Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

24 Апреля 2011

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл совершил Пасхальное Богослужение в Свято-Воскресенско-Германовском соборе.

Фотолетопись праздника подготовил спецкор газеты Православный Симбирск Нафанаил.



Великий двунадесятый праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении.
Пасха ('Паска', 'Христов день', 'Великдень') - великий двунадесятый праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света над злом и тьмой. В православии Пасха - наиболее важный для верующих праздник: 'царь дней', 'праздник праздников, торжество торжеств' называет его церковь. 'Пасха' ('песах') - слово древнееврейское, в переводе оно означает - 'переход', 'прохождение'. По закону Моисея, празднование этого дня было установлено древними иудеями в память об исходе из египетского плена, в знак благодарности за освобождение и поддержание беглецов во время их долгого странствия.


Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Сына Божьего Иисуса Христа, о смерти его на кресте и воскрешении. Значение праздника в спасении всех верующих людей от духовной смерти, даровании им жизни вечной, благодаря искуплению Христом первородного греха Адама и его победе над силами зла, дьяволом, разрушению ада. Спасение, принесенное в мир Христом, как освобождение от греха, коснувшееся как уже умерших праведников, так и еще не родившихся, символизировало свободу выбора, а подвижничество и жизнь Христа указывали путь к Богу. Христианская Пасха отмечается после иудейской, так как по церковной истории накануне иудейской Пасхи после праздничной вечери Христос был предан апостолом Иудой Искариотом в Гефсиманском саду, обречен на муки и распят в первый день праздника (15 день месяца нисан по лунному иудейскому календарю), а воскрес в ночь с субботы на воскресенье.


Праздник христианской Пасхи (также как пасха иудейская) отмечается по лунному календарю, поэтому он не имеет постоянной даты (в лунном месяце 28 дней, которые накладываются на солнечный год из 354 суток). Согласно постановлению I Вселенского собора в Никее (325 г.), христиане празднуют Пасху после иудейской (совпадающую с первым полнолунием после весеннего равноденствия) в первое воскресенье после этого полнолуния. Время празднования Пасхи рассчитано на много лет вперед и записано в таблицах - пасхалиях, через каждые 532 года числа, дни недели и фазы луны повторяются, следуя в том же порядке, они составляют великий пасхальный круг. По календарю празднование всегда приходится на промежуток между 4 апрелем и 7 маем по новому стилю.



О дате праздника русские крестьяне узнавали в церкви у священника или от церковного старосты. На западе России были известны и народные способы исчисления Пасхи. Так, зная, что Пасха всегда празднуется после полнолуния в последнюю четверть, а на 'заговины' (Прощеное воскресенье перед Великим постом) всегда приходится новолуние, наблюдали луну в Рождественские праздники и по количеству недель высчитывали длину мясоеда, а, следовательно, начало поста и Пасху. Если на Рождество был молодой месяц, то мясоед должен был продлиться 8 недель (считая масленую), а если на Новый год, то 9. О времени Пасхи судили также по продолжительности мясоеда в прошлом году: если он (вместе с Масленицей) составлял 5 или 6 недель, то в настоящем должен быть 8 или 9, а в следующем - 6 или 7. Этот способ был во многом не точен, но в его основе лежит наблюдение за реальной закономерностью пасхалии.


Пасхальная служба, происходящая в ночь с субботы на воскресенье, является логическим завершением служения всех предшествующих дней Страстной недели, посвященного событиям Евангелия. Раньше ровно в полночь, а теперь обычно в половине двенадцатого, начинается праздничная служба - полунощница, за которой следует заутреня, посвященная Светлому Христову Воскресенью, крестный ход вокруг церкви и литургия, наступает Пасха.



Полунощницей называется богослужение, совершаемое в полночь в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения положенных по случаю молитв и пения песнопений священник в сопровождении причта в полном светлом праздничном облачении торжественно выходят из алтаря и направляется к лежащей посреди храма плащанице. Ее трижды обходят с каждением, затем поднимают 'на головы' и в полном молчании вносят в алтарь и кладут на престол.



Ровно в 12 часов начинается пасхальная заутреня. О Христовом воскресении возвещает торжественный колокольный звон (благовест), в храме зажигают все свечи и паникадила. Церковный хор начинает тихо петь стихиру: 'Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити', священник с трехсвечником и крестом в левой руке, с кадилом - в правой, совершает каждение вокруг престола в алтаре. На царских вратах отодвигается занавеска, пение становится громче, священник вновь кадит престол, после чего под полногласное пение открываются царские врата, начинается радостный колокольный трезвон.


Начинается пасхальный крестный ход вокруг церкви, смысл которого во встрече воскресшего Христа. Прихожане и церковный причт с запрестольным крестом, иконами, хоругвями и горящими свечами выходят из храма, ворота которого закрываются. Во главе шествия несут фонарь (по преданию, жены мироносицы, направляясь ночью ко гробу Господню, освящали себе путь фонарем), затем - запрестольный крест, хоругви и иконы; потом идут певчие, священнослужители и дьяконы с евангелием и иконой 'Воскресение Христово', завершают процессию прихожане. Во время крестного хода верующие вслед за церковным причтом поют пасхальную стихиру: 'Воскресение Твое, Христе Спасе...'.


Церковь сравнивает участников крестного хода с женами мироносицами, которые отправились из Иерусалима ко гробу Христа, чтобы омыть Его благовониями и первыми встретили Его воскресшим. Поэтому верующие, выходя из церкви с крестным ходом, выходят встречать Христа. В этой связи христианская догматика видит также в участниках крестного хода потомков праотца Адама, обрекшего нарушением запрета человечество на смерть, которые устремляются к новой жизни, к бессмертию, воплощенным в Христе.



Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми западными дверьми, символизирующими опечатанный камень, закрывавший вход в пещеру, где был захоронен Христос. Здесь священник кадит иконы, хоругви и верующих и крестит ворота храма, возглашая: 'Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице', вслед за этим начинают в первый раз петь тропарь 'Христос воскресе из метрвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробе живот даровав'. Песнь повторяется несколько раз, прежде чем двери раскроются, и верующие войдут в храм с пением 'Христос воскресе', подобно женам мироносицам принесшим благую весть апостолам. С точки зрения церкви, это также символизирует вступление Спасителя с душами ветхозаветных праведников в рай.


По возвращению в храм священник трижды поет тропарь: 'Христос воскресе из мертвых...'. Вновь открываются царские врата, что символизирует открытие райских врат Христом, когда-то закрытые для потомков преступивших божественные запрет Адама и Евы. Наступает кульминационный момент богослужения, когда поется пасхальный канон 'Воскресения день, просветимся людие...'. Каждая песнь канона сопровождается повторением тропаря 'Христос воскресе из мертвых', а между песнями священник, держащий в одной руке крест и горящую свечу, а в другой - кадило, которым кадит церковь, приветствует находящихся в храме людей возгласом: 'Христос Воскресе!', на что верующие отвечают: 'Воистину воскресе!'. После песни 'Друг друга обымем, рцем, братие!' верующие в храме христосуются. После христосования в конце утрени читается слово Иоанна Златоуста и совершается литургия, а после нее выносят из алтаря Святые дары, и начинается причастие.


В деревнях в пасхальную ночь, как только зазвонят колокола, возвещающие о воскресении, тут же все освещалось огнями. Здание церкви и колокольня покрывались огоньками фонариков, развешенных накануне, около церкви вспыхивали костры; за околицей деревни, на перекрестках дорог, на холмах и высоких берегах рек поджигали смоляные бочки, которые иногда поднимали на шестах. Угли, оставшиеся от костров, наутро собирали и закладывали под застрехи крыши, чтобы оградить дом от молнии и пожара. Свечу, с которой обходили крестным ходом вокруг церкви, также сохраняли, приписывая ей магические свойства. Во многих местах перед началом и по окончанию праздничной литургии было принято стрелять из ружей. Кое-где стреляли преимущественно охотники, в уверенности, что непременно убьют выстрелом черта, и в то же время, желая обеспечить себе удачную охоту в течение года.



После службы крестьяне, не успевшие освятить в Великую субботу разнообразную снедь для пасхальной домашней трапезы, выстраивались в церковной ограде в ожидании священника. Они стояли в два ряда, мужчины с непокрытыми головами, женщины в праздничной одежде, каждый держал в руках скатерть с куличом, на котором горела свеча. За освящение 'паски' крестьяне бросали в чашу со святой водой, из которой кропил священник, мелкую медную монету - гривенники и пятаки. На севере Новгородской губ. после окончания пасхальной службы и освящения куличей как можно быстрее бежали домой разговляться, так как верили, что тот, кто быстрее прибежит, раньше других управится с урожаем, все до последнего зернышка соберет со своего поля.



В некоторых сибирских или севернорусских деревнях, удаленных от крупных религиозных центров, когда часто и до церкви-то было не всегда возможно добраться, начало празднования Пасхи имело свои особенные черты. Если в церквях службу вели священники и причт, то в деревенских часовенках праздничную заутреню служили сами прихожане. Какой-нибудь богобоязненный, знающий обряды человек читал молитвы, остальные пели тропарь 'Христос воскрес из мертвых...', а затем все поздравляли друг друга, христосовались и расходились по домам разговляться. Перед началом и после такой импровизированной службы в Сибири также было принято стрелять из ружей, при этом говорили: 'Стрелять, значит Христа встречать'.


Если в деревне, на уединенном хуторе или заимке не было даже часовни, крестьяне собирались у кого-нибудь в избе или на улице, чтобы попеть 'священные ермоса' до 'первых петухов' или до усталости. Тоже происходило и в 20-30-ые годы 20 в., когда церкви и часовни во многих местах были закрыты и разрушены, а обычай встречать Пасху торжественной службой сохранялся. В восточных районах Новгородской обл. в 'страшную' субботу, в ночь на Пасху не спали, 'ждали Христа'. Ближе к полуночи все собирались на улице или на холме 'Христа встречать', и как только наступало 12 часов ('Христос прилетел') мужики стреляли из ружей ('Неприятеля (черта) отгоняют'), а женщины запевали 'Христос воскрес'. Пели обычно до часу ночи и расходились по домам, а утром уже христосовались и разговлялись. Если кулич-'пасху' освятить в церкви возможности не было, то ее просто сбрызгивали святой водой, принесенной из церкви кем-нибудь ранее.


Одним из важнейших моментов праздника была утренняя пасхальная трапеза. После долгого и сурового поста даже взрослые крестьяне, а в особенности деревенские ребятишки, с нетерпением ждали 'разговения' и радовались пасхальному яичку. Обязательной принадлежностью пасхального стола были освященные в церкви яйца и кулич, кое-где творожная пасха. Начинал трапезу старший в семье, обычно отец.

Когда вся семья собиралась за столом, отец-хозяин клал яйцо на божницу и молился в голос, завершавшее молитву 'аминь' домашние повторяли хором, затем все садились, хозяин собственноручно очищал первое пасхальное яйцо, разрезал его и наделял каждого члена семьи кусочком. После этого также распределялись кулич и другие угощения. Очень часто разговление начиналось не со скоромной, а с постной пищи: с овсяного киселя, приготовленного в Чистый четверг, с ложки растительного масла или тертого хрена, который лежал за иконами с четверга Страстной недели и считался профилактическим средством от лихорадки.



Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка и т.д. - считались в народе неприличием и большим грехом. На Русском Севере и в Сибири в первый день праздника крестьяне старались избегать всяких удовольствий, сидели дома, проводя время в еде, питье и отдыхе. Хождение к соседям в гости в этот день или вообще считалось неприличным, или начиналось только под вечер - 'с пауженальной поры'. Основное празднование, начало молодежных гуляний - 'игрищ' приходилось на следующий день праздника, который изобиловал развлечениями. Но часто святая часть праздника отделялась от разгульной пасхальными молебнами, обходами домов прихожан крестным ходом: священником в сопровождении причта и 'богоносов' - крестьян с церковными иконами и крестами в руках.



Во многих местах наследием церковных обходов, соединившихся с древней традицией охранительных и профилактических ритуалов, стали обходы деревни ее жителями, преимущественно женщинами и девушками, на 2 - 3 день Пасхи. Рано утром соседки с иконами на полотенцах (иногда с горящей свечой в фонарике) собирались на околице деревни. Деревню обходили вокруг с пением 'Христос воскрес из мертвых', в дома не заходили, в завершение обхода иконы мыли водой из колодца, после чего вода считалась святой, ее хранили дома и использовали в качестве профилактического и лекарственного средства при болезни. Совершавшие обряд женщины верили, что он способен охранить жителей деревни от разных несчастий, особенно от ураганов и пожара.



Подобное охранительное значение имели волочебные обходы, распространенные в основном в западных и юго-западных губерниях России. В некоторых северных и центральных губерниях - Вологодской, Новгородской, Тверской - вместо обходов волочебников было известно так называемое 'пение Христа', которое иногда сопровождалось обходом домов и сбором угощений.



Почти повсеместно были также распространены детские, иногда молодежные, обходы домов в первый день Пасхи. Утром, после пасхальной заутрени, деревенские ребятишки собирались по 10 - 20 человек и шли 'христосоваться', 'христосовать', 'христовать' или 'христославить'. Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: 'Христос Воскресе!', те отвечали: 'Во истину воскресе!' и одаривали их крашеными яйцами, пирогами, конфетами, давали по куску кулича и т.д. Не одарить ребятишек считалось зазорным; хозяева специально готовились к их приходу, приберегая угощения. В Курской губ. к поздравлению ребята иногда прибавляли колядку:
'Я, маленький хлопчик,
Злиз на стовбчик;
У дудочку граю,
Христа забавляю.
Христос засмиявся,
В дудочку сховався'.
(Резанова Е.И. 1911. С. 187)

После пасхальной трапезы, ухода 'богоносов' или только на следующий день начиналось праздничное гуляние. По окончании пасхальной литургии на церковной колокольне собирались мальчишки, парни, девушки, иногда взрослые мужики и бабы, благодаря их стараниям колокольный звон не смолкал с раннего утра и до 4-5 часов вечера с первого дня Пасхи до конца пасхальной недели (до субботы). Празднично одетая молодежь собиралась на улице, где специально к Пасхе устанавливали качели. Играли гармошки, девушки и парни плясали, пели песни, парни и мужики соревновались в различных играх, в том числе и в играх с пасхальными яйцами, остальные жители деревни приходили посмотреть. Часто наибольшее празднество происходило в одной из деревень прихода, куда собирались гости, в особенности молодежь. В некоторых деревнях к этому дню также приурочивались ярмарки. Не редко с этого дня начинались девичьи хороводы. Взрослые, отправляясь в другую деревню, гостили у родственников, пили, угощались, пели застольные песни.


Кое-где в этот день или в один из дней пасхальной недели родители обрученных приглашали друг друга в гости. Во время трапезы обрученные парень и девушка, сидевшие рядом в красном углу, становились центром всеобщего внимания, их угощали водкой, высказывали пожелания. Парень должен был при этом ухаживать за девушкой, обращаться к ней на 'вы', по имени отчеству или со словами 'нареченная моя невеста', подавать на тарелке сладости. После обеда 'жених' с 'невестой', в обнимку, катались на лошади по деревне. В Нижегородской губ. молодожены в этот день гостили у родителей молодой. Обязательным подарком от молодого мужа отцу жены был кулич, для угощения которым, 'молить пасху', тесть созывал к себе в гости родственников и знакомых.

Пасха является одной из важнейших дат поминовения умерших. С одной стороны это связано с церковной идеей смерти и воскрешения Христа, искуплением первородного греха и препровождением предков - древних праведников и пророков в рай. А с другой, соотносится с языческими земледельческими представлениями славян, согласно которым любой цикл обрядов, нацеленный на предопределение благополучия и урожая, связан с поминовением предков, как подателей благ. Церковь запрещала посещение кладбища в первый день Пасхи, предназначая для этой цели вторник на следующей за пасхальной, Фоминой неделе - Радуницу. Во многих местах этот обычай неукоснительно соблюдался, но кое-где, особенно в западных и южнорусских губерниях, запрета не придерживались. На востоке Новгородской обл. накануне Пасхи, на ночь, хозяйки ставили на стол или на божницу покрытую салфеткой тарелку с угощением - разговлением 'для родителей', в которой были яйца и кусочки кулича. При этом хозяйка приглашала умерших: 'Приходите родители'. Считалось, что в ответ на приглашение 'родители' приходят в эту ночь разговляться. На утро угощение раздавалось детям, приходившим поздравлять с праздником.



В некоторых местах на прицерковное кладбище заходили сразу после праздничной литургии с освященной 'паской' (куличом). Подойдя к могилке кого-нибудь из родственников, христосовались с покойным: кланялись, целовали крест и клали 'в головах', к кресту, раскрошенное яйцо, по кусочку кулича и сырной пасхи, при этом пели 'Христос воскрес...', но умерших - 'родителей' не поминали, объясняя это тем, что 'в Пасху поминать нельзя, только в Радуницу'. Яйцо крошили для птиц и звали: 'Птички небесные, клюйте'. Считалось, что это угощение облегчает участь покойного на том свете. Во многих деревнях к кресту клали целое яйцо. При этом крестьяне Новгородской губ., ожидая, что приношения с могилы возьмет за помин души покойного кто-нибудь из нищих, приговаривали: 'Кто возьмет яйцо, сорок раз поклонись за покойника, сорок раз попроси царства вечного у Воскресшего' (Зеленин Д.К. 1915. С. 856.).



В некоторых местах существовало поверье, что в первый день Пасхи можно увидеться с умершими родственниками и даже побеседовать с ними. Знающие люди советовали для этого незаметно спрятаться в храме со страстной свечей в руках, в то время когда все остальные выйдут крестным ходом из церкви. Когда она опустеет, души умерших начнут собираться, молиться и христосоваться между собой. Чтобы побеседовать с умершими, в Городищенском у. Пензенской губ. знающие люди прибегали к способу, называемому 'окликать покойников'.

Пасха, по народным представлениям, характеризуется особенным состоянием мира. Границы между реальным и потусторонним мирами становятся прозрачными, и появляется возможность общаться с умершими, видеть то, что ранее было недоступно. Крестьяне верили, что накануне праздника, после захода солнца, опасно выходить во двор, на улицу, так как там ходят черти-оборотни. Черти в это время особенно злы. С первыми ударами колокола они падают с колокольни, на которой до этого прятались, а после пасхальной заутрени оказываются связанными и замурованными на чердаках, в темных углах дворов, в церковных стенах. Если с зажженной пасхальной свечой прийти на чердак, то можно увидеть связанного черта, а услышать мучения и возню чертей в церковных стенах можно, приложив к стене ухо. Чтобы распознать ведьм, советовали встать с заговоренным творогом у церковных дверей, когда люди начнут собираться на службу. Если при этом держаться за дверную скобу, можно распознать проходящих мимо ведьм по хвостам. Другой способ - обернуться во время службы - все колдуны будут стоять спиной к алтарю. А если, одевшись во все новое стоять с первым вынутым из-под курицы яйцом в руке, узнаешь всех колдунов по рогам.

С наступлением пасхального утра мир преображался. В аду переставали мучить грешников, двери рая раскрывались, поэтому умерший в этот день обязательно попадал в рай, каким бы грешником он не был. В народе верили, что в Светлое Христово Воскресенье вся природа ликует, а солнышко радуется. 'Солнышко скачет во Христов день', - говорили крестьяне. Рано утром выходили на улицу смотреть на него, забирались повыше на пригорки и крыши. Считалось, если солнышко 'играет', 'трепещется' - это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю и счастливым свадьбам, а если только чуть-чуть или не 'играет' вовсе, говорили, что год плохой будет. В Тульской губ. при появлении солнца над горизонтом дети пели:
'Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко!
Твои детки плачут,
Сыр колупают,
Собачкам бросают;
Собачки - то не едят,
А куры - то не клюют.
Солнышко, покажись,
Красное снарядись.
Едут господа бояре
К тебе в гости во двор,
На пиры пировать,
Во столы столовать'.
(Сахаров И.П. 1997. С. 359-360.)

По свидетельству И.П. Сахарова, старушки на рассвете пасхального утра умывались с золота, серебра и пасхального яйца, чтобы разбогатеть и помолодеть, а старики расчесывали волосы, приговаривая: 'Сколько в голове волосков, столько бы было и внучат'.

С Пасхи начинался особый сорокадневный период, во время которого считалось, что ворота в раю не закрываются, так же как царские врата в церкви. В старину в народе рассказывали, что было время, когда солнце не заходило всю пасхальную неделю, и была она, как один день. В течение 40 дней (от Пасхи до Вознесения) по земле ходят апостолы во главе с Христом, переодетые нищими, и смотрят, как люди Бога помнят, закон Божий исполняют, ближнему помогают, поэтому на протяжении всего этого времени крестьяне привечали и потчевали нищих. По этой же причине в некоторых местах существовал запрет что-либо выбрасывать или выливать из окон, так как 'Христос под окнами ходит'.

Представления о пограничном значении Пасхи, разделяющей периоды безвременья и обновления жизни, уходят корнями в глубокую старину и связаны с раннехристианскими представлениями о начале нового года с этого праздника. До 15 в. церковный новый год на Руси начинался с 1 марта. Одну из причин этого установления церковь видела в 'округлении чисел' Пасхи, которую называли новым годом для всех верующих, потому что Воскресение Господне дало 'новую жизнь, новое лето людям' (Никольский К. 1885. С. 98). Подобное значение праздника сохраняется и до сих пор в церковном богослужении. С Пасхи ведется счет и последовательность служб, порядок седмиц (недель) года, порядок чтения Деяний апостолов и Евангелия на литургиях.

Фотолетопись Нафанаила.