Проект «Епархия» / Новости Симбирской митрополии РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской и Мелекесской епархии - simbirsk.eparhia.ru

Митрополит Феофан провел встречу с директорами общеобразовательных учреждений Ульяновской области

18.01.2015
Источник информации: Симбирская митрополия
Адрес новости: http://www.simbeparhia.ru/newses/news/?ID=7350



17 января в областном Дворце детского творчества состоялась встреча Митрополита Симбирского и Новоспасского Феофана с директорами и педагогами школ региона. Главной темой встречи стал вопрос преподавания комплексного образовательного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Организаторами встречи выступили Симбирская Митрополия, Министерство образования региона и Управление образования администрации города Ульяновска.

Поводом для встречи послужили неоднократные жалобы родителей Главе Митрополии по поводу того, что в учебных заведениях региона нарушается закон о праве свободного выбора предметов в рамках этого курса. Зачастую руководством учебных заведений директивно навязывается тот или иной модуль, и все чаще это «Основы светской этики».

В причинах сложившейся ситуации и её негативном влиянии на духовно-нравственное развитие подрастающего поколения Глава Симбирской Митрополии решил разобраться вместе с педагогами.

«Мне пришлось многие годы возглавлять одну из самых сложных епархий – Ставропольскую и Владикавказскую. Практически, это весь Северный Кавказ. И вот, когда речь зашла о введении основ традиционных мировых культур, религий и светской этики, было много дебатов. Нас пугали, что мы светское государство и нельзя нарушать Конституцию, и её пункт о свободе вероисповедания. Но забывали при этом об одном: нигде светское государство не ставилось на уровень атеистического государства.

С другой стороны, пугали еще и тем, что может обостриться межнациональный конфликт.

Приведу вам пример из собственного опыта. В Чечне, как в преимущественно мусульманской стране, выбирали для преподавания основы ислама. Интересно то, что я много раз встречался с Рамзаном Кадыровым, и он говорил: «Владыка, не беспокойтесь, если будет хоть один ребенок, который захочет изучать этот предмет, мы найдем преподавателя по основам православной культуры и религии». И никакого межнационального конфликта не было!»

Решение о введении образовательного курса, пояснил Владыка, было принято на федеральном уровне. Об этом говорится в Поручении Президента России Дмитрия Медведева от 2 августа 2009 года. В документе подчеркивается, что выбор одного из 6 модулей в рамках курса осуществляют сами учащиеся и их родители. В итоге, с 2012 года было решено преподавать курс целиком в 4-м классе во всех регионах России в качестве обязательного предмета.

При этом Глава Митрополии подчеркнул, что выбирать модуль, согласно Поручению Президента, необходимо с участием представителей религиозных конфессий.

«А что в реальности мы имеем? В Ставропольском крае во многих школах педагоги решили всё сами, тайком. А родителей поставили перед фактом. Нарушен был не только закон морали, но и законодательная инициатива государства. И ко мне, и в прокуратуру посыпались жалобы со стороны родителей.

Тогда мы с губернатором провели тестирование. 76 % родителей и детей выбрали основы традиционных религий, а не светскую этику. Затем, благодаря опять же исследованиям, мы убедились: в классах, где стали преподавать Основы православной культуры, снизились межнациональные конфликты, дети стали более уравновешенными, повысилась успеваемость.

Поймите, мы никого не обидим, преподавая детям основы православия, ислама или иудаизма. Мы обижаем наше общество тогда, когда взращиваем из наших детей граждан, не знающих ни своей культуры, ни своей веры, ни традиций.

Вопрос о преподавании основ традиционных культур - это не навязывание веры как таковой или преподавания закона Божьего в школах. Вопрос гораздо шире – сохраним ли мы свою самоидентичность. Если мы пустим все на самотек, наша культура и история растворятся в непонятных западных «общечеловеческих ценностях».

Вспомните, сколько за последние двадцать лет было неоправданных реформ в образовании? Вспомните, сколько ненужных предметов внедряли под видом новейших человеческих ценностей? Взять, к примеру, валеологию.

Как только Россия решила сказать миру, что мы имеем право на защиту своих ценностей и интересов, мы получили жесточайшие санкции. Не было бы Крыма и Украины, было бы что-то другое. Все это от желания мировой общественности вернуть Россию в стадное состояние.

Образование без воспитания – это гибель для России. Нам нужны школы, которые не просто учат, а воспитывают граждан страны, знающих свои традиции, ценности, историю. Духовная культура является тем цементирующим составом, который сохраняет ориентиры, традиционные для народа».

В качестве примера Владыка Феофан привел народы Кавказа, где нет брошенных детей, нет детских домов, нет проблем с демографией. Дело в том, пояснил Глава Митрополии, что со школьной скамьи у нас не прививают детям понимание добра и зла, гибельности легкой жизни, нет понятия ответственности.

«Вы спросите, причем здесь религиозный фактор? Он имеет решающее значение. Если ребенок со школьной скамьи знает заповедь «Чти отца твоего и матерь твою», он никогда не бросит родителей в старости на произвол судьбы. Посмотрите, что происходит сейчас в братской Украине. Беда, что случилась там, на многие годы сломала весь общественно-исторический, культурный, духовный код славянского народа.

Душа болит за Россию! 20 лет пребывая на разных континентах, я присматривался к культурам и народам. Возьмите Израиль. Успешная страна. Дело в том, что вера отцов для всех евреев свята. Там в обязательном порядке преподают в школах основы иудаизма, и никто там не кричит о нарушении прав и свобод.

Религиозный фактор является или стабилизирующим, или способным взорвать общество. Из него вытекает и патриотизм, и гражданская ответственность каждого.

Уважаемые педагоги! Я очень вас прошу - дайте возможность родителям и детям самим выбрать, что им изучать. Сколько процентов в гимназии №1 города Ульяновска выбрали Основы преподавания православной культуры? Ни одного! А ко мне подходят родители и жалуются: «мы бы хотели изучать». И что мне отвечает директор? «У нас нет возможности, нет учебников и преподавателей». И это – в первой гимназии. Кто поверит?!

Это и есть нарушение закона и права свободного выбора. Известно много примеров, когда педагоги, руководствуясь теми или иными причинами, оказывали давление и навязывали свои директивы, буквально заставляя родителей выбирать Светскую этику.

Вот проблема. И её надо решать. У вас нет учебников? Обращайтесь, я дам вам учебники, найдем и педагогов. Мы уже работаем над этим вопросом с Министерством образования. Родители той же первой гимназии готовы сами оплатить работу преподавателей».

Далее встречу продолжила дискуссия. Свое мнение по вопросу преподавания основ мировых религий и светской этики высказали и учителя. Поделились опытом работы, внесли свои предложения.

Директор Вальдиватской школы Карсунского района, Елена Кулагина рассказала, что в их школе родители сразу же выбрали преподавание Основ православной культуры. Этому способствовал многолетний опыт сотрудничества с Арскими храмами. «Веру должны привить в семье, но мы видим, что в наше время сами родители не понимают, что такое вера. И, преподавая основы православной культуры, мы решаем сразу две задачи: воспитываем и детей, и родителей, поскольку дети, приходя домой после школы, делятся полученными знаниями с папами и мамами».

Владыка подчеркнул, что важно сделать основы православной культуры сквозным предметом с 1-го по 8-й класс. А в старших классах будет целесообразно ввести Основы мировых религий, когда у школьников будет сформировано определенное мировоззрение и понятийный аппарат.

Директор Матвеевской школы Старомайского района Ольга Ловчева рассказала, что в их школе основы православной культуры преподают с 2007 года. Сейчас предмет там изучают с 4 по 8 класс. «У нас много мусульман, и удивительно, что их родители сами написали заявление с просьбой о преподавании для их детей основ православия, объясняя это тем, что основы ислама они дадут сами, в семье. Они с удовольствием общаются с православным батюшкой, принимают участие в Рождественских чтениях. Со стороны педагогов нет никакого давления, и нет межнациональных проблем».

Ольга Мезина, начальник Управления образования администрации города Ульяновска, поделилась своими наблюдениями: «В районах области, где грамотно и с душой ведется преподавание Основ православной культуры, практически нет правонарушений среди подростков, и это не может не радовать».

Директор первой гимназии Алексей Клоков также выступил в ходе встречи. Он пояснил, что действительно, до этого учебного года курс в школе не преподавался. 1 сентября 2014 года 118 пятиклассников изъявили желание изучать Основы православной культуры, однако руководство школы обозначило предмет, как «Основы религиозных культур России».

Владыка ответил, что смена названия – уже нарушение закона. Никакого религиозного смешения на уровне региона быть не должно. «Мы не должны валить все в одну кучу, стараясь угодить всем. При этом происходит подмена и содержания, и смысла преподавания предмета. Если кто-то хочет изучать православие - это должно быть православие. Если ислам – предоставьте им такую возможность».

Директор согласился, объяснив это тем, что опыт преподавания предмета в школе только начал формироваться и пообещал решить все проблемные вопросы в ближайшее время.

Затронули в ходе дискуссии и вопрос сектантства. Преподаватели посетовали, что представители различных сект по-прежнему приходят в образовательные учреждения, пытаясь привлечь к себе молодежь. Глава Митрополии призвал жестко пресекать подобные визиты. «Задайте первый же вопрос таким сектантам – откуда вы? Где ваш центр? И вы услышите - Бруклин, Нью-Йорк, Берлин, Корея, может быть. Через секты работают те, кому не нужна сильная Россия с ее культурой, традициями и верой. Ограждайте молодежь от таких влияний. Нельзя допустить повторения ситуации, что сложилась сейчас в братской Украине».

 Митрополит подчеркнул, что особенно секты опасны именно для подрастающего поколения и необходимо, чтобы интерес молодежи был прикован к своим, исконным ценностям, к своей культуре. Владыка предложил создать в регионе православные молодежные лагеря отдыха, организовать молодежные туры по православным святыням. От Симбирской епархии для этих целей будет предоставлен большой автобус, - пообещал Митрополит.

Затем учителя озвучили Главе Митрополии и свои проблемы. Так, в селе Дмитриево-Помряськино Старомайнского района нет православного храма. Когда-то существующая церковь была разрушена и ее нужно восстанавливать. Где-то нет приходского священника.

 Владыка уверил, что все эти вопросы держит под своим личным контролем и подчеркнул, что проблема разрушенных святынь более чем серьезная и решать ее необходимо сообща. Митрополит отметил, что процесс восстановления утраченных храмов, еще и отличный воспитательный метод: «Если есть у вас в селе разрушенный храм – возьмите всей школой над ним шефство! Придите с детками, уберите мусор, расскажите им, что это за церковь, какова ее история. Позвоните, найдите меня, пригласите. Я приеду, помогу в восстановлении. Это вопрос консолидации вокруг нашей культуры».

В завершении встречи Глава Митрополии пожелал педагогам успехов в их профессиональной деятельности и пообещал им всевозможную поддержку в вопросе преподавания Основ православной культуры в школах города и области.

Пресс-служба Симбирской Митрополии








Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика