Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

15 Мая 2011

15.05.2011. Свято Богородице Казанский Жадовский мужской монастырь

15 мая 2011 первый день восьмого по счету крестного хода со времени возобновления при архиепископе Прокле в 2004-м году выдался пасмурным и для этого времени, середины мая месяца, довольно прохладным: от силы восемь-девять градусов тепла. Видимо так повелось, что все описания подобных длительных путешествий, начинаются с описания погоды и истории прошлых лет. Весьма немаловажных обстоятельств для путников. Мы не отступим от этого обычного и полезного для читателя дела. На деревьях едва-едва пробиваются первые маленькие листочки, а в садах через два-три дня буйным цветом покрылись вишня, яблоня, слива, черемуха и сирень. Золотисто желтые цветки одуванчиков украшают придорожные обочины, освежают истосковавшийся по ярким краскам лета наш взгляд. Одуванчика так много, что как в старину, хоть варенье, а хоть и мед из него вари.

В монастыре закончилась ранняя литургия, паломники идут в трапезу. Трапеза начинается с общей молитвы. Так отныне будет всякий раз, когда придет время общего застолья, все будет теперь по примеру монастырского уклада. Как писал Салтыков-Щедрин: «Есть с кем разделить трапезу этого великого дня». Или у Пушкина: «Давно ль они часы досуга, трапезу, мысли и дела делили дружно?» Вот. Мы снова вместе, как все эти прошедшие семь лет. Впереди восьмой год. Если посчитать, то многие из нас прошли все или почти все эти годы дорогами, которыми ходили наши предшественники в девятнадцатом веке, в общей сложности: почти триста дней пути! Почти год в дороге… Нас спасают эти дороги. Это игумен Никодим, инокиня Иоанна, монах Петр, Нафанаил, Таисия Петровна…

На первое - борщ со щавелем, причем повара заправили щавелем суп настолько. Что он стал с виду похож на густой салат. Пробуем на вкус – замечательно. Второе – картошка с рыбой. Кстати нужно отметить, что повар на монастырской кухне, видимо, сменился, так как все кушанья стали намного вкуснее, аппетитнее, чем помнится в прежние годы.

За столом тридцать один паломник. Благочинный крестного хода игумен Никодим, инокиня Иоанна, монах Петр, шесть водителей ( две газели, два Уаза 452 «промтоварки», автобус, легковая с устроителем маршрутов движения Осиным Николаем). Шесть десантников из 31-ой десантной бригады. Фотолетописец Нафанаил, он же пишет для вас эти скромные заметки. И женщины-паломницы, они же торгуют в лавках, которые и перевозятся в нашем «обозе».

Отец Никодим после завтрака кратко огласил распорядок сегодняшнего дня и попросил всех быть собранными, едиными, молитвенно настроенными.

В монастыре полным ходом идет строительство еще одного храма на месте стоявшей здесь старой бревенчатой Казанской церкви, - первой после возрождения обители. Именно с этой церковью связана начальная современная история развития и восстановления Жадовской Пустыни. Казанский храм разобрали и перевезли в село Измайлово, чтобы там собрать и тем самым продлить ему жизнь. Здесь же возводится большое каменное здание.

Проводить святой образ, близкий и родной сердцу пришла Анастасия Чаодаева певрая помошница первого наместника Жадовской Пустыни отца Агафангела, ныне схиигумена.

По словам наместника игумена Филарета Конькова, храм по предварительному согласованию с Владыкой будет тоже во имя Иоанна Воина, каким и был стоявший именно здесь храм прежде, до разрушения монастыря. В храме будет построен баптистерий для крещения полным погружением. Разобрана обветшавшая с годами часовня с купальней на Живоносном источнике. Над самим родником возвышается каменная часовня, а повыше её – тоже каменная купальня. До начала молебна есть полчаса и мы беседуем с отцом Филаретом. О строительстве, о монастырской жизни, быте, братии, крестном ходе прошлых и новых лет.

Говорю, что, если считать со времени основания в исторические времена нашего Симбирского крестного хода, с 1847-го до запрещенных ходов в 1917-м году – всего их было проведено шестьдесят, как говорят «до революции». Игумен говорит, что и после восстания большевиков они прекратились не сразу, а вплоть до 1921, а возможно и до 1924 года проводились. Считаем вместе с наместником, получается: шестьдесят до 17-го, как минимум четыре до закрытия монастыря, семь совершенных нами. Итого: наш крестный ход в 2011-м становится по счету семьдесят вторым!

По словам игумена в монастыре в зиму порой живут до семидесяти человек, и только одного картофеля нужно довольно много, а сколько всего прочего! В монастыре есть своя земля, которую сами обрабатывают, при нас раненько утром заводили МТЗ, подкачивали колеса на прицепной бороне и отправили в поле. Наместник сокрушается, что в прошлом в году в засушливое лето картошка вся пропала, ничего не собрали. Отец Филарет говорит: «Будем надеяться на это лето! В обители своей братии всего двадцать пять человек , а к столу и пожить собирается всех на роту! Кто-то пожить, кто-то приходит просто помолиться, паломники приезжают. Всех нужно приютить, накормить. До семидесяти-восьмидесяти человек бывает.

Спрашиваю у него: Да, конечно, отче, но не «напряжительно» ли вся эта забота для наместника, который и строит и пашет и молится?

Отец Игумен смеется в начинающую седеть бороду: «Самое главное, Бог помогает. Стараемся никого не оттолкнуть, но, конечно, бывает по-разному, как в жизни. Надо в первую очередь терпеть, таков наш крест его нужно нести. У каждого свой крест, и надо помогать людям нести его».

Вместе с ним смеемся над моим выражением «напряжительно»: «Напряжительно не напряжительно», у нас все время «напряжительно». Это наш долг помогать людям и обязанность перед Богом. Со дня открытия монастырю уже 14-ть лет, он получил широкую известность. Здесь есть живоносный источник, купальня, чудотворная икона. Особенно, когда в обитель была архиереем переда икона, народ потянулся к святыне, многие получают здесь просимое по вере своей.

Задаю вопрос наместнику: Отец Филарет вы в обители с её первых дней. Помню вас, когда вы еще с черной, без сединки в бородой, вместе с отцом Агафангелом сидели на крылечке будущего храма с чертежами и эскизами. Не сомневались ли тогда, что все осуществленное ныне получится?

«Да, было-было такое. Давно было. Был помоложе, сил было побольше, все воспринималось без особых проблем и сомнений. А вот кинь меня туда обратно, не пошел бы…,- батюшка смеется, тешит мое журналистское любопытство, дает мне искушение насладиться его веселым настроением, отступлением от обычной монашеской «напряжительной» жизни. «…Тяжеловато, но с Божией помощью, Господь помогает. Пресвятая Богородица всегда с нами. Я тогда еще был уверен, как только мы узнали, что икона монастырская была сохранена и осталась целой и невредимой, я сказал: «Святыня есть, и монастырь точно будет восстанавливаться». И действительно иной раз сам порой убеждаюсь, что Господь подает и многое устраивается чудесным образом. Случаются такие события, что по-другому просто никак не объяснишь».

«Отец Филарет, какие слова бы вы сказали тем, кто будет встречать святой образ Божией Матери? И какими должны быть перед ними мы?»

«С благоговением несите молитвенный дух. Самое главное в нашей жизни благодать Духа Святаго. Не будет благодати, и без нее ничего не будет совершаться. Как прекратит Господь совершать свои благодеяния над родом человеческим ,так и у нас ничего больше не будет: наступит сразу Страшный Суд. Поэтому имейте, братия и сестры, благоговение перед Богом, страх Божий. Со страхом Божиим и с верою преступайте к Святыне, молитесь перед ней, просите, да обрящете. В Евангелии от Матфея: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». А паче всего просите спасение душ ваших».

Жизнь наша здешняя, проходит как сон, которую мы ведем в суете, она не дает нам того, что необходимо нашей душе. Можно ли заработать все деньги мира, наверное, можно. Можно ли стать великим правителем? Наверное, можно. Но самое главное в жизни человека: иметь благодать Божию, если человек не приобрел этих Богом данных даров, то сложно сказать, что он прожил жизнь правильную. Хочется каждому из вас пожелать, чтобы вы каждый день, благоговейно прикасаясь и обращаясь к святыне, тем самым непостижимым образом мысли ваши и просьбы переходящие на первообраз, вы получали просимое. Знаем по прежним паломникам, кто шел и с верою и благоговением просил и молился, тот получал просимое, а кто шел как путешественник,- ничего не получал. Самое великое художество человеческое есть творение внутреннего человека, самое великое в человеке есть в человеке исполнить волю Божию вошел в иной мир к Богу. Для этого мы идем в крестный ход, кто имел возможность, самая гл высшая цель и задача церкви, что мы с вами начали свое личное общение с Богом, свое личное Богообщение. Имейте любовь между собой, тогда и исполните закон Христов. Дай Бог, чтобы Господь преумножил все ваши добродетели».

Наместник благословил всех нас и наш дальний путь начался. Солдаты взяли носилки со святыми мощами великомученицы Варвары, а следом за ними пошли монахи с Чудотворным образом Казанской Жадовской Божией Матери.

Под разноголосый колокольный звон, извещающий всю округу, весь мир о начале нового Богоугодного дела, процессия выходит из древних стен обители.

Доходим до края села Самородки, становимся на дороге, напротив лесочка, сквозь редкие деревца виднеется сельское кладбище, там-там покоятся ушедшие с миром жившие и помнящие времена прежних жадовских крестоносцев, а возможно и сами паломники, а мы пока еще в силах, продолжаем святое дело во славу Божию.

Как говорит святитель Филарет, мы становимся соучастниками жизни Церкви Небесной: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную».

Первым селом, куда прибыл наш крестный ход, была Павловка.

В 2005-м году, 2 мая, в день второго обретения святой иконы, в Жадовском монастыре, Архиепископ Прокл наградил митрой протоиерея Александра … Сегодня батюшке идет 73-ий год. Вспоминаю вместе с отцом настоятелем события того дня, свидетелем которому тоже был. В этот памятный день Владыкой был освящен первый кирпичик и фундамент только начинавшегося строиться каменного храма в монастыре.

Из беседы с отцом Александром Мартышкиным в селе Павловка: «Тогда я уже прослужил в сане 25-ть лет! Сегодня уже тридцать один год. И все в этом селе, в этом храме. Помню, все явно, как вчера. В Христо-Рождественский храм я пришел после отца Сергия, он тоже долго здесь служил, старый стал, болел, вскоре умер. И похоронен здесь. Я сам прежде до этого редко ходил в церковь, много работал, занят был. И в церковь то пришел, можно сказать, прямо с улицы, нигде не учился. Храм наш совсем не закрывался. Хотя многие партейцы пытались сделать это.

Рукополагал меня епископ самарский Иоанн Снычев. В Покровском храме в Самаре. Сам он приезжал сюда не раз. Служили Литургию, всенощное бдение. Владыка был требовательный, но не суровый. Немножко журил, не ругал, вразумлял. Народу было много, с соседних деревень собрались все, храм полный почти был. Приезжал с иподиаконами, диаконами, всем архиерейским облачением. Трапезничали у нас дома всегда. Матушка моя помогала всю жизнь свою мне по храму, сейчас почила, и помогает мне дочка. Она главный регент у нас, управляет церковным хором. Муж её – отец Георгий, служим вместе. А внучек у нас Миша, учится в седьмом классе: алтарник».

Мы прервали беседу, которую неспешно вели с батюшкой. Стояли на клиросе, слушали как наши паломники после совершенного священниками молебна с акафистом, пели духовные Богородичные песни. Отец Александр так заслушался, расчувствовался: «Так душевно поют, я очень люблю такие песни, стихи. Как бы попросить у них эти молитвенные песни. Жаль не знаю слов, тоже бы с ними попел. А и начинал свое приобщение к церкви со стихов и таких песен. Придешь к старухам, они поют, заслушаешься. …Я слов вот не знаю, а попел бы с ними… Народ наш русский терпимый, ко всему привыкнет, ничего так вот и служил. Храму нашему уже сто сорок лет. Все иконы старые, но писаные они порой безобразно, в каком-то униатском стиле. Но переделывать я не стал. Считаю это боязно, не правильно, они ведь намоленные все. Но все-таки образа нарисованы грубо, я бы и переделал все, но не решаюсь. Если каждый новый священник начнет что-то по своему переделывать, то что останется от старой святой памяти? Ничего…» Тут к батюшке подошел Миша, в стихаре, деловитый, но приветливый. Спрашиваю, что умеет, нравится ли ему, как в школе одноклассники к нему относятся: «Умею Апостола читать, кадило подавать, чё скажут, то и делаю». «И службу всю уже знаешь?» «Да». Искренне удивляюсь: «Как маму звать? Она тебя учила? Папа?» Михаил, глядя мне прямо в глаза: «Сам учился. Смотрю-смотрю и запоминаю». Не отстаю от него: «Как в школе? Друзья завидуют?» «Не знаю». «Учишься как?» «Хорошист». Дед Александр помогает внучку: «В школе не придираются сейчас, только уважение!»

По дороге из Павловки в Барыш остановились у придорожного родника близ поселка Ленинка и освятили святой иконой местный родник, под названием Белый Ключ. Вокруг источника жители обустроили ступени с поручнями, столик. Вода из под горы течет ледяная, струя очень сильная, на взгляд даже обильней, чем в Жадовском монастыре.

К середине дня прибыли в Барыш. Встречали крестный ход прихожане с отцом Игорем Ваховским в начале улицы у пересечения с трассой. Старушки шли впереди, разбрасывали из больших плетеных корзин цветы перед торжественной процессией. Все пели «Христос воскресе».

После прочитанного акафиста и молебна прошел в дом престарелых, который по прежнему содержит настоятель Троицкого храма. Бабушки пришли из церкви, делятся своими впечатлениями, желают всем паломникам здоровья и помощи Божией. Рассказывают, что молятся здесь за своих отошедших ко Господу мужей и родственников, знакомых. Одна в разговоре пыталась вспомнить еще чье-то имя, но не смогла. Другая говорит: «Куда тебе уж всё помнить, самой-то далеко за 80-т, а всё хочешь помнить». Вздыхают и тихонько расходятся по комнаткам, отдыхать, притомились.

Паломницы наши стоят у иконы Божией Матери и святых мощей Варвары, - нашими путеводными звездами, поют.

Так завершился первый день нашего пути. Ночевать пришлось опять в монастыре, наутро подъем в шесть часов, чтобы успеть на раннюю литургию. В 10 часов направляемся в больничный храм пос. Барыш к отцу Алексею.

Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?

Стихи великого князя Константина Константиновича (1858-1915)

1899

Дорожные заметки и фотолетопись Нафанаила.