Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

Источник информации: Симбирская митрополия
19 Декабря 2014

О причинах сложившейся в России политической ситуации и о путях выхода из неё в беседе с корреспондентом областной ульяновской радиостанции «2х2» Зулей Ахметовой рассуждал Глава Симбирской Митрополии Владыка Феофан.

- Здравствуйте, Владыка, и я, и все слушатели рады Вам, поскольку с нетерпением ждали этой встречи. Ваша биография весьма разнообразна. За плечами опыт служения Православной Церкви в разных странах и государствах. Такой географией могут похвастать немногие. Как так вышло, что ваш послужной список столь обширен?

- Здравствуйте. Начнем с того, что я родился в Курской глубинке в крестьянской семье, где было шестеро детей. Отец – фронтовик, мать – домохозяйка. Учился в сельской  школе, сам поступил в институт, но понял, это - не мое. Затем – армия. Кстати, служил здесь в Симбирске, в училище связи, почти полвека назад.

Рос я в верующей семье, и вера была для нас нормой жизни. Тогда я принял решение учиться в семинарии. Поступил сразу на второй курс, окончил ее экстерном. Вместо 4-х лет - 2 года. Затем академия, защита научной диссертации. Я получил степень кандидата богословских наук. Ну а после - аспирантура. Ее цель в те времена – подготовка кадров для зарубежной дипломатической деятельности. Отсюда и началось мое путешествие по миру. Мне предложили поехать в Иерусалим, но перед этим я принял монашество. Это был серьезный выбор. В академии я уже был иноком Троице-Сергиевой Лавры.

В Иерусалиме пребывал в нашей русской духовной миссии на протяжении пяти лет, с 77-го по 82-й год. Это совершенно особый отрезок времени. Когда меня спрашивают, что в вашей жизни оказалось самым запоминающимся, я отвечаю - Иерусалим, Святая земля. Для меня это была настоящая и серьезная школа.

Нет необходимости говорить, что Святая земля совершенно особое место, и для христиан, и для иудеев, и для мусульман. Не зря в Храме Гроба Господня есть место, обозначенное как «пуп Земли» – центр мира. Естественно, что все религиозные, дипломатические и геополитические интересы были сосредоточены там.

После Иерусалима небольшая передышка и вновь - заграница. Южная Америка. Я был секретарем экзархата Центральной и Южной Америки. Исколесил материк вдоль и поперек. Однажды сам за рулем автомобиля проехал от Буэнос-Айреса до Рио-де-Жанейро.

Тогда мне довелось познакомиться с нынешним Папой Римским, когда он не был даже епископом. Это сейчас восклицают, о, Папа Римский! А тогда он был клирик - иезуит, мы все свободно общались. И таких встреч было огромное множество.

Затем побывал в Чили, как раз во времена Пиночета. Посетил страны, с которыми у Советского Союза даже не было дипломатических отношений. К примеру – Парагвай. Это очень интересная страна, доброжелательные и близкие нам по духу люди.

Вообще, я думаю, что наше будущее в дружбе с латиноамериканцами. Их культурный, экономический и человеческий потенциал пока недооценивают в мире. Мало кто знает, что только в Аргентине выходцев славянского происхождения более 600 тысяч. Они живут общинами, с русской речью и культурой. Только в Буэнос-Айресе во время моего пребывания мы построили 6 православных храмов. Конечно, пребывание в Латинской Америке мне тоже очень многое дало.

Затем была Африка. Жил в Каире, в Александрии. А поскольку патриархат простирается на весь континент, то я часто бывал и в Южной Африке. Довелось встречаться с Анджелой Дэвис. Сейчас смотрю материалы о волнениях в Египте, и мне становится страшно.

- Что вы имеете в виду?

- Египтяне – спокойный и дружелюбный народ. Не было той ненависти, что наблюдается сейчас. Я никогда не боялся и не стеснялся ходить по улицам вот так, в рясе. Нынешняя ситуация, это пример того, как можно искусственно взбудоражить общество и противопоставить людей друг против друга. Это неестественное состояние менталитета египтян, кто бы они ни были – мусульмане или христиане, там, в основном - копты.

В Африке также было много встреч. В Тунисе пересекался с Ясиром Арафатом, и до того, как он был в тюрьме, и после, когда он стал президентом.

Видел Йоханнесбург, Преторию, когда там был еще колониальный режим и после его свержения. К сожалению, когда все перешло в руки народа, - выросла криминальная обстановка и жизнь не улучшилась, ни в экономическом, социальном смысле.

В начале 90-х я окончательно вернулся в Россию. Уезжал из большой страны, которая называлась Советский Союз, а вернулся – в неизвестность. Это был очень сложный период для всех. Тогда я был назначен заместителем уже сегодняшнего Патриарха. Если перевести на светский язык, он был министром иностранных дел Русской Православной церкви.

Именно тогда, в 91-ом году, во время так называемого путча, Церковь инициировала мирные переговоры для урегулирования противостояния исполнительной и законодательной властей. Сосковец, первый вице-премьер, Лужков - мэр, Зоркин - председатель Конституционного Суда, Филатов – глава администрации президента и представители Русской Православной церкви собрались в здании Патриархии. Решался вопрос – кто пойдет в Белый дом, к Хасбулатову и Руцкому, чтобы провести переговоры. Посылают меня, и мне удалось убедить их в необходимости мирных переговоров. Получилось не сразу, но цель была достигнута.

Многие умалчивают и умаляют значение тех переговоров, говорят, что это было бесполезно, и все равно пролилась кровь. Хочу сказать, что это неправда. Почти двое суток переговоров остудили многие горячие головы с обеих сторон. В те дни Россия стояла на грани полномасштабной гражданской войны. Посмотрите, что сейчас творится на Украине. А у нас тогда была ситуация гораздо сложнее.

- Владыка, Симбирск, ныне Ульяновск, на фоне предшествующих мест вашего служения выглядит достаточно скромно. И поскольку вас с городом связывает давняя дружба, что он значит для вас, и что вы думаете о переименовании Ульяновска в Симбирск?

- Начну с последнего вопроса. Историческая правда должна восторжествовать. Изначально город был назван Симбирском. И потом, зачем обижать Ульянова? Он же родился в Симбирске – так давайте вернем ему Родину. Какое имя носил город дольше, - Ульяновск или Симбирск? А как же те великие земляки, что родилось в Симбирске? Вспомните Гончарова, Карамзина, Языкова, Пластова и многих других. Они, думаю, дали бы тот же ответ: Симбирск должен быть Симбирском. Ничего в этом крамольного нет, и не надо копий ломать, нагнетать обстановку. Переименование это не акция «за» кого-то или «против» кого-то. Это восстановление  исторической правды. Дай Бог, чтобы все встало на свои места.

Что же касается моей дружбы с городом, я уже начал отвечать на этот вопрос. Я служил здесь в армии, и мне всегда очень хотелось снова побывать в Симбирске. Я дружил с моим предшественником Проклом. Очень добрый, отзывчивый человек был. Он всегда меня спрашивал - когда ты приедешь? И вот, я здесь.

Мне нравится Симбирская земля. Здесь хорошие традиции, замечательные люди. Несмотря на многонациональность, многоконфессиональность все здесь живут в мире и согласии. Вот у меня сейчас идет ремонт, работают русские, татары, украинцы, азербайджанцы, армяне. И все хорошо. Просто жить нужно нормально, мирно.

- Не секрет, что сейчас в церковь ходят в большинстве своём люди пожилого возраста. А молодежь либо не верит, а если и верит, то не торопится идти в храм. Почему?

- Сразу перебью, - это старая байка. Приходите в любой воскресный день в храм, вы увидите, уже добрая половина это люди молодого возраста. И в основном мужчины. Контингент меняется.

- То есть, можно сказать, что меняется сознание людей?

- Конечно. В обществе произошла потеря нравственных ориентиров, смыслов и целей в жизни. Долго пропагандировалась идеология сверхпотребления. Она приводит и личность, и государство в большой тупик. На этой псевдоидеологии мы разучились работать. Полстраны разорили. И как следствие, общество находится в растерянности. Поэтому люди ищут для себя настоящие ориентиры, идут к вере.

- Значит, есть потенциал для возрождения?

- Есть. В самом народе, в истоках нашего бытия. Когда Россия была наиболее крепка и развивалась демографически, экономически и территориально? Когда народ жил в вере и нравственности. А сейчас стало модным жить для себя, повсеместно - гражданские браки. Я уже не говорю про однополые браки. Это сумасшествие, которое Запад предлагает возвести в норму закона. В сумасшедшем доме хорошо не бывает.

- И что же будет с Родиной и с нами?

- Я глубоко верю, что мы переживем этот вызов времени. Судьба нашей страны зависит от всех нас. Мы все время привыкли брать от Родины, говорить – государство нам обязано! Дело в том, что, и государство, и личность, и гражданин могут тогда только достичь успеха, когда они имеют симфонию взаимоотношений. Государство обязано заботиться о гражданине, а гражданин обязан поддерживать и защищать интересы, честь и достоинство своего государства.

- Как своих родителей?

- Да! Как и родителей, Родину не выбирают.

- Говорят, на Николиной горе в Сурском появится памятник Николаю Чудотворцу, подобный статуе Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро. Это правда?

- Да, правда. На днях мы побывали на Николиной горе. Рядом идут работы по восстановлению здания дома купчих Соколовых. Я благодарю губернатора за то, что здание передали Епархии. В нем будут жить монахи и со временем там появится монастырь. Сейчас разрабатываются проекты памятника святителю Николаю. Только, нужно понимать, что статую Христа Спасителя в Рио строила вся страна. Здесь масштабы будут немного другими.

- Какие задачи на ближайшие пять–десять лет стоят перед Русской православной Церковью?

- Первостепенная и вечная задача перед русской Православной церковью, как и перед любой церковью в целом – нравственное возрождение общества, приведение к Богу, к вере. Нужно, чтобы вера не декларировалась, а стала нормой жизни. Будет вера, будет совершенно иная социальная жизнь, иное отношение к труду и к рабочим профессиям. Проблем с рождаемостью не будет, как не будет и брошенных родителей, при довольно обеспеченных детях. Уйдет проблема детских домов. Нравственно деградируя, общество разрушает изнутри само себя, подрывая себя экономически и социально, обрекая себя на вымирание. Возьмите пример из библии про Содом и Гоморру. Что с ними случилось, все знают.

- Что бы вы хотели бы пожелать радиослушателям на прощанье?

- Не надо унывать и пугаться того, что сейчас вкладывают в понятие кризис. Выживем! Это первое. Второе. Надо объединяться. Обычно меня спрашивают, что можно в пост есть, что нельзя. Я всегда говорю: самое главное, - не ешьте друг друга. Рядом братская Украина - посмотрите, к чему привели ненависть и вражда. Все это от нежелания понять и уступить друг другу. Единство, согласие, уважение и любовь - это норма! Это залог нормальной жизни и в семьях и в обществе.

- Спасибо, Владыка. Надеемся на новые встречи в эфире.

- Всего доброго! До свидания.

Пресс-служба Симбирской Митрополии

Запись интервью вышла в эфир радио «2х2» 19 декабря в 17.00 на волне 102,1 FM