Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

22 Июля 2009

21 июля 2009 года.

Село Кивать. Казанский храм. Божественная Литургия в праздничный день Казанской иконы Божией Матери.

Настоятель протоиерей Александр Нуштаев готовился к празднику задолго до его наступления. Главная забота священника: ремонт старого храма. В 2010-м храму исполняется 120 лет. Планы отца Александра: построить новые ступени ко всем трем входам в церковь: северным, южным и центральным, причем ступени каменные, с полным новым изготовлением всех элементов крылец. После Литургии и Молебна священники вывели молящийся народ на крестный ход и обойдя храм кругом освятили все вновь изготовленные входы в храм, а перед центральным входом отец Архимандрит всех нас осенил иконою Казанской Божией Матери, которую также торжественно потом внесли в храм. Очень бы хотелось настоятелю изготовить и установить золотые купола к торжественной 120-летней дате, а все внутренние стены и потолок покрыть листами гвлв: для утепления и улучшения красоты церкви. И собирает по крупицам средства отец Александр и закупает материалы, но их очень и очень не хватает. Просим откликнуться благотворителей, просим оказать посильную помощь!

В архивах чудом сохранилась рукопись Церковно-приходской летописи Казанской церкви, писанной протоиереем Ираклием Жемчужниковым, прослужившего на пользу церкви 41 год, умершего 27 марта 1922 года. Похоронен отец Ираклий в ограде церкви, в алтарной его части. Могила нуждается в уходе. После его смерти летопись продолжал вести сын батюшки протоиерей Александр Жемчужников. Рукопись изъята НКВД в 1926 году. Священник А.Жемчужников расстрелян в 1937 году. Место захоронения не установлено. Просим добрых людей помочь закупить и установить памятный крест на могиле отца Ираклия и поклонный крест памяти отца Александра Жемчужникова, расстрелянного богоборцами!

Приведу здесь довольно большой отрывок из рукописи священников. В ней вы найдете ответы на многие исторические вопросы, которые часто возникают в беседах среди мирских людей, касающиеся отношения церкви и священнослужителей к своим чадам до революции. Вы узнаете о том, как нагло, бесчеловечно, жестоко и унизительно большевики расправлялись со служителями церкви и в этих краях и по всей стране, и с самой Русской Церковью. О том, какими трудами строились церкви, кто их строил, на какие средства. Чтение этого документа, дай Бог, освежит вашу память, наполнит вашу голову и ваше сердце тревогой и заботой о вашем приходе, убедит вас в истинности, избранного вами православного пути.

Только прошу вас: будете читать строки о злодеяниях большевиков тех далеких лет,- не уподобляйтесь им, не срывайте свой гнев на живущих сегодня людей, а лучше давайте подумаем, как избежать, недопустить подобного, сберечь и сохранить нашу веру, спасти и укрепить Святую Русь.

Ведь наша Русь начинается от подобных таких маленьких сельских церквушек, об одной из которых мы сегодня вам здесь и повествуем!!!

Прилагаем фотолетопись праздника сегодняшнего дня, состоявшегося в этом храме, на котором присутствовали и сослужили настоятелю: архимандрит Филарет - гость настоятеля из города Житомира, благочинный протоиерей Сергий Аристов, протодиакон архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла Андрей Коршунов.

Историческая справка из рукописи протоиерея Жемчужникова.

«Приходский храм построен в тысяча восемьсот девяностом (1890) году, благословением Преосвященнейшаго Варсонофия Епископа Симбирскаго и Сызранскаго. Здание деревянное на каменном (из дикого камня) фундаменте, под железною крышей и огорожен деревянною резною оградой. Стены храма снаружи обшиты тёсом и, как внутри так и снаружи, окрашены масляною краскою, а также и кровля. Этот храм, со времени открытия прихода, уже третий. Первый же – был построен в конце царствования Государыни Императрицы, Анны Иоановны, благословением Высокопреосвященнейшаго Гавриила, архиепископа Казанскаго в тысяча семьсот тридцать седьмом году (1737); что видно было из надписи на кресте, сооруженном в память освящения храма; к несчастию, крест этот в пожар 1887 года, сгорел. Храм был построен для новопросвещенной св. крещением мордвы; что видно из следующей надписи на престольном Евангелии: Евангелия сия Императорскаго Величества казенная выдана из конторы новокрещённым детям Казанския епархии Симбирскаго Уезда новостроенного села Богородскаго Кивать тоже в церковь Божию иерею Борису Иванову, октября 27 дня 1744 года. Подобная же была надпись на цветной триоде, сгоревшей в пожар 1887 г…

Храм этот был самой простой – незатейливой архитектуры, и представлял удлинённый четырехугольник длиною в девять, кроме алтаря, сажень и шириною в четыре сажени; высота в трапезной части храма была 1 1/2 сажени, а в настоящей-3 сажени, наружная высота храма с крестом была не выше восьми или девяти сажень при чем колокольня была гораздо ниже самого храма. Храм был покрыт тёсом на два ската; посреди конька виднелся небольшой восьмигранный глухой фонарик, а на нем железный-кованный, можно сказать, очень красивый восьми конечный, с короною на верху, крест. Над трапезною частью храма возвышалась, пяти саженной высоты и двухсаженной ширины, восьми гранная башня с четырьмя небольшими окнами в которых помещались колокола. Кровля на башне была также в восемь граней, на ней был водружен железный ровный, без всяких украшений, четырёх конечный крест.[1]

Внутренность храма тоже не представляла ничего особеннаго, кроме скудности и неблаголепия: стены в трапезной части были когда то окрашены желтой клеевой краской, а в настоящей грязновато синий, тоже клеевой, краской; вся эта покраска не только не благолепила, так от времени она почти вся обшелушилась, а пожалуй безобразила храм. В храме было три двери: входная и две боковых, все три двери были очень низкие, так что при входе и выходе непрестанно нужно было наклоняться, чтобы не удариться головой. В описываемом храме было шесть небольших окон: два, одно против другого, в трапезной части, по одному окну на клиросах и по одному окну, еще меньшаго размера, над боковыми фронтонами. Как в трапезной части, так и в настоящем храме были настланы колотые (а не пиленые пилой) потолки. Алтарь был шестиугольный с тремя окнами, стены его были окрашены розовой краской, а потолок голубой; кровля на нём была в пять граней. Иконостас в нём был самой грубой столярной, или даже плотничной, работы в четыре яруса. Все иконы были низкой иконописной работы. Весь храм, как я застал его, был обшит тёсом, и стены его были когда то окрашены красной масляной краской, а на кровле покраски заметно уже не было. Престол в нем был один во имя Казанской Божией Матери. Самый святой престол был вдолблен прямо в пол. Во всем храме, кроме скудности и убожества, не на чем было остановиться взору православнаго христианина. Вся утварь церковная, как то: напрестольный крест, святое Евангелие, пьедестал сосуда, диякоев, звездица и блюдца, была медная. Серебряный был только небольшой ковчег, находящийся в настоящее время на Св. престоле в придельном храме, собственно чаша без пъедестала и ситица. Были, говорят сосуды и напрестольный крест серебряные, но они выкрадены из церкви в 1874 году. В ризнице было только три ветхих фелони с епитрахилями и один шелковый подризник, поясов и поручей тоже было по одному экземпляру. А о библиотеке и помина не было. В 1883м году храм этот, просуществовав сто сорок пять (145) лет, разобран, а на место его в названном году выстроен новый храм, гораздо обширнее прежнего; вновь отстроенный храм был обширнее прежняго; вновь отсроенный храм был обширнее разобранного на столько, что старый храм весь помещался в нем, так что, когда в 1882 году работали фундамент под новый храм, то старый храм ни сколько не тревожили; а к западу этот новый храм был прибавлен, // 3 (оборотн.) против сломанного на три сажени в длину, а в ширину на одну сажень. Храм этот построен, частью на личные средства общества, а большая часть денег была взята в конторе генерала Пашкова в виде аренды за питейное заведение (кабак или винная лавка с продажею спиртных напитков распивочно т.е. можно выпить и тут же и на вынос т.е. можно взять и на дом) вперед за семь лет; в количестве четырех тысяч пятисот рублей (4500) серебром. План и фасад этого храма был такой же, какой и у настоящего храма т.е. он представлял удлиненный четырехугольник с куполом на настоящем храме и с заостренною башней на колокольне. Кровля на нем была железная, окрашенная медянкою, а стены были обшиты тесом и окрашены белилами. Вся постройка стоимостию, по случаю дороговизны строительных материалов (например 5ти саж. сосновая балка стоила 2р.80коп., или 1 пуд кровельного железа стоил 3р. 65коп. 1пуд гвоздей 4р. 20коп.) простиралась до 10ти тысяч рублей. Крест на настоящем храме был водружен тот самый, который был на прежнем храме, только он был вызолочен червонным золотом на мордан, а крест на колокольню был // (4 л)сделан новый на подобие главнаго, и также вызолочен червонным золотом на мордан. Колоколов на этом храме было четыре: первый весом в 26-ть пудов, второй 3п., третий 34 фунта и четвертый 32 фунта. Престолов в нем предположено было сделать два: главный в честь Казанской Иконы Божией Матери, а в трапезной теплой части храма был устроен в том же году и освещен 29-го января 1884 года в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Иконостас в этом храме был нового стиля, с резными полуколоннами, клеймами и фресками, вызолоченными червонным золотом на мордан; иконы были в три яруса. В виду скорейшаго восстановления богослужения, иконостас освящен в белом виде - без позолоты, которая произведена была летом того же года. Ко дню освещения этого храма был приобретен напрестольный серебряный (весом в 92 золотника) позлащенный крест (существующий и по сие время) за пятьдесят пять рублей; напрестольное Евангелие, пожертвованное Императрицею Елизаветою Петровной, бывшее в небрежении и без употребления переплетено в новый бархат, а вместо ветхих латунных наугольников поставлены серебряные. К этому же времени приобретено и одно новое полубархатное, по белой земле голубыми цветами, священническое облачение. Несмотря на то, что освящение храма было зимою, посторонних богомольцев было столько, что не вмещал не только храм, но и церковная ограда. В тысяча восемьсот восемьдесят шестом году летом храм этот снаружи был окрашен масляною краскою, а в 1887м году приступлено было к постройке иконостаса и в главном храме. Подряд был сделан на постройку его с тем же мастером, который работал придельный иконостас, за три тысячи пятьсот шестьдесят пять рублей, но едва было сделано и поставлено на место тело иконостаса с досками для икон,

… наступило роковое одиннадцатое сентября тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года. В этот памятный для всей Кивати, день во втором часу по полудни при сильнейшей буре в юговосточной части села поднялся пожар, пришедший (в каких нибудь десять минут) вскоре на приходский храм и истребивший в течение двух с половиною часов две трети домов лучших прихожан (сгорело двести одиннадцать домов, а осталось сто четырнадцать домов) со всем имуществом. Из имущества церковного успели спасти только: серебряный напрестольный крест, напрестольное Евангелие с серебряными наугольниками, ковчег с запаеными дарами, сосуд с прибором и походные крест и Евангелие аплеке, эти вещи вынесены священником, а диакон О. Сергиевский успел спасти: серебряное, приобретенное только весною этого года, кадило и церковные документы: Киватьские с 1872 года, а Чекалинские, с 1864 года. Столяр, работавший в это время в настоящем храме вынес: плащаницу, три ризы с епитрахилями и икону двунадесятых праздников, а еще кто то успел взять четыре подсвечника; вот и все имущество церковное, оставшееся после этого пожара, более никто к церкви не приходил, да и не было возможности пройти, потому что из всего села стало как бы огненное озеро, перемешанное с ураганом пыли и облаками дыма. Паника была так велика, что никому никого и ничего не было жалко, а всякий берег и спасал только самого себя. Дома у диакона и псаломщика тоже сгорели, а дом священника, по благости и милосердию Божию, остался целым и невредимым. Когда пожар окончился и народ стал собираться толпами, чтобы пожелеть никто не тужил о себе, а соболезновал более о храме, так как всякий настрадавшийся имел получить страховую премию за огоревшия постройки, а храм, как не вполне оконченный постройкою, застрахован не был, и за него общество крестьян оставалось еще должным конторе Пашкова 2500 рублей. Страшна была картина свирепствовавший стихии, но не так тяжела; гораздо тяжелее была последующая картина: когда наступил вечер, то полуторатысячная толпа раздетая и голодная не знала где приклонить голову, потому что всем погорельцам не мыслимо было разместиться по оставшимся целым домам. Страшно вспомнить эту раздирающую душу картину и описать ее трудно; а когда наступило осеннее ненастье, а оно наступило через три дня, то погорельцам стало еще труднее: в домах, как я сказал, разместиться было немыслимо, почему все бани, овины и даже погреба были заняты людьми, а в домах только пекли хлеб. Трудно было и мне тогда смотреть на своих кормильцев и духовных детей; с великою болью в сердце вспоминаю и сейчас это испытание Божие, низпосланное на мой приход и прихожан! После пожара этого, первое, что пришло мне в голову, это похлопотать через Преосвященнаго о безвозмездном отпуске леса на постройку новаго храма из удельных дач, о чем и подал просьбу.

По просьбе этой от меня удельная контора затребовала смету сколько и какого леса потребуется на постройку новой церкви. Составив, при помощи архитектора, смету я немедленно отослал ее в контору и был вполне уверен, что лес на постройку будет отпущен, но прождавши целый год, не дождался не ответа не отказа. Не дождавшись ничего, я сам стал просить у своих богатых знакомых, чтобы они помогли чем нибудь, и мои просьбы не остались без успеха: купец-фабрикант Толстошеев первый отозвался на мою просьбу и пожертвовал целую десятину прекрасного строевого соснового леса стоимостью не менее 300 рублей, за ним купец же землевладелец, Петров (теперь уже умерший, царство ему небесное!) подарил 50-т дерен сосноваго же леса (лес этот привезен и употреблен на постройку); оба эти благодетели живут в лесном Матюнине; примеру их последовали прежние мои благодетели Матвей Иванович Федоровский (ныне умерший – царствие ему небесное!) с супругою Анной Борисовной, проживающие в г. Сызрани, они пожертвовали тоже десятину краснаго лесу при селе Жадовке. Лес этот, за дальностию разстояния (60 верст), не попал в постройку, а продан мною там на месте за 160 руб. // 6и (оборотн.)

Потом разослал множество писем своим знакомым с просьбою пожертвовать сколько нибудь на святое дело и от них получал посильную лепту – Господь видимо помогал мне в начатом деле. Ободренный успехом, я пригласил плотничнаго подрядника из крестьян села Безштановки Дмитрия Терентьева Карпеева (он же строил и сгоревший храм, а в настоящее время его уже нет в живых, в январе 1891-го года он умер – царство ему небесное – хороший был человек!) и собрав на сход прихожан, 11-го сентября1889 года сделал с ним подряд на постройку храма по старому плану и фасаду с прибавкою в длину и высоту одной сажени с его (железным) материалом, кроме камня и дерева; он же должен был исправить старый фундамент и прибавить его на одну сажень в длину; ценою договорились мы заплатить ему, Карпееву, за всю работу и материалы четыре тысячи рублей серебром (4000 р. с.) с тем, чтобы вся работа была окончена им к 1-му января 1891 года. Главным сотрудником и радетелем начатого дела из прихожан моих был церковный староста, крестьянин Михаил Васильевич Ганченков, остальные прихожане почти все были равнодушны к этому делу, потому что не надеялись на помощь Божию, а – больше на себя, а у самих после пожара то еще ничего не было. // ( 7 л)

17-го сентября был отслужен молебен Казанской Божией Матери и Святым Апосталам Петру и Павлу с водоосвящением, по совершении его и окроплении св. водою места и рабочих приступлено было к починке фундамента, каковой и окончен был 3-го октября. С началом работы на церковной площади, как бы проснулись и прихожане: один вез дикарб, другой известь, третий песок, четвертый воду и хотя это было по наряду, но видно было, что с большой охотою. Этою же осенью был срублен и очищен от коры лес, пожертвованный г. Толстошеевым, и который был потоньше тут же был подвезен на место постройки и из него срублена сторожка .27 сентября куплено на торгах в удельном ведомстве еще 4-ре участка лесу на сумму семьсот двенадцать рублей (712 р. 85к.) восемьдесят пять копеек. Как этот, так и другой лес по первому пути подвезен на место постройки, хотя подвозка его была не близка (около 12-ти верст), но она произведена без всякого затруднения и с великою охотою - раскольники и те ехали за лесом охотно, тут же зимою начата была и распилка леса. Работа кипела, денежные жертвы прибывали, между прочим при подаче прошения // 7(оборотн.)

Преосвященному о благословении на постройку, я подал ему второе прошение о денежном пособии нам на построение храма из фонда на беднейшея церкви и Его Преосвященству благоугодно было отпустить нам в пособие четыре ста рублей (400 р.серебром). Кроме сего, с благословения Преосвященнаго, послан был сборщик, крестьянин села Кивати Спиридон Трофимов Лютин, в первопрестольную столицу – Москву. Здесь, при помощи настоятеля Никольскаго Единоверческаго монастыря, архимандрита Павла, он процензуровал и отпечатал в нескольких стах мое рукописное воззвание и, проезжая по конке, раздавал его сочувствующим, которые и присылали на мое имя посильные лепты, о получении которых я каждого благотворителя уведомлял отдельным закрытым письмом. При помощи того же архимандрита О. Павла, сборщик Лютин пробрался в Святейший Правительствующий Синод и выпросил в пособие на построение храма сумму в тысячу девять сот четыре рубля шестьдесят сем копеек (1907 р. 67 к.), каковая и была выслана через Д.[уховную] Консисторию в июне месяце 1890 года. 1890 года месяца февраля в четырнадцатый день // (8л) по совершении молебнаго пения Казанской Божией Матери и Святым Апосталам Петру и Павлу с водоосвящением, положено деревянное основание храма; так как день этот был на первой седмице Великаго поста, когда народ настроен особенно религиозно, то, в молитвенном умилении ко Господу Богу, ими много, много пролито слез благодарности. Погода благоприятствовала постройке и она, начавшись на первой неделе поста, на седьмой или страстной неделе вчерне была окончена. После праздника Св.[ятой] Пасхи приступлено было к кровле храма, 6-го мая, при многочисленном стечении постороннего народа, на храме воодружены железные позлащенные кресты, а в день памяти Св.[ятых] Апостолов Петра и Павла в стенах храма отслужена первая обедница, по совершении коей, совершено молебное пение Казанской Божией Матери Св.[ятым] Апостолам Петру и Павлу с водоосвящением и положено каменное основание Св.[ятых] Престолов. После чего крестный ход вышел на церковную площадь, где по совершении особаго чина на освящение кампанов и окроплении их святою водою, они были подняты на колокольную башню. Кстати о колоколах, о которых ранее не было ничего сказано. После пожара собрано было и промыто горелой меди девятнадцать (19) пудов, продано ея на двести девять (209 руб. по 11 руб. за пуд) рублей. К этим деньгам прибавил сто рублей О. Николай Знаменский, диакон села Кузоватова (мой дядюшка - царство ему небесное - он уже умер), более // 8(оборотн.) ста рублей дало общество, а последние пожертвованы разными отцами мелкою монетою и холстом, таким образом составилась сумма около пяти сот рублей, на каковую и куплено три колокола: один в 25 п. 30 ф. второй 2п. 1/4 ф., третий в 38 фунтов; Это было в 1888-м году в марте месяце. В настоящее время звон на храме хороший и можно сказать полный: первый колокол весом в 74 пуда 6 ф. приобретен в прошедшем году на средства, отпущенные Св.[ятейшим] Синодом, а частию на средства прихожан. Отлит он, по заказу, в г. Саратове на заводе Медведевой по 15 р. 75 коп. за пуд с доставкою до г. Сызрани. На нем надпись: сооружен на средства отпущенныя Св.[ятейшим] Синодом, а частию на средства прихожан, старанием священника Жемчужникова и сотрудников его Спиридона Лютина и Михаила Ганченкова. Второй, третий и четвертый - те самые, которые описаны выше, пятый – 28 1/2 фунтов – пожертвован вышеописанным сотрудником, Спиридоном Лютиным, и шестой 13 фунтов пожертвован священником и прихожанами села Томылова. А всего звону сто три пуда тридцать шесть фунтов и три четверти фунта (103 п. 36 3/4 ф.) на сумму: тысяча семь сот два руб. и восемь десят семь копеек (1702 руб. 87 коп.) Слава тебе Господи! // 9 л

Сего же тысяча восемь сот девяностого года, месяца октября в двадцать второй день, в день празднования иконы Казанской Божией Матери, извалением и благостию Божию, благословением Преосвященнейшаго Варсонофия, епископа Симбирскаго и Сызранскаго, придельный храм, во имя Святых Апостолов Петра и Павла, хотя и не вполне оконченный постройкою, был освящен. Чин освящения храма, совершали: местный благочинный О. Михаил Иванович Адриановский, приходский священник Ираклий Жемчужников, с. Томылова священник О. Иоанн Евфимович Ильинский, с. Баевки священник О. Николай Александрович Державин и села Шереметьева – Никольскаго священник О. Николай Егорович Столянов, а литургистами, по тесноте алтаря, только трое. Великая радость была в то время в приходе: во время крестного хода вокруг храма со Св.[ятым] антиминсом у многих прихожан видны были слезы умиления, радость эту разделяли с нами и многочисленная толпа постороннего народа, пришедшего помолиться из разных соседних сел. Все радовались и дивились, что Господь помог создать такой величественный храм и почти без всяких собственных средств, а лишь на // 9(оборотн.) средства, отпущенныя Св.[ятейшим] Синодом, консисторией и разными благотворителями. Слава Господу благоволившему тако! По совершении освящения храма по древнему обычаю, на новоосвященном престоле непрерывно в течение сорока дней было совершаемо Богослужение о здравии и упокоении всех благотворителей храма.

Считаю благовременным сделать описание этого восставшего из пепла храма. Он представляет удлиненный четырехугольник в длину и высоту шестнадцать сажень, а в ширину пять сажень и три четверти аршина. Над храмом возвышается восьмигранный купол, а колокольня представляет восьмигранную башню, оканчивающуюся небольшим тоже восьмигранным куполом. На обоих главах, как сказано выше, воодружены железные, вызолоченные на мордане, кресты. Весь храм обшит тесом, покрыт железом, а главки под крестами белой жестью. Кровля храма окрашена медянкою, а стены в полях белилами а по разделке браншвейном. Вокруг храма сделана деревянная резная ограда, окрашенная кругом зеленою масляною краской; в ней устроено четыре однопольных входных калитка и одни ворота, над ними храмовая // (10 л) икона живописной работы Святых Апостолов Петра и Павла, приосененных образом Казанской Божией Матери. В храм ведут трое дверей: западные, северныя и южныя, их предваряют в несколько ступеней крыльца, на фонтанах коих поставлены иконы, писанные на полотне живописно, над западною дверью икона Господа Саваофа, над северною – Святых Апостолов Петра и Павла, а над Южною – Св. Христова Николая Чудотворца. Во всем храме двадцать два окна, в теплой его части окна в один ярус, а в холодной - в 3 яруса. Во все окна первых двух ярусов вставлены железныя решетки,а в верхнем ярусе решетки сплетены из проволоки и сделаны не столько от воров, сколько от птицы, чтобы не била окон. Площадь храма равняется пятидесяти саженям и может вместить в себя до одной тысячи народа. Главный алтарь имеет в длину 8 арш., а в ширину десять арш. и три четверти, амвон имеет в ширину пять арш., а возвышается он над общим полом на 8 1/2 вершков. Длина обоих храмов внутри 11-ть саж. а ширина четыре саж. и два с половиною арш. высота в настоящем храме около восьми саж., а в трапезном семь аршин. // 10 (оборотн.)

Алтарь придельного храма имеет в длину 5 1/2 аршин, а в ширину 4 1/4 аршин. Как в теплой части, так и в холодной стены окрашены масляною краскою. Утварь церковная имеется в достаточных количествах; в настоящее время дарохранительниц две: одна напрестольная в 65-ть золотников, а другая походная в 26 золотников – обе серебряные. Евангелий напрестольных два, одно с серебряными, впрочем без пробы, наугольниками, а другое, в листе, опайное аплике позлащенное. Крест напрестольный серебряный один, весом в 92 золотника, и два медных. Серебряных сосудов с полными приборами два; один серебряный сосуд – самый большой, весом в два фунта – без прибора, пожертвованный купеческою фирмою Хлебникова, и один сосуд, оставшийся от пожара с полным прибором, медный. Иконостас придельнаго храма устроен в новом стиле с резьбою и позолотою; все иконы в нем живописной работы, писанныя на золотом расчеканенном фоне. Из икон замечательны две: икона Введения во храм Пресвятыя Богородицы, шитая золотом по золотому же// (11 л) глазету; эта икона пожертвована в церковь Его Высокопревосходительством, г. Обер прокурором Святейшаго правительствующа Синода, Константином Петровичем Победоносцевым, в молитвенные о нем воспоминания. А другая – Иверской Божией Матери, пожертвованная Его Превосходительством, Владимиром Карловичем Саблером. Ризница в настоящее время, очень бедная, в ней имеется только три облачения из дешевой парчи и одно траурное манчестера. В церковном книгохранилище, кроме богослужебных книг, 12-ти книг житий святых Дмитрия Ростовского, и еще несколько книг (см. опись церковного имущества) ничего достопримечательного не имеется.

Церковноприходской школы при церкви нет, а есть только школа земская; существует она с 1860-го года, сначала открытия своего она помещалась в квартире священника, потом в церковной караулке, а с 1879-го года в отдельном помещении. Из учителей этой школы заслужила особенное внимание учительница, вдова после умершаго учителя же сельской школы, Евгения Ивановна Фитингофова, потрудившаяся в этой школе более 16-ти лет в должности учительницы и в тоже время в течении 2-х лет ( 79/80 и 80/81 учебные годы ) исправлявшая // 11(оборотн.) вместе и должность законоучителя, за отказом от занятий в школе священника И. Виноградова. В январь месяц 1891-го года эта труженица, от чахотки, скончалась. При кончине своей она пожертвовала на устройство креста, в церкви с предстоящими, тридцать четыре рубля. Похоронена она за свои нелегкие труды и жертву в церковной ограде. Вечная ей память!...

Исполнение прихожанами христианского долга.

Со времени поступления моего в приход в 1881 году, богослужение во святую Четыредесятницу было совершаемо с перерывами т. е. две недели отделялись на совершение его в Чекалине, а в течение пяти недель оно было совершаемо здесь в Кивати; этому не постоянному богослужению я и приписывал не аккуратное исполнение прихожанами христианскаго долга. // 30(оборотн.) В настоящем же году в течение всего поста богослужение непрерывно было совершаемо здесь и плодом этой непрерывной молитвы явилось то, что во всю святую Четыредесятницу исполнявших христианский долг исповеди и святого Причастия было более пяти сот человек. Другому эта цифра покажется ничтожною, при двух тысячном почти населении, а я славу возсылаю Преблагому и Всещедрому Богу и за эту цифру, так как за все 17-ть лет моего священнослужения, кроме холернаго года, когда христианский долг, во время Успенскаго поста, исполнили почти все, эта цифра самая большая. Сугубо же радуюсь тому, что в течение сего поста христианский долг исполнили две раскольницы (Стефанида Игнатьевна и Пелагея Никифоровна) не бывшия не только у исповеди и святого причастия, но и в православном Храме более 20-ти лет. А также девица Елена, по крестном отце, Михаилова 15 л., не бывшая у исповеди и святого причастия и в храме Божием со дня крещения…

…Засуха.

Да не посетует грядущее поколение на то, что я в церковную летопись хочу записать события к церкви не относящиеся. Лето настоящаго года было замечательно жаркое; еще сначала июня днем жар доходил до 38 ° Реом., вечером в 8 ½ час доводилось наблюдать 32°, по ночам было очень душно, росы отсутствовали. Правда, время от времяни выпадали и дожди, но обложных дождей за все лето не было ни одного, а было так: выпадает дождь, пожалуй и обильный, но всегда за ним и опять наступит жар с солнечным припеком; одним из таких дождей, бывшим 24 июня испорчен наш ржаной посев, обещавший быть порядочным, но выпавший обильный дождь и вслед за ним наступивший жар выше 32° сразу спалил ржаные хлеба и заставил поспеть им, вместо 2-х недель, в четыре – пять дней. С 5-го июля до 23-го августа дожди прекратились совсем, наступила знойная погода с душнымии ночами. Яровые Хлеба, обещавшие быть порядочными совершенно пожгло, оставались только, мало мальски зелеными, просо, но как только оне начали оспевать, подули сильнейшия ветра, даже можно сказать бури, которыя выбили и этот хлеб на половину. Видимо, что это был перст Божий, вразумляющий нас грешных, в погоне за наживою забывших свои христианские обязанности к Богу и ближнему! Но это наказание Божие еще не вразумило нас. С 23-го августа началось ненастье, во время которого народ занялся посевом озимого хлеба, по случаю засухи во время неисполненнаго: ненастье это продолжалось весь сентябрь месяц и не давало собрать народу и тощий яровой посев. К довершению бедствия 3 октября выпал более чем в, колено снег, похоронивший весь не собранный хлеб и почти совсем не рытый картофель. Снег этот пролежал до 16 октября, а с этого числа начались опять дожди и продолжались до 28 октября. С 28 –го заморозило и мороз этот с небольшими оттепелями и снегом продолжался до 13 ноября. С этого числа весь снег и в полях и в лесах растаял: начались опять дожди, // (33 л) последний дождь был 22 ноября при 8° тепла, был при солнце и с полною радугою. 24-го заморозило, к вечеру выпал снег, а ночью пошел дождь а снег опять растаял; так продолжалось до 4 декабря. 4-го, 5-го, 6-го и 7-го декабря шел снег, и наконец, слава Богу, стала зима, 15° мороза и полный санный путь (смотрел 10 декабря 1898 г. Благочинный Протоирей Иоанн Сига).

Урожай хлеба.

В настоящем году Господь благословил труд крестьянина обильным урожаем хлеба. Уродился хлеб и ржаной и яровой одинаково хорошо: десятина казенной меры дала 90пуд ржи, а проса некоторые брали по 100 пуд с десятины. Овес тоже уродился обильно, но его крестьяне сеяли мало, и казенныя семени, полученныя для посева овса продали на базаре.

Охлаждение к храму.

Награжденный Преблагим Господом обильным урожаем, народ вдался более в свои житейския страсти; вместо благодарности Богу, старики вдались по прежнему в пианство: закипели в куренях самовары, за толпился народ группами около веселых домов в ожидании своей очереди, а иногда полупьяная, толпа молодых ребят, сменяясь одна другою, с песнями и назойливою гармоникой, ходит по улицам далеко за полночь и это не только в праздничные дни, но и в // (35 л) будние – рабочие. Храм Божий забыт; ходят в него только постоянные посетители, да те немногие, которые сшили себе новые полушубки и поддевки и идут не помолиться, а показать свою новую одежду.

1900-й год (высокосный)

О Храме.

В текущем году храм наш обогатился приобретением новой иконы, вытканный с Афонскаго Пантелеимонова монастыря, “ Достойно есть” мерою о 7 четвертей в высоту, писанный искустным живописцем на кипарисовой доске. Заслуживает внимания встреча этой иконы: 6 июля народ, оповещенный звоном колокола, явился в храм Божий и крестным ходом, со священником во главе, отправился в поле версты за три от села по дороге, ведущей в с. Еделево. Много народа шло с крестным ходом, а еще более ушло его вперед. Торжественно умилительнай была картина в то время, когда крестный ход встретился с давно желаемою и ожидаемою иконою Заступницы нашей Пресвятой Богородицы; с пением молитвы “спаси от бед рабы твоя”, священник повергся на Землю пред Пречистом Ее образом и со слезами на глазах благоговейна облобызал его; равно повергалась долу и вся тысячная толпа народа. После осенения образом на все страны света, крестный ход с чтением канона Богородицы направился в село. По приходе на церковную площадь был совершен молебен акафористом Пресвятой Богородицы “ Достойно есть”, к концу молебна священником сообщена народу история этой иконы и происхождение песни “ Достойно есть”, а по совершении молебна вся толпа прислонилась к иконе, а некоторые из прихожан пожелали взять икону к себе в дом, что священником и было исполнено. Вскоре после этого, на средства разных благотворителей для иконы был// (36 л) устроен приличный, с резьбою и позолотою на полемент, иконостас.

О прихожанах.

Прежнее усердие к Храму Божию стало мало по малу пробуждаться; храм Божий перестал пустовать во время совершения богослужения; в бедах напастях скорбях и болезнях народ стал обращаться с молитвою пред иконою Афонской Божией Матери, для каковой цели многие стали брать икону к себе в дом. В настоящем году о исполнивших христианский долг исповеди и святого причастия было гораздо более против предыдущаго.

1902-й год.

О храме.

Окрашенный в минувшем году храм в настоящем году не требовал никаких особенных о себе забот. В течение помянутаго года, по случаю духоты в теплом помещении сделано в потолке два вентилятора. В ризницу церковную приобретена одна шелковая легкая риза, одна пара полотнянна хоругвей и четыре предиконных лампады ажурной работы; все помянутыя вещи приобретены из Сызранскаго отделения епархиального склада утвари и ризницы.

О прихожанах.

Прихожане в текущем году, внимая голосу пастыря на внебогослужебных беседах, более чем на двести человек исполнили христианский долг исповеди и святого причастия; в большем количестве стали посещать и храм Божий, чему // 38(оборотн.) много способствовало хоровое, а отчасти и общее пение. Правда, в летнее время от праздника в честь Святой Троицы до 1-го октября; по случаю полевых работ по прежнему в храме Божием бывает очень мало народу, а начиная с 1 октября. И в течение всей зимы посещение общественнаго богослужения, год от года усиливается. Пороки народные: ненависть, зависть, осуждение, лесть и пресмыкательство пред сильными нисколько не умоляются, а месть прямо таки у каждого стоит на первом плане; хотя он давно уже знает, что огня потушить огнем же нельзя, равно знает, что и зло можно только добром победить, но по своей роковой, и можно сказать, врожденной особенности не можем отвыкнуть от этого порока. Но можно надеяться, что доброе семя, павшее на сердца верующих, со временем все таки принесет плод по роду своему.

Урожай хлеба.

Урожай ржаного хлеба в помянутом году зерном был хорош, а соломою очень редок, да к тому же десятин двести самой лучшей ржи убито градом; почему урожай ржаного хлеба в общем получился ниже средняго и многим хозяевам не достанет своего хлеба и на половину экономическаго года. Из яровых хлебов хорошо уродились овес и просо, но овса, по малодоходности его, сеяли очень мало, а просо почти все погнило от осенних дождей, которые, начавшись с 17-го сентября снегом, продолжались до 8-го ноября и с этого времени легла полная зима. За это время просо, как убранное в копны, так равно оставшееся на полях в скирдах, от излишней сырости попрело. На основании вышеизложеннаго с уверенностию можно сказать, что будущий 1903-й год будет очень тяжелым в экономическом отношении.

1904-й год.

“Journal” подволит итог тех потерь, которыя понесли обе воюющия державы. Газета сознается, что не располагает достаточно достоверными сведениями, так как японцы, например, до сего времени не опубликовали отчета о своих потерях у Порт-Артура, которыя, судя по некоторым сведениям, достигают 100,000 человек. В официальных донесениях не указывалось также никогда отношение числа убитых, к числу раненых. Не определялись также потери, понесенные общими сторонами вследствие болезней, хотя и от этой кончины убыль в людях была весьма значительна. В течение 3 месяцев в японской армии было занесено в список более 6000 заболеваний дизентерией. Поэтому нижеприводимыя цифры потерь могут быть только приблизительными:

Война.

В сем году наше дорогое Отечество, постигло величайшее Всероссийское бедствие – война с Японией. 26 января хитрый враг напал на наши сторожевые суда, стоящие во внутреннем рейде Порта – Артур, не выждав нашего дипломатическаго ответа на поставленную им ноту. С помянутаго числа враг, готовившийся к войне, как оказалось потом, в течение 10 – 20 лет, стал высаживать свои войска на берег Манчжурии и, по близости разстояния, в течение февраля и марта высадил их столько, что в Апреле месяце сделал наступление на нашу ничтожную армию. Нужно заметить, что наше отечество совсем не готовилось к войне и содержало около //42 30000 войска в крепости Порт – Артур, а свободнаго войска там почти ничего не было, а если и было, то оно пошло на пополнение Крепостных Гарнизонов Артура и Владивостока а так же на охрану железнодорожной линии Харбин – Артур. Так что боевого войска ничего не осталось и его, потянули отсюда из Западной России; говорю “потянули” потому, что Симбирский одноколейный путь не мог доставлять одновременно: и войско, и (фураж, этураж.), и боевые снаряды, а пропускалось это все постепенно и по немногу.

Первый бой произошел при Тюринчине; где один Русский воин дрался против шестерых японцев. В этом сражении отличился полковой священник Василий Щербаковский, шедший впереди своих духовных детей, где и был ранен; это было числа 18, или 19-го апреля. С этого времени и места наши войска, ослабляя неприятеля стали отступать. Подобные дни были при Кинджоу и Вафгангоу. Порт Артур был оторван еще 27 апреля и, упорно отражая неприятеля, продержался до 21 декабря, а в помянутое число, по неимению боевых снарядов у него так плохо питания, принужден сдаться на капитуляцию; здесь погиб, прихожанин Василий Пидин. //42(оборотн.)

Замечательный бой был под Ляояном; где участвовало в бою со всех сторон более 400000 человек. В этом бою погибли здешние солдатики: Игнатий Огольцов, Филипп Ганенков и Леонтий Дюлин. Следующий бой был на р. Шахе; в этом бою погиб прихожанин Феодор Толстоплятов. Далее, по случаю наступившей зимы, военныя действия прекратились почти совсем, ограничиваясь небольшими стычками и демонстрациями. В течение всего года по приходу родилось мужеска пола 75, а женска 59; браков было 19; прихода церковных сумм 659 руб. 38 коп, а расхода 558 р. 78 коп.

1905-й год.

Война.

Война с Японией продолжалась и в этом году; в феврале месяце под Мукденом произошло решительное сражение; где наша Русская армия под управлением Главнокомандующаго Куропаткина потерпела полное поражение; при чем нашего войска попало в плен более сорока тысяч; Куропаткин был удален от должности главнокомандующаго, а на его место назначен старый боец Н.П. Линевич. После // 43

Мукденскаго боя сухопутную войну можно считать оконченною; оба противника измучились и пролили столько человеческой крови, что история не знает большаго кровопролития от создания мира. В это время как в Манчжурии шла сухопутная война, наш флот в течение 8-ми месяцев, претерпевал гонения от всех иностранных держав, не имея на своем распоряжении ни одной гавани – где бы мог остановиться, отдохнуть и запастись всем необходимым – не только для погрузки, но и покупки самаго необходимого – угля. Измученный продолжительным плаванием и всеми лишениями. Этот флот 14 мая в Цусимском проливе, под предводительством адмирала З.П. Рождественскаго, вступил в бой с сильнейшим и превосходнейшим в морском деле противником; где в течение одних суток и был разсеян, // 43(оборотн.) тяжело раненный адмирал был взят в плен, а адмирал Небогатов счел за лучшее самому со всей экскадрою сдаться в плен, что и исполнил на позор себе и всему Отечеству… Из за чего взгорелась эта война, я и по ныне не знаю, да высшее Государственное Начальство (кроме Императора) и не старалось об этом, а все дела делало себе на ум, чем подготовляло междоусобную войну. Когда нашего Русскаго войска было мало на театр военных действий, война продолжалась, а как только наша армия численностию достигла до ½ миллиона хитрая западная дипломатия (Английская) заставила остановиться в дальнейшем кровопролитии и мы, на позор себе, принуждены были заключить постыдный мир при содействии еврея С. Витте, бывшаго в то время первым министром, в Америк.[анском] городе Портсмуте. По мировому договору нами отдано Японцам: Южная часть острова Сахалина, рыбные ловли по всем Восточным берегам Российских владений и 350 миллионов за содержание Япония наших пленных (!?).

Революция.

Еще не окончилась война, как под покровительством того же Витте стала развиваться революция. Началась она с забастовок рабочих // 44 на всех больших фабриках, заводах и во всех крупных промышленных предприятиях; так, в Баку разрушены все нефтяные вышки со всеми приспособлениями для получки и очистки нефти – убытки громаднейшия! В станицах бостовали все рабочие, на море морские команды, в провинциальных городах прикащики при лавках и магазинах, пекари куреней и булочных, извозчики и все мастеровые. На железных дорогах – все железнодорожные служащие с остановкою на целую неделю поездов и телеграфных сообщений….

Свобода совести.

Семнадцатого апреля сего года, в первый день праздника светлаго Воскресения Христова Имянным Высочайшим указом объявлена во всем Российском Государстве свобода вероисповедований и таким образом наша православная церковь из господствующей в Государстве стала в уровень со всеми старообрядскими толками и сектантскими радениями, и даже некрещенным язычеством!!! Не верится будто, а на самом деле это факт. Вот до чего дожили мы с министрами иностранцами – русских то как бы ума и не осталось?!!

1909й год.

О Храме.

В течение года для храма в виду того что все необходимое в нем имеется, а равно и того, что доходу поступало очень мало в сравнении с предидущими годами, ничего не приобретено.

Урожай хлеба.

Обильно выпадавшие дожди весною в течение почти шести недель, благотворно повлияли на все полевые посевы и в итоге получился не только обильный, а даже обильнейший урожай всех хлебов, как ржаных, так и яровых. При сухой осени и уборка их была прекрасная; весь хлеб был убран во время сухой и очень хорошего качества. Не смотря на обильный урожай цены на всякий хлеб не только не упали, а повысились; ржаной хлеб в течении всего года не падал ниже 70 коп. за пуд, а в некоторое время поднимался даже выше 80 коп.

Охлаждение ко Храму и пьянство.

Видя у себя все в изобилии, народ, вместо благодарности Богу, вдался в роскошь т. е. cтал покупать // 48 наряды, дорогую обувь и верхнюю летнюю одежды. Вся мануфактурная и суконная заваль (плохой материал) направилась с большою надбавкою в цене в деревню и ниспосланный урожай послужил не к улучшению крестьянскаго благосостояния а лишь к раззорению. Попутно с роскошью усилилось и пьянство. Храм Божий стали посещать очень редко, да и то не для молитвы, а чтобы показать миру новую поддевку, или платок, или сапоги с галошами. Холодность по отношению ко храму сильно отразилась и на церковном приходе. Христианский долг исповеди и святого причастия исполнили не более 700 человек обоего пола. Конечно в это число не входят младенцы, которых, к слову сказать, приносят в каждый праздник не менее 30-ти, а иногда бывает и вдвое больше.

1914-й год

О храме

Трапезный храм в текущем году внутри окрашен новою масляною краскою за два раза, а полы окрашены во всем храме. За всю работу и материал для покраски уплачено восемьдесят рублей. Стены храма окрашены хорошо, а полы, почему-то, отлипают и с двух служб загрязнились так, что и отмыть их трудно. В текущем же // 55 году, по случаю сильнаго — с бурею — града, разбившаго все стекла в храме с северной стороны, оне вставлены вновь; за что уплачено тридцать два рубля.

Народное бедствие

Град этот был 8-го августа в начале 4-го часа по полудни, и его выпало до того много, что на ровном месте он пролежал три часа, а в тени остался и всю ночь. Этим градом истеблены (выбиты) яровыя поля до того, что на следующий день на них был пущен общественный скот. Им же у всех сельчан, у которых световыя окна к западу, выбиты. Пишущий эти строки, имея 62 года от роду, никогда не видал такого сильнаго и такого крупнаго града.

Война

По случаю объявления Германским кайзером нашему Государю войны 19-го июля сего года состоялась мобилизация запасных войск. Мобилизация была объявлена Кузоватовским Вол. Старшиною с тем чтобы все числящиеся в запасе солдаты за последние 15-ть лет явились на сборный пункт, к 6-ти час. утра 19-го июля. Пишущий эти строки не желая отпустить своих кормильцев и духовных детей без молитвеннаго напутствия, утром в 5 час. распорядился благовестить к литургии, а утреня была совершена накануне, к которой и пришли, вмести с родителями и супругами, все мобилизованные. По окончании литургии, был совершен // 55(оборотн.) молебен о даровании победы со многолетием царствующему дому и христолюбивому воинству. Затем сказано поучительное наставление воинам, законченное словами: “будьте с врагами как львы, а с побежденными и пленными — как родные братья”. В заключение Пастырь всех воинов боагословил, окропил св. водою и поцеловал. Не смотря на неподготовленность нашего государства к войне, дела наши пошли успешно; враг, вломившийся в наше Отечество, скоро был изгнан, кроме частей Келецкой и Петровский губерний с Ченстоховким монастырем. На юге нашими войсками завоевана была почти вся Галлиция, а в северной Пруссии войска дошли до Тельзита. Но, благодаря тому, что немцы у нас в России, проживали в течении 200 лет, были как дома, знали всех и все; имели планы со всего пространства, какие им нужно было, начали действовать чрез свой, хорошо развитый шпионаж, и подкупы предателей, каковых за щедрое золото всегда и везде довольно, а в черте еврейской оседлости в особенности, война затянулась на неопределенное время.

Попечительный совет

Проводивший своих кормильцев на защиту Отечества, пишущий эти строки, принимая во внимание полный разгар сельскохозяйственных работ, первее всего озаботился об уборке полей лиц мобилизованных. С этой целию вечером того же дня (канун Ильина дня) собрал несколько почетных стариков и просил озаботится привозом ржаного хлеба с полей мобилизованных; старики мое предложение приняли благосклонно; утром после заутрени о том же напомнил с церковной кафедры и в этот же день у половины лиц взятых на войну, хлеб был свезен в гумна, а у второй половины таким же образом хлеб был свезен в следующий праздник. Таким образом производилась и последующая уборка хлеба. Для надсмотра за правильною помощию в работах, в четырех отделах, на каковые делится приход, были избраны – в помощь сельскому старосте – 4-ре попечителя, которые и следили за правильностию работ, как по уборке и посеву хлеба, так и подвозке дров для зимняго отопления. Таким образом сам собою составился попечительный совет о семьях мобилизованных, в состав коего вошли: Настоятель прихода, псаломщик и церковный староста. К концу же агуста вышло Синодальное распоряжение о составлении по приходам таких Советов, но здесь он уже существовал. А чтобы быть на самом деле попечительным, мы, посоветовавшись между собою, для составления хотя маленькаго капитала на всякий случай, сделали по приходу сбор хлебом и холстом. Хлеб продали, а холст отправили в епархиальный попечительный совет. На первый раз средств от сбора пожертвований деньгами и хлебом составилась сумма в 61 руб. Послуживши фондом поечительнаго совета, сумма эта каждомесячно стала пополняться кружечным церковным сбором и, по постановлению благочинническаго съезда, утвержденному епархиальной властию, 5% сбором с церковной суммы обложения и 2% сбором с причтоваго дохода. Из средств попечительнаго совета первее всего было куплено 10-ти детям (самым бедным) мобилизованных по форменной рубашке для посещения школы и некоторым бедным солдаткам по 1 р. – 4 р. на обувь и освещение.

Таким образом, совет каждомесячно стал оказывать помощь женам и детям мобилизованных из своих средств взаимообразно, или безвозвратно, смотря по состоянию. Женам убитых, которые оказались в первый же месяц, совет выдавал по 3 р. и 5 рублей, а также раненным, явившимся в приход на поправку по три рубля. Всех пособий до 1 января 1915 г. выдано 44 р. 64 коп. и 10 р. пожертвовано в Красный Крест.

Трезвость.

Винныя лавки, закрытыя во время мобилизации, Высочайшем повелением закрыты на все время войны. Пробывши один месяц без употребления “бешенаго пойла”, как называли его благоразумные жители, народ понял, что и без него вполне жить можно, да не только без вреда для себя, а еще с великою пользою. Прошло страдное время, помочи делам с одним чаем без вина и дело обходилось гораздо и скорее, и дешевле, и с бережливаю осторожностию при уборке хлеба. В сентябре месяце я, думая, что народ совсем забыл о водке, попробовал попросить на сельском сходе приговор об окончательном удалении из прихода винной лавки, но народ, поддержанный прикащиком винной лавки, который был из местных обывателей, не согласился дать такого приговора. Главною же причиною отказа в приговоре было то, что лавка с напитками была не тронута и народ все ожидал: не откроют ли ее к празднику, или когда начнется свадебный сезон. Но лавка, ни для праздника, ни для свадеб, так и не открылась. А во 2-й половине ноября и вино, под конвоем стражников, увезли в Сызрань. Слава Господу вразумившему добрых людей на прекращение торговли этим вреднейшим из всех напитков, а Государю Великому за утверждение этого разумнаго постановления, во веки веков! Пошли Господи покой с праведными Великому князю Константину Константиновичу, как обсолютному трезвеннику и первому радетелю о народной трезвости, а равно члену Государственной Думы, Самарскому купцу и градскому голове г. Самары, Михаилу Дмитриевичу Челышеву, который все время состояния членом Г.[осударственной] думы ратовал за прекращение торговли водкою. С этою целию он неоднократно являлся к Государю Императору. В течение сего года на бранном поле сложили свои головы следующие прихожане здешняго прихода: Владимир и Степан Григорьевы Тогаевы (родные братья они же – Наумовы), Алексей Павлов Еремаев, Козьма Андреев Еремин, Михаил Егорейченков.

Комета

Во второй половине августа на Северо – Западе с закатом солнца явилась комета в виде метлы из прутьев, обращенных к Западу. Видима она была всем и каждому с заходом солнца и до полуночи, а дальше я не наблюдал; старался видеть утром, но не доводилось. Наблюдать ее можно было до октября месяца, а потом наступили ненастья и больше уже не видали. Простой народ не придал появлению ея никакого значения; ибо во дни бедствий и особенно во время войн, он всегда смотрел на небесныя знамения, как на признаки гнева Божия. Вид кометы своим невиданным расположением и формою заставил ученых людей назвать ее неиначе, как “Кометою Войны”.

В течение настоящаго года в приходе родилось лиц мужеска пола 64, а женска 72; браком сочеталось 26 лиц и умерло м.п.32 а женска 34 лица.В церковном ящике прихода 208 р. 49 к., а расхода 207 р. 75 коп

1915-й год.

Начавшаяся в предыдущем году война продолжалась с большим ожесточением. К Австро – Германскому союзу присоединились: Турция и Болгария, а к нам: Англия и Италия. Не смотря на нашу неготовность к войне дело у нас шло успешно. Почти вся Галиция со г. Львовом // 58(оборотн.) и крепости “Перемышлем” были завоеваны нами. А потом случилось то, чего из простых смертных никто не ожидал: с двумя наборами досрочнаго призыва войска стало много, а оружия и огнестрельных снарядов было очень мало. Почему наши войска, пробравшись за Карпаты стали отступать и, по необходимости, завоеванныя местности снова перешли в руки Австро -Германцев. А кроме того неприятель вломился в Привислянский край и здесь, разгромив наши старинныя крепости: Брест.- Литовск., Иван-Город, Новогеоргиевск, Ковно, Осовец, Вильно и другия, захватил 16-ть губерний нашего Западнаго края и дошел почти до самой Риги и Двинска. В это время все Святыни больших городов с церковными колоколами были перевезены в Москву и другие города ближе к Востоку. Сельские же храмы были ограблены, осквернены или сожжены. Народ православный оставил свои родныя насиженныя места и сильным потоком двинулся на Восток. Таким образом у нас на Руси появилось новое сословие “класс беженцев”, которые и разселились по разным селам, а содержание они стали получать из Государственнаго Казначейства чрез Земския Управы.

Религиозное настроение народа.

По мере того, как усиливалась мобилизация запасных войск и – призыв молодых новобранцев, молодые люди – в возрасте от 17 - 20 лет – в виду поступления их в ряды войск, все более и более выходили из повиновения своим родителям: уличный разгул с песнями под гармонику (нужно сказать трезвый) не прекращался во всю ночь; посты стали нарушать все молодые люди призывного возраста. Напротив прихожане средняго возраста, в виду трезвости и низпосланнаго бедствия, в особенности женщины стали более усердны к посещению храма Божия, стали больше подавать просфор на проскомидию прося помолиться о здравии их сыновей – воинов; стали гораздо больше заказывать молебнов: Спасителю, Б. Матери и Святым Угодникам, имена коих носят их дети – воины. Благотворительность же, в виду получения солдатками и их детьми пенсий (паек), совсем пала. Народ стал открыто говорить: “мы даем своих детей под // 59(оборотн.) пули; пускай дают богатые, а у нас мужиков взять нечего, да и дать – лишняго нет”.

1916-ый год

О храме.

В начале года, к святому празднику Воскресения Христова одна любительница церковнаго благолепия пожертвовала 8-м арш. плюшеваго ковра и столько же дорожки линолеума в алтарь на сумму 50 рублей и в предельный храм ковра на 35 р.

Война.

Начавшаяся в июле месяце 1914 война с немцами продолжилась и в настоящем году. В этом злосчастном году разгромлены два союзных наших государства: Сербия и Черногория. Наше же Отечество, чтобы иметь достаточное количество огнестрельных снарядов, все имеющиеся заводы приспособило к производству таковых и всех рабочих на них освободило от несения военной службы в войсках, переименовав их в рабочих на оборону. Да кроме сего снаряды для войск поручили производить в Японии, которая заключила с нами союзный договор в текущем году, и Америке. Имея достаточное количество огнестрельных снарядов, наше войско из оборонительнаго стало в наступательное положение и в течение первой половины года возвратило на Волыни и Подоле много отбитых немцами // 60(оборотн.) земель вместе с Почаевскою Лаврою. А далее возвратило Буковину и часть Галиции.

Для укомплектования армии в текущем году был сделан досрочный набор 1917 года, а равно ратники ополчения 1 и 2 разрядов, переосвидетельствованы и приняты на службу все белобилетники, переосвидетельствованы все раненные в текущую войну в 1914 году. И кроме досрочнаго призыва, выше помянутых разрядов принято из прихода 88-м лиц; так что к 1-му ноября 1/5 часть домов в приходе осталась совершенно без рабочих мужчин с одними женщинами.

Урожай.

Урожай хлебов в сем году был весьма незначительный; неудобренная десятина земли дала только 45 пуд. ржи. К тому же поле это, будучи меньше других полей, и раньше называлось голодным, а в текущем году больше половины его было отрезано лучшей земли для отрубщиков. Так что многие домохозяева едва засеяли нынешним урожаем поля к будущему году. Из яровых же хлебов почти никакой хлеб не уродился; от урожая едва собрали семена, или двое. Благодаря же мокрому лету весь урожай собран недозрелым и сырым. Трудно // 61 будет русскому кормильцу прокормить себя и оставшуюся от реквизиции скотину.

Но, как-то не утерпишь чтобы не сказать: мудрую жизненную христианскую аксиому: “Человек в думу, а Бог в промыслу”. “ Бог наказал, он же и пожалеет”!

Трезвость.

Провозглашенная с высоты Царскаго Престола трезвость в сем году была нарушена. Проводы досрочно призванных, ровно встреча раненных и отпущенных на побывку, по русскому обычаю, непременно спиртнаго угощения. И вот нашлись люди, которые стали производить спирт посредством паровой выгонки из квашенаго хлеба. Когда производство это установилось стали пить не только рекруты провожаемые и прибывающие, но и любители вспомнили свою старую привычку и понесли свою трудовую копейку в жертву “бахусу”! Грустно, да делать нечего! Тут уже пастырскаго слова недостаточно, а нужно что нибудь посущественее.

Религиозное состояние прихода.

Религиозное состояние прихожан к настоящему году сильно повысилось. Посещение храма Божия, не смотря на уход многих работников на фронт, // 61 (оборотн.) усилилось: что можно видеть из повышения церковной дородности. Служение молебнов до того увеличилось, что без записи имен Святых угодников невозможно упомнить всех, кому заказывали служение молебна. Христианский долг исповеди и святого причастия непомнили, за очень немногими исключениями, все.

Возрождение прихода.

Пользуясь повышенным религиозным настроением народа в Центральных управлениях заговорили о возрождении приходской жизни и тесном взаимообщении пастырей с пасомыми. По этому поводу было сделано распоряжение собрать съезды: по благочиниям, уездам и общеепархиальный на которых духовенство должно было выработать проэкты о возрождении приходской жизни. На собрании здешняго благочинническаго округа выработана такая резолюция: взаимообщения пастыря с пасомыми в деревне никогда не прекращалось; деревня не город и здесь священник и врач, и адвокат, и советник и судья; почему прихожане и несут свои радости и горя прежде всего к своему пастырю. А чтобы возродить приходскую жизнь и пробудить в прихожанах расположение к устройству благотворительных учреждений, то на это съезд сказал, что этого духовенство достигнет только тогда, когда будет жить независимо от прихожан // 62 в материальном состоянии, а до этого времени и вопрос это - нужно сказать первой важности - и поднимать не нужно бы.

В течение года по приходу родилось мужеска пола 38 лиц, женска 34, а обоего пола 72 лица; браком сочеталось 18 лиц, а умерла мужеска пола 37, а женска 38; обоего 75 лиц. Прихода церковных сумм в течение года было 733р. 60коп., а расхода 690р.

Светлой памяти священников Ираклия и Александра Жемчужниковых посвящается этот выпуск.

Подготовил материал фотолетописец епархии Нафанаил. Фотолетопись Нафанаила.

продолжение читайте в следующем выпуске за 23 июля 2009 г.