Проект «Епархия» / Новости Симбирской митрополии РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской и Мелекесской епархии - simbirsk.eparhia.ru

Беседа с Владыкой о Великом Посте.

06.03.2009

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл:
«Желаю вам величайшего сострадания и милосердия, которое должно быть присуще христианину», «и молитва веры исцелит болящего».

-Владыка, позвольте теперь перейти к дням сегодняшним, к вопросам о Великом Посте. Нашим читателям хотелось бы, чтобы Вы вспомнили свои юные годы, как проходил Великий Пост в годы Вашей учебы в семинарии, и в детские годы в Вашей семье?

-Дело в том, что в семинарию я поступил уже зрелым человеком, мне было 26-ть лет. Воспитывался я в религиозной семье и поэтому для меня Пост, был как само собой разумеющееся. Мои дедушка и бабушка очень строго к этому относились. Научили этому нас, и мы с детства постились, и понимали, что вот сегодня это можно, а завтра уже нельзя. У нас вообще не стоял вопрос поститься или не поститься. Наступало время, и все постились. Для взрослых Великий Пост и для детей Великий пост. Разногласий не было. Когда же я поступил в семинарию, там Великий Пост был весьма строгий. В Великий Пост не употребляли рыбу. Потом произошли такие случаи, когда молодые люди стали, особенно во время утренних молитв, падать, от физической слабости. И тогда митрополит Никодим принял волевое решение, что рыбу семинаристам можно давать. Ограничивать от рыбы только в первую, четвертую и последнюю седмицу. В остальные седмицы рыба благословлялась. По сей день сегодня так в семинариях. Потому что молодой растущий организм и умственный труд требуют дополнительных затрат.

-Владыка, Пост – это испытание для верующих?

-Никакого испытания в нем нет. Человек может угодить Богу молитвой и постом. То есть у нас есть два больших поста, это Великий и Рождественский, и два малых поста: Успенский и Петровский пост. Для того, чтобы человек лучше подготовил себя к празднику, например, Воскресения Христова или Рождества Христова. Поэтому человек несёт такой подвиг. Раньше люди носили такой подвиг, какой подвиг носил Христос, когда постился сорок дней, Моисей, пророк Божий, постился сорок дней, и все пророки тоже постились, чтобы получить премудрость Божию. И мы, народ грешный, тоже несём свой ма-а-а-аленький подвиг, по сравнению с тем подвигом, который несли выдающиеся люди нашей планеты, которые получали эти Божественные дары. А потом, что такое пост? Знаете, у академика Павлова есть такое выражение в его дневнике. Это мне говорил мой старец-духовник, которому сейчас по милости Божией 96-ть лет. Он мне говорил: «однажды, знакомясь с дневниками академика, прочитал: «В дни Великого Поста Господь даровал мне открытие об условном рефлексе». Люди, напротив, брали на себя этот аскетический пост, для того, чтобы их мысли не были ничем заняты. Чтобы у них был свободный полёт мысли. И они получали Божественные дары. Подобные подвиги несли великие ученые, писатели.

Мы порой смотрим на дерево, на его крону, а не знаем его корней. Также смотрим и знаем выдающихся ученых, писателей, художников, военных, многих великих, которые вписали в историю свои имена. Подобных Андрею Рублеву,- великий живописец, иконописец, который написал свои бессмертные произведения. Многих поэтов и писателей, которые брали на себя этот подвиг, и Господь открывал им ту или иную премудрость Божию.

-Нам об этом раньше не говорили.

-Да, потому что раньше забота была одна, только о теле. Забота о создании рая на земле. Мы видим, что из этого «рая» получилось, когда люди оттолкнули всё духовное и стремились только к земному. Поэтому и говорят, что откормленный конь тоже бросается на своих господ. Так что пост необходим и с духовной точки зрения и с медицинской. Потому что, если человек сегодня не пожелает слушать глас Божий, так ему завтра уже врач скажет: тебе этого нельзя, другое противопоказано, третье запрещено. Хочешь не хочешь, а не ешь, чтобы не умереть: должен поститься. Так у него получается уже не духовный Великий Пост, а – собачий пост!

-Владыка, нужно ли просить благословения на пост у своего духовника или приходского священника на пост?

-Да, это очень желательно. Человек тогда обретает особую силу Божией помощи. Духовник за него помолится, ведь сказано «много может споспешествовать молитва праведного» и благодать Святаго Духа будет споспешествовать вам. И, смотришь, человек начинает легко переносить, нести этот пост. Христос говорит: «Без меня не можете делать ничего», поэтому мы и обращаемся к помощи Божией.

-Владыка, обязательно ли в Пост участвовать в совершении Богослужений? Причащаться, в какие дни это лучше делать?

- В Посте можно причащаться довольно часто, есть желание,- причащайтесь хоть каждый день. В отношении времени причащения говорят многое, слишком много учителей. Когда я сюда, приняв епархию, приехал, то служу Литургию, а причастников нет. В другом храме служу: три-четыре человека, в третьем: пять-шесть. В чем дело? А потому, что так прежде воспитывало духовенство, что причащаться надо только три раза в год. В Великий Пост, в Рождественский Пост и день Ангела. Всё! Это же глупость очевидная. Но, тем не менее, это было. А сегодня, слава Богу. За прошедшие 20-ть лет мне удалось переломить эти обстоятельства. Ведь пища и питие нас к Богу не приближает и не удаляет.

-Владыка, еще люди спрашивают, можно ли принимать участие в соборовании в Великий Пост здоровым, не больным?

-Можно. Соборование, Таинство Елеосвящения, сказано у апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, да призовёт пресвитера церковного, он молитву сотворит, помазавши его елеем, во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего». Поэтому собороваться можно и здоровым, а тем более немощным. А кто сейчас здоров? К нашей беде младенцы рождаются больные, слабое поколение рождает слабое поколение. Поэтому соборование является крайней необходимостью, в нем сочетается таинство покаяния, таинство особого обращения к Богу, чтобы Господь своим предстательством простил наши человеческие прегрешения. При этом замечательно читается семь Евангелие, повествующее о том, что необходимо надеяться не на свои человеческие силы, а на милосердие Божее, любовь Божию, иметь крепкую веру, иметь свой светильник горящий. Помнить, что Господь даже мытаря простил, в каноне Андрея Критского, который мы сейчас читаем, сказано, - кто наследует Царство Небесное? Блудники, мытари, разбойники… - кающиеся!» Самое главное, чтобы человек каялся и осознавал своё недостоинство. Гордым, Бог противится, а смиренным посылает свою благодать.

Порой люди не имеют любви к людям, забывают слова апостола, о том, что, если даже «тело мое отдам на сожжение, но любви не имею, то я ничто, ничего мне не поможет». Кто ты такой, осуждающий брата своего? Еды едущего не осуждай, как младенцев вразумляют. От этого у человека часто возникает личная гордость. Фарисейство. Вот я такой хороший: я пощусь, я молюсь, я делаю поклоны, я, я, я. А ты вот, такой окаянный, грешник, поклоны не делаешь, поститься не хочешь,- а сам он становится похожим на героя поговорки «каждый суслик агроном». Поэтому я часто привожу слова Серафима Саровского: «Ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте». «Не то, что входит в уста человека оскверняет его, а то, что выходит из уст его»,- учит Евангелие. Самое главное для спасения человека,- его смирение, когда человек смиряется. Богу инвалидов не надо, иногда люди постятся до истязания своего, а Бог не истязатель, если человек имеет какие-то немощи, то для него достаточно послабления поста или поститься можно в определенное время. Сказано «будьте милосерды, ибо Отец ваш милосерд есть». Не может быть милости без милости. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»,- учит Господь, милосердный и чадолюбивый.

-Дорогой Владыка, просим вашего благословения на Великий Пост.

-Я желаю всем в эти замечательные дни, чтобы каждый из вас получил какой-то маленький талант, который бы заключал в себя веру, любовь и надежды. А ещё величайшее сострадание и милосердие, которое должно быть присуще христианину. Вот дай Бог, чтобы вы в дни Великого Поста приобрели бы себе недостающее, и несли этот подвиг безропотно, а с любовью. Это принесет величайшие плоды и для души и для тела. Хранит всех вас Господь многая и благая лета. Аминь.

Беседу провёл фотолетописец Симбирской епархии Нафанаил.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика