и подолгу смаковали. Кроме того, вино почиталось лечебным средством от разных хворей.

А как же появилась в России водка? Ведь её многие ошибочно считают русским «изобретением». Водка появилась в России всего пять веков назад. Её завезли генуэзские купцы в 1428 году. Русские не имели никакого отношения к её «изобретению». Эта «честь» принадлежит арабам. Более того, сразу после знакомства русских с водкой она попала под запрет. Во времена мощного подъёма России в ХУ-ХУII веках русские являлись самой трезвой нацией в мiре.

Даже иностранцы, бывавшие в России в те времена, отмечали, что трезвый образ жизни — национальная черта наших предков. Пить водку русские стали лишь в середине XVI столетия, когда по воле Ивана Грозного в Первопрестольной был открыт первый «царёв кабак». Правда, поначалу крепость её была совсем не такой, как сейчас, всего 14 градусов. Отмечу также, что до конца XIX века водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в питейных домах. И пьянствовала лишь весьма узкая прослойка населения, так как употреблять спиртное разрешалось только в самом кабаке, а ходить туда было неприлично.

Привычку к водке начал насаждать Пётр I, сам большой любитель выпить (чему он, кроме прочего, обучился в «просвещённой Европе»), Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что и при Петре I в Сибири действовали «винные статьи» по «кабацкой части», свидетельствующие о том, что он пьяницам особо не благоволил и присваивал им звание «питухов». В регламенте Царь делил их на три категории: «питуха» из простого народа наказывали битьём палками; из чиновных людей — наставлениями воевод; из людей гулящих — принудительными работами.

Русская Православная Церковь всегда активно противостояла греху пьянства. Ещё в XIII веке митрополит Киево-Владимирский Кирилл проповедовал против пьянства: «Пьяницы — все отвергаются, ибо лучше один достойный служитель алтаря, чем тысяча беззаконных». В XIV веке митрополит Московский Алексий пишет: «Смотрите, дети. Отчего нам всё это приключилось? От нашей неисправности перед Богом. Ещё, дети, пишу вам о том, чтобы вы отсекли от себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие, — пьянство. Оно, во-первых, погубляет душу, отнимает зрение очей, тело делается безсильным, сокращает жизнь телесную, истребляет в человеке страх Божий, отделяет его от Бога и доводит его до нищеты душевной и телесной. Смотрите же, дети, сколько зла в пьянстве».

Интересно, что в конце XIX века в одной из российских губерний появился Союз чаепитников. Перед въездом в зону Союза стоял огромный самовар, и любой путник мог безплатно выпить чашку хорошего чаю. Найти же там стакан водки либо вина было невозможно. В соответствии с местными законами на пьяниц в зонах трезвости налагали штраф и телесное наказание — до 25 ударов палкой.

Потребление алкоголя в России стало расти лишь к 1914 году, достигнув 4,7 литра на душу населения (сравните с нынешними 18 литрами). Заметим, что уровень потребления алкоголя в Европе и Америке в те годы был в два раза выше, чем в России.

В России всего 100 лет назад 95% детей до 18 лет, 90% женщин и 43 % мужчин были абсолютными трезвенниками (т.е. вообще ни разу в жизни не пробовали алкоголь!). Одним этим фактом можно пригвоздить к позорному столбу тех, кто распространяет миф о генетической склонности славян к винопитию. А в начале Первой мiровой войны в России был объявлен «сухой закон» до 1925 года. Но и после отмены его чрезмерного потребления алкоголя и близко не наблюдалось. В 1932 году мы едва «дотянули» до 1 литра в год потребления водки на душу населения, в 1950 году — до 1,85 литра.

В последующие годы уровень употребления алкоголя в нашей стране начал медленно, но верно расти. Но даже при этом Советский Союз оставался одной из трезвейших держав мiра. В те годы советский человек потреблял в три раза меньше чистого спирта, чем англичанин, в семь раз меньше, чем американец, и в 10 раз меньше, чем француз. Никто никогда не говорил о генетически склонных к пьянству французах или американцах. А о русских пьяницах наслышаны во всём мiре.

Так откуда же взялся миф о том, что русские — пьющая нация?! Откуда же эта вера в то, что основная проблема Руси — пьянство? Всё очень просто. Этот миф придумали те, кому выгодно, чтобы наш народ как можно больше употреблял алкоголя. Они совсем недавно чуть ли не ежеминутно «вбивали» этот миф в наше сознание с помощью разнообразной рекламы. Разумеется, в этом были заинтересованы не только дельцы, но и исконные враги русского народа. Они давно рассматривают алкоголизацию России как один из видов направленного против нас оружия в информационно-психологической войне, развязанной против православной России Западом.

Мне думается, что мы живём, не замечая, что вокруг уже бушует Третья мiровая война, так не похожая ни на одну из предыдущих. Это война психотронная. Война, в которой используются новейшие достижения в области воздействия на психику человека, используются, в частности, технологии нейролингвистического программирования. Борются в этой войне не за территории, а за ресурсы и власть над умами. Зачем завоёвывать территории, если можно завоевать души? Ведь тот, кто контролирует сознание людей, сможет получить всё — и власть, и богатство...

Надо сказать, что безжалостно расправляться с подрастающим поколением российских граждан, истреблять молодёжь России, её будущее, — у мiровой закулисы получается виртуозно! По словам архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря в Москве, ставшего по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, «особую опасность для России представляет детское пьянство. За последнее десятилетие резко снизился возраст приобщения к алкоголю — с 16 до 13 лет. По данным общероссийского опроса молодёжи, алкогольные напитки потребляют 80,8 % подростков и молодёжи. По данным ВОЗ, из 100 выпускников школ 2009 года до пенсии доживут 90% английских мальчиков и только 40% наших, русских. И виной тому будет алкоголь!»

Подводя итог, скажу, что миф об исторических корнях русского пьянства является ложью. Спивающаяся современная Россия — это результат развязанного алкогольно-наркотического террора против граждан страны. «Возраст» российского пьянства совпадает с возрастом демократии и либерализма в России. Где же выход?

Закончить статью хотелось бы замечательными строками стихотворения Бориса Кардаша:

Очнись, великая Россия!
И с пьяных четверенек встань.
Довольно алчным ханам змия
Платить чудовищную дань!
Быть или пить — всего два слова,
Но в них душою мы горим.
Вот наше поле Куликово,
Вот где за Русь мы постоим!
И если хочешь ты Отчизне
Хмельные путы разорвать,
Вернуть народ свой
к трезвой жизни -
Возьми свой меч,
встань в нашу рать!

Одним из самых удачных определений недуга пьянства, по моему мнению, являются слова святителя Василия Великого: «Пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу», а, как известно, «...сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Николай Петрович ОПЛЕТИН

Источник: http://russdom.ru



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика