Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

14 Ноября 2012

28 октября Барышская епархия обрела своего архиерея – епископа Барышского и Инзенского Филарета. Владыка Филарет долгое время являлся наместником Жадовской обители и благочинным IV округа Симбирской епархии, интервью с ним на темы монашеской жизни, ежегодного Крестного хода с Жадовской иконой Богородицы регулярно публиковались на страницах «Православного Симбирска». И первое интервью в качестве правящего архиерея Барышской епархии Владыка дал официальному печатному органу Симбирской митрополии.

О «советском» пути к Богу и о качественном образовании

– Дорогой Владыка Филарет, позвольте вначале от лица читателей поздравить Вас с возведением в епископский сан и пожелать помощи Божией в новом для Вас служении! И первый вопрос: расскажите, пожалуйста, о себе, каковы были Ваши первые шаги в духовной жизни?

– Мой путь к Богу, наверное, типичен для многих, родившихся в Советском Союзе. У многих были верующие бабушки или даже родители, но в силу тотального атеистического воспитания ростки этой веры пробивались у молодого поколения не сразу. Приблизительно то же было и у меня.

У меня мама и дедушка были верующими людьми. Дедушка еще до революции пел на клиросе, прадед был церковным старостой. Мое сознательное обращение к Богу произошло уже в годы студенчества, но, как сейчас понимаю, произошло, конечно же, по молитвам моих предков. Когда после армии я поступил в Московский инженерно-физический институт, стал ходить молиться в московские храмы. Особо запомнились богослужения в храме мученика Иоанна Воина на Якиманке. Там, как и во многих других московских храмах, служили замечательные священники. Эти благообразные пастыри оставили очень благоприятное впечатление и повлияли на мое становление как православного христианина.

– Вы первый архиерей, закончивший такой солидный технический вуз, как МИФИ. Как образование повлияло на Ваше мировоззрение?

– К сознательной вере я пришел именно в студенческие годы. У меня была склонность к точным наукам, но я всегда задавался вопросами о смысле жизни. И это говорит о том, что изучение точных дисциплин, законов природы не мешает обрести веру в Бога. Недавнее решение об открытии в МИФИ кафедры теологии – лишнее тому подтверждение. Как мне кажется, это позволит соединить преподавание богословских дисциплин с тем лучшим, что дает фундаментальное техническое образование. Каждый человек по-своему распоряжается полученным от Бога талантом. Ответы на свои вопросы я тогда нашел в православном миросозерцании. Качественное университетское образование, полученное в Московском инженерно-физическом институте, только помогало мне на этом пути, подсказывало направление.

В высшей школе учат самостоятельно получать те знания, которых тебе не хватает. Нас учили читать, находить и перерабатывать информацию, делать собственные выводы. Когда я занимался духовным самообразованием, мне этот навык очень пригодился. Я тогда много книг прочитал и вероучительных, и святоотеческих. Хотелось все умом понять. В итоге я оказался на монашеской дороге. А мое высшее образование потом очень пригодилось, когда стал наместником монастыря. Пришлось заниматься и прорабским трудом, и распределением, решать проектировочные задачи…

Возрождение монашества невозможно без живого примера

– Как Вы оказались в Екатерининском монастыре г. Видное Московской области?

– Где-то в 1994 году, уже работая инженером в подмосковном Институте физики высоких давлений, я начал ездить в Екатерининский монастырь г. Видное Московской области. Это был романтический период восстановления церковной жизни. В монастыре еще располагался Учебный центр ГУВД. Молились в небольшом храме на втором этаже – фанерно-деревянный иконостас, наклеенные иконки. В 1940–50-е годы здесь существовала секретная политическая тюрьма НКВД. Когда мы занимались реставрацией братского корпуса, в подвалах еще карцеры сохранились. Это сооружения, в которых человек только стоя помещался и его дверь подпирала. Ни сесть, ни лечь, и так человека на несколько суток могли оставлять. Были еще толстые тюремные решетки на окнах, мы их срезали и для бетонирования использовали. Это навсегда врезалось в мою память как свидетельство того, что пришлось пережить исповедникам Православия в советское время.

В 1996 году я принял постриг в Екатерининском монастыре, и меня сразу поставили в диаконы. Меня постригал епископ Видновский Тихон, тогда он был еще игуменом. Человек он очень деятельный, прикладывал и прикладывает все возможные и невозможные усилия, чтобы восстановить обитель, развивать церковную жизнь. Именно он стал моим первым наставником в монашеской жизни.

– Владыка, Ваше возвращение на Симбирскую землю было стремлением вернуться на малую Родину?

– Это было действием Промысла Божия. В 1998 году заболел мой отец, мне нужно было за ним ухаживать, и я отпросился в Симбирскую епархию. Хотя я и родился в Оренбургской области, мои детские и школьные годы прошли здесь, на Симбирской земле, в с. Артюшкино Сенгилеевского района. Отец Тихон не хотел меня отпускать, но тогда я думал, что вскоре вернусь в Екатерининский монастырь. Получилось иначе. Через месяц после моего приезда Владыка Прокл поставил меня в иеромонахи и направил служить в Жадовскую пустынь.

Монастырь тогда представлял собой просто зерноток (забетонированная площадка для временного хранения и обработки зернаПрим. ред.). Ни одного храма не осталось. В здании бывшей монастырской гостиницы работал сельский магазин. На втором этаже над магазином жили комбайнеры – эти помещения отдали обители. Там устроили домовую церковь и три кельи. Только-только отдали братский и архиерейский корпуса в разрушенном состоянии – ни окон, ни перекрытий не было. Наместник отец Агафангел строил деревянную церковь.

В 1997 году была первая служба в монастыре на летнюю Казанскую, служил владыка Прокл. Переносной престол тогда ставили в шатре из одеял у деревянной стенки зернотока. После того как из-за болезни отцу Агафангелу стало трудно справляться с обязанностями наместника, на это послушание поставили меня.

– Как шло возрождение молитвенной жизни монастыря?

– По словам святых отцов, монастырь – место, где человек может приложить все силы души к исканию Бога. Грустно, если монашествующие начинают отклоняться от этого направления. Мы стараемся создать все условия, чтобы в монастыре человек искал Бога, исполнения заповедей Христовых. «Подвизаться», «подвиг совершать» – значит ходить по заповедям Христовым. Само слово «по-двиг» говорит о движении, и важно, в каком направлении мы движемся. Нужно душу свою исправлять, лечить, а не жалеть свои страсти, как зачастую с нами бывает. Монастырь для этого и существует.

Современному монашеству еще далеко до высот древних или даже дореволюционных подвижников. Должны смениться несколько поколений, прежде чем в монастырях образуется живая связь между опытными и новоначальными. Нужен живой опыт. Что такое старец? Это носитель живого опыта, он прожил в монастыре всю жизнь, прошел путь борьбы с плотью, с духовными искушениями, с разными мирскими идеями. Если человек не несет в себе опыта действенной борьбы со грехом, то это не старец, а старик. Сейчас почти все монастыри живут еще только накоплением опыта. Только разве что в тех очень немногих монастырях, которые не закрывались, по-другому.

Ведь самый короткий путь обучения монашеской жизни – это живой пример, живое общение. Если ты хочешь стать специалистом в какой-то научной области, ты должен пойти к учителю, который реально живет этим направлением. А если этого нет, то приходится окольными путями выходить на передовые позиции. У нас в Жадовской пустыни возраст насельников – от 20 до 75 лет. Ветеран войны у нас есть, старец. Понимает монашескую задачу, трезво относится к ней, молится. Сам возраст подсказывает, что надо готовиться к переселению… Есть и молодые, у которых еще бывает затуманенность страстями. Но идти вперед пытаются все.

Если в монастыре есть молитва, то люди к нему тянутся. Молитва всегда есть просвещение и пища для души. Если люди от молитвы отказываются, то в их жизни все будет идти только хуже и хуже, много хуже: без молитвы жизнь невозможна. Монастыри необходимы как носители идеи молитвы. Может быть, молитва современных монахов еще неумелая. Но там, где проливается эта невидимая кровь за Христа, там Бог присутствует явно.

Сейчас мы живем в режиме набора живого опыта, без этого монашеская жизнь невозможна. Много будет зависеть от того, как церковная жизнь будет складываться в миру. Монастыри и мир нераздельно связаны, люди в монастырь приходят из мира, и монашествующим, я скажу, вовсе небезразлично, что происходит за стенами монастырской ограды. А в миру много проблем – воспитание молодежи, укрепление семьи и т.д. Почему православные настороженно относятся к введению системы ювенальной юстиции? Потому что с ее помощью разрушается одна из основ нормальной жизни, на которой все держится, – малая церковь, семья. Ее хотят расколоть на противоборствующие стороны детей и родителей, а это недопустимо.

Приход преображает жизнь населенного пункта

– Перед избранием во епископы Вы встречались со Святейшим Патриархом Кириллом. Какие впечатления у Вас остались от этой встречи, какие задачи перед Вами поставил Святейший Патриарх?

– Святейший Патриарх очень внимателен к собеседнику, готов с пониманием его выслушать. Это настоящий архиерей, Первоиерарх нашей Церкви. У меня сначала была внутренняя неловкость, но у Святейшего есть дар эту неловкость быстро снимать, в итоге у нас получилась простая и откровенная беседа.

Его Святейшество отметил, что «Церковь должна занять достойное место в жизни народа». Глава нашей Церкви уделяет большое внимание социальной работе, работе с молодежью, проповеди, миссии. Для этого мы будем создавать в Барышской епархии все необходимые структуры. Главная задача архипастырского служения та же, что и всегда была, – обустройство приходской жизни, молитвенной жизни на приходах, из которой проистекала бы социальная, молодежная и другая работа.

Много есть препятствий, которые, с помощью Божией, будем преодолевать. Я прекрасно знаю ситуацию в своей епархии, так как многие районы входили во вверенное мне благочиние. Районы области, которые вошли в Барышскую епархию, преимущественно сельскохозяйственные, большинство жителей здесь изначально кормились от земли. Но деревня сейчас переживает не лучшие времена. Молодежь уезжает в города, чтобы как-то обустроить свою жизнь. В деревнях работать негде, сельскохозяйственные предприятия разваливаются...

– Что Церковь может сделать в этой ситуации?

– Церковь будет молиться. Мы будем молиться о тех, кто уезжает, чтобы они нашли себя в больших городах, смогли обеспечить себе заработок, достойную жизнь, чтобы могли родить детей, чтобы могли помогать своей малой родине. Будем молиться, чтобы в деревнях было больше людей. Во многие поселения только на лето приезжает какой-то народ. Но мы и сами будем прилагать все усилия, чтобы переломить ситуацию к лучшему, открывая новые приходы и развивая в них различные формы приходской деятельности, активизируя ее в уже существующих приходах.

Опыт показывает, что там, где строят даже не храм, а часовенку, обязательно начинается какая-то жизнь. Есть примеры, когда люди продают жилье в городе и переезжают в деревню. У нас в деревнях не развита социальная инфраструктура. Так что будем стараться, чтобы именно приходы стали очагами разнообразной деятельности на селе.

– Как, Владыка, Вы видите Ваше предстоящее служение?

– Епископское служение отличается от послушания благочинного. Нужно самостоятельно решать вопросы епархиального строительства, развития приходской жизни. Но, даже имея понимание задач, которые ставятся Священноначалием, нужно видеть перед собой пример истинного архиерейского служения. И я благодарю Бога, что у меня перед глазами есть такой пример в лице митрополита Прокла. Я многие годы прослужил под его омофором и всегда поражался, как Владыка, при всей высоте его положения, оставался и остается любящим отцом как для священников, так и для мирян. Поэтому и в своем новом служении всегда буду обращаться к его советам и наставлениям, прибегать к его мудрому руководству.

Невозможно архиерейское служение без построения конструктивных отношений со светскими властями. У меня хорошие отношения с администрацией Барышского района, они обещали помощь в строительстве здания Епархиального управления. С областной властью будем налаживать отношения через Владыку митрополита. У меня была встреча с губернатором Сергеем Ивановичем Морозовым, когда он приезжал в Барышский район. Я ему объяснил смысл образования новых епархий. Разукрупнение епархий нужно, чтобы правящий архиерей был ближе к своей пастве. Добраться до приходов архиерею теперь легче, с вопросом к архиерею с прихода теперь прийти легче. Тесное общение епископа с духовенством и прихожанами всегда приносит добрые плоды. В новых епархиях мы уже видим положительную динамику.

И, конечно же, буду в своем служении опираться на духовенство епархии. Приведу пример архимандрита Адриана (Шитова), настоятеля храмов в Инзе и Оськино, уже около 40 лет предстоящего престолу Божию. Его опыт просто бесценен для многих пастырей. И служение отца Адриана, особенно его работа с молодежью, показывает, что присутствие прихода в глубинке (а приход в Оськино функционировал и в советские времена) преображает всю жизнь того или иного населенного пункта. Есть и многие другие достойные пастыри с прихожанами, которые, уверен, будут опорой своему архиерею.

– Ваше Преосвященство, и напоследок волнующий всех читателей вопрос о том, как теперь будет проходить симбирский Крестный ход с Жадовской иконой Божией Матери, находящейся сейчас на территории вверенной Вам Барышской епархии?

– Мы уже обсуждали это с Владыкой митрополитом, традиция обязательно сохранится. Это будет наше межъепархиальное событие, Крестный ход со святыней нашего региона так же будет проходить по приходам всей Симбирской митрополии и явится зримым свидетельством духовного единства входящих в ее состав епархий.

Беседовали священник Константин Пашин, иеромонах Савва (Марков)