Проект «Епархия» / Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Синаксарий Цветной триоди

17.05.2009

Неделя пятая по Пасхе, о самаряныне

В этот день, в пятую неделю,

считая от Пасхи, совершаем

праздник самарянки.

Стихи

Женщина, ты пришла почерпнуть воды, способной портиться, но черпаешь живую, которой омываешь нечистоты душевные.


Так как в этот день Христос совершенно открыто объявил Себя Мессией, что значит Христос, или помазанный («месса» по-еврейски значит «масло»), поэтому, кажется, в неделю Преполовения Пятидесят­ницы и установлен настоящий праздник. Ибо в пред­шествующую неделю Он совершает чудо в купальне, а в эту — над колодцем Иакова, который сам Иаков рыл и подарил сыну своему Иосифу. Местность эта была прекрасная, и тут-то, близ горы Сомор, самаритяне населяли многие города. Приходит Христос в Сихарь, где во времена древние обитал Иаков с Диной, дочерью своею, и детьми. Сихем, сын Эммора, из племени хорреев, полюбил Дину и, учинив над нею насилие, жил с нею. В этом-то месте братья Дины, возревновав за честь сестры, внезапно вторглись в город и полностью всех перебили: и самого Сихема, и отца его Эммора. Тут проживал Иаков и выкопал этот кладезь.

Впрочем, не самаряне обитали прежде в этой горе, а Ираильтяне, которые, оскорбив Бога в царствование Факея, после первого и второго поражения от при­ведших ассирян сделались данниками их. Но спустя Немного, в царствование Осии, когда они вступили союз с эфиоплянами, царь ассирийский, узнав об том, переселил их в Вавилон и распорядился, чтобы на том месте жили разные народы из язычников, но Бог на иноплеменников посылает львов. Царь асси­рийский, получив об этом сведение, посылает к ним священника из иудеев (ибо там были еще пленные иудеи), чтобы они приняли законы Божий. И они от­реклись от идолов, приняли только книги Моисея, но отринули пророков и прочее Писание. Вот они-то и назывались самарянами, по имени горы Сомор, и бы-; ли ненавистны евреям, возвратившимся после из пле­на за то, что они были иудеи только наполовину; и евреи, считая их за нечистых, не ели с ними. Посему и Христа часто называли самарянином за то, что Он нечто отменял из законного, подобно им.

Вот и приходит Он около шестого часа дня в Си-харь, и, утомившись путешествием, присел, между тем как ученики Его отошли за покупкой пищи и которая женщина приходит из города почерпнуть воды. Иисус просит у ней воды. Но она, признав Его и по наречию и по одежде, заявляет, что между ними не может быть никаких отношений. А Он заводит с нею речь о духовной воде, которая, по Его объяснению, самая обильная и чистая. Он постоянно уподоблял Дух воде и огню. Женщина твердо стоит на своем и присовокупляет, что Он не имеет такой воды, ибо не принес с Собою сосуда для почерпания, а колодец глубок. Затем она склоняет речь на праотца Иакова, что он вырыл колодезь и пил из него сам и скот сам показывая этим обилие, приятность и свежесть источника. Христос хотя и не выставляет Себя больше Иакова, дабы не смутить женщины, но снова заводит речь о воде и представляет превосходство Своей, и том именно отношении, что пьющий эту воду никогда не будет жаждать.

Женщина просит этой воды, а Он говорит ей, что­бы она пригласила мужа, так как беседа требовала более крепкой сообразительности. Но она говори!, что не имеет мужа. Всеведущий говорит: «Хорошо ты сказала, ибо пятерых ты имела, как повелевает закон, а шестой, которого ты имеешь в беззаконном сожи­тии, не муж твой». Некоторые под пятью мужами разумели Пятокнижие Моисея, которое принимали самаряне, а под шестым самую беседу Христа, кото­рая не была еще усвоена ею, ибо благодать еще не изливалась. Другие — пять законов, данных от Бога: первый — в раю, другой — после изгнания, третий — при Ное, четвертый — при Аврааме и пятый — при Моисее, а шестой — Евангелие, которого она еще не имела; а некоторые разумеют пять чувств.

Отвечая Ему, женщина называет Его пророком. Потом вопрошает Его о горе, где должно поклоняться, в Самарии или в Иерусалиме, ибо самаряне, как несовершенные, не разумели о вездеприсутствии Божием, что Бог живет только там, где они и покланялись, то есть на горе Гаризим, потому что там даны та благословения от Бога или потому что там Авраам первый устроил жертвенник Богу. А как иудеи говорили еще, что только в Иерусалиме должно покланятся Богу, посему они со всех стран собирались туда на праздники. Христос хотя и говорил в ответ, то среди иудеев будет провозглашено спасение мира, кроме того заявляет, что Бог не веществен, и те, которые сподобятся покланяться Ему, скоро будут покланяться не жертвами, но духом и истиною. Или что будут знать не одного Бога, которому приносят жертвы, но Единого Бога с Сыном и Святым Духом, и Он есть Истина. Женщина снова говорит: «Из Писания мы знаем, что идет Мессия, то есть Христос». Иисус, уразумев доброе намерение мыслей женщины, говорит: «Это Я». Самаряне знали о Мессии из книг Моисеевых, но преимущественно из следующего мес­та: «Пророка вам воздвигнет Господь Бог...»1 и многих других.

В конце беседы приходят ученики и удивляют­ся крайнему снисхождению, что Он разговаривает с | женщиной. Между тем они просили Его есть, частью потому, что Он устал, а также потому, что было уже время полуденное, но Он говорит им о вечной пище, то есть о спасении людей, и что им надлежит пожать труды пророков.

Но когда женщина пошла в город и рассказала о случившемся с нею, все поднимаются и идут ко Христу в той уверенности, что не стала бы женщина, говорить сама против себя, если бы не узнала что нибудь важного. Покорным прошением они склоняют Его пробыть у них два дня; оставшись там, Он сотворит там много чудес, что по множеству их они не записаны у евангелистов.

Самарянка эта, наименованная Христом Фотини­ей, есть та самая, которая при Нероне получила му­ченический венец с двумя своими сыновьями и пятью сестрами после истязания бесчисленными мучениям и всякого поругания, строгания тела, урезывания сосцов, ломания рук, забивания под ногти острых игл. напоения растопленным оловом.

Нужно знать, что обкладку этого колодезя, а так же и камень, сидя на котором Христос беседовал с самарянкой, царь Юстиниан, перенесши оттудда с честью, положил в приделе Бога Слова, что в ве­ликом храме Святой Софии. Там они и доселе нахо­дятся налево при входе в храм, с восточной стороны перед притвором оглашенных, и исцеляют всякую болезнь, какого бы рода ни была; но преимуществен­но составляют врачебное пособие против горячки и воспалительной лихорадки.

Заступлением Твоей мученицы Фотинии, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

1 Втор. 18,15.


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика