Проект «Епархия» / Новости Симбирской митрополии РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской и Мелекесской епархии - simbirsk.eparhia.ru

Актуальное интервью Митрополита Феофана: «О порыве души и примерах меценатства в Ульяновской области»

13.05.2015
Источник информации: Симбирская митрополия
Адрес новости: http://www.simbeparhia.ru/newses/news/?ID=8121



29 апреля Глава Симбирской Митрополии Владыка Феофан встретился с журналистом интернет-портала «ULBUSINESS» Андреем Беловым и ответил на ряд актуальных для бизнесменов вопросов, касающихся духовных мотивов благотворительности и истоков меценатства в России на примере Ульяновской области.

- Владыка, здравствуйте! Ульяновск ждет приезда Святейшего Патриарха и освящения нового кафедрального собора. Вряд ли это можно назвать обычной практикой. Когда этот исторический визит состоится?

- Если всё будет благополучно, то Святейший приедет 20 мая, а 21 мая будет торжественное освящение собора. И, конечно, все не так просто, когда едет первое лицо. Тем более, если учесть, что ваш Владыка здесь еще меньше года. До этого были попытки пригласить и Святейшего Патриарха Алексия, и Кирилла. Но, дело в том, что у Патриарха на несколько лет вперед расписан график, обидели некоторые регионы.

- Выражение «строить всем миром» можно применить и к нашему Спасо-Вознесенскому собору?

- Можно, но не в полной мере. Есть люди и компании, что явились костяком в строительстве храма. Мне иногда говорят, - вот вы Владыка, часто говорите о губернаторе, хвалите его. Но если бы ни его отношение к Церкви, если бы ни его активность в переговорах с крупными компаниями, такими как «РуссНефть», - вряд ли бы ми имели такой результат. И в большей степени – это его заслуга.

Когда я приехал сюда, и речь шла об освящении собора, то обратился и к бизнесменам, и к руководителям различных организаций и ведомств, и все откликнулись. Я не просил живых денег, я сказал, что нужна икона, престол, или что-то еще. Я был приятно поражен, когда мой призыв нашел отклики. Я не стесняюсь назвать Игоря Любченкова, Алексея Батракова, Михаила Урясова и многие другие помогали, в том числе и ведомства. Например, Налоговая инспекция, что называется «скинулись» всем коллективом, УМВД, Наркоконтроль (ФСКН) - понемногу от своих зарплат оплачивали, и таким образом благоукрашался собор. Это и есть – всем миром.

И, конечно, нельзя забывать и о простых тружениках: кто-то свечку купил, кто-то иконку, кто рубль опустил как пожертвование на строительство, кто – десять. И это тоже лепта, что помогала и помогает выстроить такой великолепный собор. И пользуясь возможностью, через СМИ выражаю благодарность и тем, кто много, и тем, кто мало, но тоже от души делал.

- Тем не менее, этот добровольный акт пожертвования, особенно в последнее время,  часто подвергается критике со стороны части общества. Как Вы думаете, зачем?

- Это целенаправленные действия когорты критиканов, которое хотело бы загнать Церковь, как в советское время, в некоторое гетто, изолировать Церковь от общества. И когда люди добровольно жертвуют, он начинают задавать вопросы: «зачем?», «почему?», «а зачем храму золотые иконостасы? Нельзя ли попроще?»… Но есть же во всем мире вещи святые! А зачем нам Большой театр, в который «вбухали» миллиарды. Мы говорим: «это достояние народа». Но разве храмы – не достояние народа? Это достояние нашей духовной культуры.

Вместе с тем, заметьте – что бы сейчас ни сделал Президент Путин, воспринимается в штыки, и нередко как раз той когортой, которая критикует Церковь. Есть часть людей, для которых национальное традиционное культурное историческое духовное самосознание российского народа является некой угрозой, потому что рушится их идея построить в нашем государстве общество без корней на основе так называемых «общечеловеческих ценностях». А каковы эти «ценности» - мы знаем.   

- Сегодня Церковь может прожить без меценатства?

- Меценатство, прежде всего, важно для самого общества. Ведь что это такое? Это порыв души поделиться тем, что ты имеешь. Любой меценат, имея уже свой бизнес, начинает понимать, что не все материальное и земное является смыслом и целью жизни. Есть вечное. Храм – это и символ вечности, и поликлиника душевная, и возможность приобщиться к возвышенному. И здесь можно говорить не только о храмах. Вспомните, Третьяковская галерея была создана меценатами. Да и такой необыкновенный императорский музей, как Эрмитаж, в немалой степени создавался меценатами. Наверное, я бы по-другому поставил вопрос: обойдутся ли меценаты без Церкви? Для них Церковь – это возможность выразить в реальных делах свои духовные запросы.

- Должен ли меценат быть православным верующим?

- Часто бывает и так, что через конкретные дела человек приходит к вере. Понятие «верующий» - многоплановое. Может быть, человек признает бытие некого высшего состояния, и этому высшему хочет служить. А бывает, что человек признает Церковь, ее таинства и каноны, и считает, что жить надо так, как учит Церковь.

Недавно я встречался с Павлом Астаховым. На меня он произвел приятное впечатление. И когда коснулись веры, я узнал удивительную вещь: оказывается, у него мама преподавала во многих вузах философию, да и сейчас преподает, и является монахиней. Я тоже был удивлен. Так и детей своих он приучает к вере. Потому что вера – состояние души. Любое общество без веры и традиционного духовного пути долго не может прожить.

Иначе с чего бы коммунисты развернули такую масштабную войну против Церкви? Против веры? Казалось бы – ну не признаете Бога, - ну и не признавайте. По-вашему Бога нет, - ну живите без Бога, а мы будем с Богом. Нет! Была создана целая армия. Значит, понимали, что вера является фундаментом, цементирующим жизнь общества. Но решили так: «мы старый мир разрушим до основания, а затем…»

Так вот, возвращаясь к вопросу о нападках на Церковь, можно с уверенностью сказать, что эти «крикуны» представляющие меньшинство, желают навязать большинству свое понимание о месте и роли Церкви в жизни общества и государства.

- Владыка, зачастую бизнес – вещь жесткая и неприятная для человека, который им занимается. Бывает, что и совершаются преступления, и часты «сделки» с совестью. А как бизнесмену находить баланс, чтобы не нарушить Божьи заповеди, с тем, чтобы его бизнес процветал и работал?

- Вопрос сложный. Давайте возьмем такие фигуры, что у всех на слуху: Гусинский, Березовский, Ходорковский, Коломойский. Люди достигали неимоверного богатства, и как вы говорите, не всегда этически здоровыми методами. Но, казалось бы, достигнув всего, они не получали внутреннего удовлетворения от того, что они имели. Всегда встает вопрос: а что дальше? В 70, в 80 лет? Никакая наука ни за какие миллиарды не гарантирует нам бессмертия на земле. Смерть наступит однозначно. Но если бы это был уход в небытие, то это было бы очень легко для жуликов. Но нет смерти как таковой, - есть переход. И подсознательно люди об этом догадываются. Поэтому лучше бизнес строить с самого начала с благой мыслью. Может быть его труднее строить по-честному, но возможно.

В наше время партеров по бизнесу выбирают из числа честных людей. Даже жулик не хочет доверять своему собрату – жулику, а ищет более честного.

Вы знаете старый анекдот? Попадает один нечистоплотный бизнесмен на судилище к Богу. Посмотрели на его дела и определили в ад. Тот очень удивился и говорит: «Но я же помогал, занимался благотворительностью, на храмы выделял». Посоветовались, и все равно определили в ад: «Мы решили вернуть вам ваши денежные взносы». Вот так.

- Действительно, очень часто звучат такие резкие высказывания, касающиеся подобных дельцов: «Вот он наворовал, принес деньги в Церковь, и неужели Церковь должна его понять и простить?»

- Церковь никому ничего не должна. Если человек принес деньги на строительство храма с коммерческим расчетом «ты мне – я тебе», - такого не бывает. Суть жертвы не о земле, а о небе. Церковь занимается не строительством земного бытия, а прокладывает дорогу от земли к небу.

- Был такой преподобный Серафим Вырицкий, занимался пушниной в Сибири и был очень богатым человеком, в миру его фамилия Муравьев. Как Вы думаете, в какой момент человек бросает богатство, деньги, власть и подчиняет свою жизнь Богу?

- Вот вам еще пример: мы живем недалеко от родины Федора Ушакова. Флотоводец. Ни одной проигранной баталии. Уходит в монастырь на пике знаменитости, и живет очень скромно до конца своих дней. Есть и другие примеры, когда человек оставляет все, и уходит из этого мира служить Богу. Испытав в жизни многое, человек задается вопросом: «А дальше что?» И этот вопрос часто приводит к Богу. И здесь на земле Симбирской есть люди по-настоящему верующие, которые занимаются меценатством. При этом они не стали беднее, внутренне стали богаче.

К примеру, Владимир Потанин. Не бедный человек. Но все свое состояние он завещал на благотворительность, детским домам и так далее, хотя у него есть жена и дети. Аргументировал он это так: если они не глупые, то сами себе заработают, а промотать то, оставил им отец – недолго.

- Коррупция и взяточничество с точки зрения Церкви – это грех?

- Без всякого сомнения. Что такое коррупция и взяточничество? Воровство. Иоанн Креститель говорил мытарям: «Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается». А мытари, это те, что собирали подати в пользу римлян. Когда Иисус вошел Иерихон, собралось много народу. Богатый мытарь небольшого роста, по имени Закхей, очень хотел увидеть Иисуса и влез на дерево. Спаситель увидел его и сказал: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Казалось бы, грешник – зачем Иисус вошел в его дом? Но мы знаем, чем закончилась эта встреча: мытарь роздал свое нечестно нажитое состояние бедным, покаялся и был спасен.

Есть и такая притча, где сказано: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Суть этих слов в том, что если ты нечестно что-то приобрел, и тогда не понимал, что плохо делаешь, - раздавай, прощай долги, и тогда Господь, может быть, простит тебя, и не вернет тебе твои взносы.

- Не зря в Библии сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь Игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

- Почему так? Но что такое богатство? Оно позволяет быть деспотичным, не совсем правильно поступать со своими подчиненными на работе, дает возможность к излишней роскоши, которое не является жизненной необходимостью. Богатство искажает природу человека, и богатый начинает больше надеяться на силу денег, чем на помощь Божию, даже в плане здоровья. Я знал много богатых людей, которые, заработав состояние, потом тяжело болели и использовали свое богатство для поправки своего здоровья. Один из них мне как-то сказал: я бы свою жизнь совсем по-другому прожил, - не нужны мне эти миллиарды.

Богатство, как перегруженный корабль. Отшвартовался – вроде ничего, а как штормик – так и потонул. Так и богатство – оковы, которые тянут ко дну ада.

- Значит ли, что плохо быть богатым?

- Неплохо быть богатым, главное уметь им правильно распорядиться. Относись к богатству, как некоему дару, который Господь тебе послал. Смотришь, а вокруг тебя социальная несправедливость – распорядись своим богатством. Я не говорю – несите ко мне в церковь. Нет. Есть детские дома, стариков сколько! У кого-то квартиренки нет, кто-то газ не может провести, крышу подлатать. Ведь для тебя не будет большой затраты так помогать людям.

- Во всем должна быть мера?

- Да. То мы едим до беспамятства, а потом мучаемся на тренажерах, чтоб сбросить вес. Это что? Как раз это говорит о том, что человек не знает меры. Настоящий полководец не поведет армию в горячке боя прямо в капкан.

- Что бы вы пожелали бизнесменам Ульяновска?

- Вот какая вещь: нередко через богатство бизнесмен отрывается от своих истоков. Оглянись, поинтересуйся историей нашего отечества, своего края. Посмотри – какие великолепные храмы стоят по России. И многие из них сейчас брошены. Это немые свидетели нашего варварства. А кто их строил? Такие же меценаты.

В этом плане мир мусульманский более предан своим традициям, своей культуре. А мы последние сто лет взрастили Иванов, родства не помнящих.

Давайте проведем совместную встречу представителей бизнеса и духовенства, Владыки, и подумаем, что мы совместно можем сделать для культуры истории и возрождения наших традиций? Я не собираюсь клянчить у вас денег. Никогда этим не занимался. Буду трудиться. Но вместе мы должны облагородить наш край.

Вот сейчас нам передали то, что осталось от бывшего Спасского монастыря в центре Симбирска. Сохранились монастырские корпуса. Правда, там всяких «Версалей» понастроили. Давайте сделаем эту святыню жемчужиной. Там будут построены храмы, куда пойдут ваши дети, там будут жить и трудиться монахини. Это будет духовной лечебницей.

Нам всем вместе надо подумать, что сделать, чтоб воспитать молодое поколение в духе любви к Родине,  уважения к своей культуре, чтобы наши девчушки не по подъездам, и не с сумочками на дороге стояли, а красивые русские девушки были хорошими матерями, верными женами, имели бы замечательных детей.

- Спасибо Владыка.




Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика