Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

16 Мая 2011

Ранним утром в 6.30 16-го мая мы еще в Барыше. К Святыням все идет и идет народ. Старушки вытирают слезы, многие плачут навзрыд. Кладут земные поклоны. Среди них прошел слух, что уходит их любимый батюшка с настоятелей храма, а что же будет с нами, с домом престарелых, спрашивают они. Успокаиваем их, что дом не закроют, будет о вас заботиться новый священник. Господь все устроит, поможет вам. Выходим за ограду храма, прихожане с отцом Игорем просят сделать исторический снимок на молитвенную память. Игумен Никодим с настоятелем поднимают чудотворную икону над нашими головами, крестят ею на четыре стороны, отправляемся в храм Святителя Пантелеимона на территории районной больницы Барыша.

Из беседы с устроителем расписания крестного хода Николаем Осиным.

Чем этот крестный ход отличается от предыдущих?

«Во-первых длительностью, два этапа крестного хода продлятся до сорока дней. Прибавилось двадцать пять приходов. Поэтому и увеличилась общая продолжительность, поэтому начать нужно было в этом году на неделю раньше, чем обычно. Приходы, в которых с иконою прежде не приходили, сами просили, ходатайствуя перед архиереем и наместником монастыря. В некоторых селах, там, где нет постоянного священника, нет церкви и молитвенного дома, с просьбами приходили старожители деревень. Они перенесли войну, многие были в сталинских лагерях, помнят и гонения на церковь и заслуживают уважения за свое долготерпение и веру. Просьбы о посещении своих поселений поступали даже за неделю до начала крестного хода, никого не оставили без внимания, никому не отказали.

На следующий год сделаем расписание, еще более охватывающее симбирскую губернию. Все больше людей узнают про этот ход и хотят в своем селе увидеть чудотворную икону, главную святыню нашей епархии.

А когда люди узнали, что мы несем ковчег с мощами великомученицы Варвары, то возник еще больший интерес. В газете Православный Симбирск была опубликована большая статья о святой Варваре и люди с благодарностью это воспринимают. У нас в монастыре есть и другие мощи святых. И владыка решил почему бы не брать их с собой в крестный ход, который проходит за весь путь более трех тысяч километров. Есть мощи святого Игнатия Богоносца. Это первый век христианства. Для того, чтобы нести мощи, нужна большая подготовительная работа, нужно оповещать людей, рассказывать им о святых, выпускать печатные издания с житием, акафисты святым. Оповещение играет большую роль, чтобы привлекать народ. В прошлом году, например, была очень хорошая организация подобного оглашения о прибытии крестного хода в Симбирск, и людей собралось более пяти тысяч».

Еще Николай рассказал, как в детстве он участвовал в игре Зарница. Пионерский лагерь расположился на берегу реки Сура, в близи с Никольско й горой, о православной истории которой, никто из детей ничего не знал. Ранним утром, выйдя из своей палатки, Коля услышал какой-то непонятный гул, похожий на многоголосый людской гомон. Неожиданно для самого себя он увлекся этим услышанным таинственным рокотом и пошел на него в лес. Минуя окружающие высоченные дубы и березы, Николай увидел великое скопление людей на открывшихся его взгляду полянах. Они не обращали на него никого внимания. Это были верующие. Видимо тоже ночевавшие здесь прямо в лесу. Особенно мальчика поразило большое количество калек и убогих, больных и уродцев, безруких, безногих. Угрожающий рокот перерос в гул гигантской толпы, религиозного лагеря, где кто-то молился, кто-то купался в роднике, люди пели псалмы, ели и угощали друг друга. Все они пришли сюда окольными путями, прячась от преследовавших их тогда постов милиции и партийных атеистов, тайными лесными тропами, известным только местным верующим, пробирались загодя, до наступления праздника Святителя Николая в окрестности святой горы к святым источникам и жили здесь по два-три дня. Они сами читали молебны и акафисты, священников среди них Коля не видел.

Вот такая интересная история из уст очевидца людского поклонения святым местам.

Крестоносители подобны ветхозаветному христову войску, несущему ковчег завета и идущему вокруг стен Иерихона. Который непременно должен быть нами покорен, этот «город» оплота греха и блуда, безнравственности и безверия, мы идем и молимся, трубим в трубы, бьем в барабаны: стучимся в сердца людские, чтобы пали эти могучие стены, отделяющие народ от Бога. И по завету Иисуса Навина пройти нужно было семь раз, чтобы потом были разрушены эти стены, И прошли мы уже семь раз, идем теперь в восьмой. Что изменилось? Разрушаются ли эти стены, дали ли они хотя бы малую трещину, видим ли мы свет сквозь них? Несомненно, многие люди уже повернулись к вере, многие пошли рядом, крепнут ряды христиан. Мы меньше всего уповаем на свои силы в этом торжественном шествии, мы полагаемся на помощь Божию. Впереди, как в Моисеевы времена идут воины и священники, которые три тысячи лет назад несли ковчег завета, а теперь несут святой образ, мы вместе поем псалмы, славящие Бога и Богородицу, позади, идем сами…

Подобные благочестивые шествия в древности назывались литиями или литаниями, означающими коленопреклонение, усердное всенародное моление. Эти литании в последствии и получили название крестных ходов. Верующие переносили святые мощи мучеников с места суда, пострадавших за Христа, с пением Христианских гимнов, светильниками, с множеством духовенства и верующих. В последствии, в день памяти мученика совершался крестный ход, в честь почитания святого.

Святой великомученице Варваре дана от Бога особая благодать - спасать от неожиданной, напрасной, либо насильственной смерти, от мора, от бури на море, от огня на суше и других внезапных бедствий. Такое верование основывается на житийном сказании о ней, согласно которому она перед своей мученической кончиной молила Бога избавлять от внезапной болезни и нечаянной смерти всякого человека, который будет молитвенно воспоминать ее и ее страдания, и получила от Бога обетование исполнить это прошение.

По молитвам святой великомученицы Варвары посылаются обильные врачевания. Ей молятся так же о детях, о помощи в унынии и грусти, об утешении в печали.

В 1998 г. святую великомученицу Варвару выбрали небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения

С крестным ходом шесть десантников из 31-ой отдельной воздушно-десантной штурмовой бригады. Гвардии: старший сержант Михаил Бакаев из города Оренбурга, сержант Михаил Панков из Ульяновска с Нового города, Александр Абулкаримов, рядовой Александр Витохин и рядовой Евгений Шпулин из Воронежа, рядовой Роман ……… из Старой Майны. Два наших земляка, все ребята пошли в крестный ход по собственному желанию, все крещенные. Один из них крестился перед самой армией, остальные в детстве. О своих впечатлениях обещают рассказать немного позднее, когда во всем разберутся и освоятся в непривычной среде. Но уже активно вступают в беседы с паломниками и священниками, много расспрашивают, к святыням подходят вместе со всеми верующими, крестятся, прикладываются, участвуют в богослужениях.

Настоятель Пантелеимоновского храма отец Алексий:

«Участники торжественного молебна перед двумя святынями, должны быть достойными, благодарными Господу, что Он привел их к этим святыням». Священник очень тепло встретил всех путников, активный и энергичный человек, любящий свою паству и отдающий им свою любовь не жалея своих сил. Видимо таким и должен быть священник в больничном храме. Он отслужил молебен с Акафистом перед образом Пресвятой Богородицы в этом, в первую очередь, приюте для болящих и скорбящих. Небольшой храм был так полон народом, что, казалось, еще оному человеку войти внутрь было уже невозможно.

Заречное.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Настоятель протоиерей Алексий Есин.

Встречали нас батюшка вместе с матушкой с великим чувством волнения и радости вместе с сельчанами. Трудно им пришлось послдние годы. Сгорела только что построенная церковь, и на этом же месте теперь возведена новая. Напоминанием о беде остались старые полуобгоревшие церквоные ворота на краю оврага.

Батюшка Алексий также опекает молитвенный дом в селе Акшуат, в который мы и направились после богослужения в Заречном. Тянутся к нему пациенты Акшуатского психо-невралогического дома-интерната.

Я сам говорил с несколькими его жителями- молодыми парнями с различными физическими отклонениями в развитии, но людей приятных и открытых, они частые прихожане и помощники. Помогают колоть дрова для церкви, наводят порядок вокруг, делают посильный ремонт, красили наружные стены церкви, и, конечно, приходят на все службы. Всего в интернате четыреста человек, в основном это подросшие воспитанники детских домов для больных детей из Максимовки, Кузоватово. Ребята рассказали ,что они ездят в монастырь, на послушание, собирают там картошку на полях, работают во славу Божию.

Измайлово.

О человеке «не от мира сего».

В селе Измайлово по славной традиции крестный ход встречают за селом, выходя навстречу и люди, выстраиваются в длинную ровную ниточку, встают на колени, склоняют свои головы перед святынями, проходящими над ними и освящающими их. Очень трогательное созерцание подобного отношения народа вселяет в сердце веру, надежду и любовь.

Размышления над этим особенным отношением к приходу крестного хода и участию в нем в этом селе, наводит на мысль на сугубо покаянном отношении местного населения перед святым образом Божией Матери.

Господь так устроил, что с каким-то вопросом ко мне подошла женщина с взрослой двадцати четырехлетней дочерью. Разговорились, оказалось, что она одноклассница отца Агафангела. Попросил её рассказать, каким он ей запомнился в детстве, каким был. Татьяна Владимировна Дмитриева, двадцать пять лет отработала учителем математики в Измайловской школе.

«Он и тогда был не от мира сего. Очень добрый. Учились вместе с Сашей в Измайловской школе. Еще со школьной скамьи у него очень сильно болела мама. И он посвятил себя полностью ей. Ухаживал за ней. Отец от них ушел, не помогал им. У них было в семье два брата. Саша был старшим, младший же был не особо приучен к домашнему труду. Саша даже содержал скотину. Сам ездил в город за лекарствами для мамы, копил деньги и всегда покупал самые лучшие, дорогие. Поросят держал, продавал их и на это они и жили. Все последние свои дни мать встретила вместе с ним.

Он на самом деле не от мира нашего, как он, мужчина, молоденький мальчишка смог самостоятельно ухаживать за больной матерью. Она же у него вообще обезножила, и до последнего дня он был рядом. Она и умерла при нем и похоронил он её сам. Брат был не ахти какой, но и ему старался помочь. Брат же в тюрьме сидел, выпивал… Закончил десятилетку.

-Скажите, были у него какие-то разговоры про священство? Кем хотел стать?

- Был застенчивым, не делился своим внутренним миром с нами, планами. Потом уже как-то постепенно узнали, что Саша стал священником. Сначала служил при барышской церкви, мы туда к нему ездили. В детстве он запомнился очень добрым, жертвенным, улыбчивым. Мы все общались, все праздники отмечали вместе. Вместе ходили на горку, катались на санках, на каток. Он хорошо катался на коньках. Каток был вот прямо здесь на этой поляне, где теперь строится храм, который, мы знаем, отец Агафангел выхлопотал для нас в монастыре».

Мы стояли на краю этой самой большой поляны, заросшей высокими стройными березами, среди которых уютно расположился деревянный, знакомый нам казанский храм из Жадовского монастыря. Церковь так прекрасно вписалась в природный пейзаж, как будто вышла из доброй сказки и будто стояла здесь всегда. Даже сейчас, еще не окончательно достроенная она стала украшением местности.

Татьяна продолжает: «Когда мы шли на каток, то всегда собирались оба класса. Мы даже не различали, что было два отдельных класса, все дружили друг с другом, как одно целое. Саша учился в «А» классе, я в «Б». В один год мы пошли в первый класс, вместе закончили. Ходили в один детский садик.

Я с трудом приобщалась к церкви, все случилось не так просто. В основном, благодаря тому, что он дал нам пример. И мы стали ездить к нему со своими проблемами, требами, со всеми бедами. Созванивались с ним всегда. У него здесь жила старенькая бабушка. Он тоже за ней ухаживал, приезжал даже тогда, когда уже стал настоятелем Жадовского монастыря.

А то, что здесь строится этот храм! Это вообще чудо великое! Это только его стараниям! Только благодаря ему! И так храм быстро строится. Под осень завезли и вот уже только начало весны, а храм почти готов. И люди помогают, приходят работать сюда.

-А как учился будущий игумен? Как учителя к нему относились? Не болел тогда, в детстве?

-Учился он средне. Особо не выделялся. И учителя нас никого не выделяли, ко всем относились ровно. Никогда не болел, я очень удивилась, что с ним такое случилось. Заболел и так тяжело. Ему ведь только сорок семь лет. Сперва, когда мы одноклассник собирались, он всегда приезжал. А сейчас вот у нас тридцать лет исполнилось как мы закончили школу, и мы хотим собраться. Я всех подбиваю: давайте соберемся и поедем к нему. Когда через несколько лет мы с дочерью приехали к нему в монастырь, я представилась, он сказал, что не узнал бы меня без фамилии. Годы меняют нас всех. Я назвалась своей девичьей фамилией, а она у меня такая же, как у него: Семёнова. И мы с ним опять начали общаться, дети мои к нему приезжали, пока он был в монастыре. И они стали ездить в монастырь тоже только благодаря ему. В один из приездов отец Агафангел подарил мне книгу о святых источниках, написанную под его руководством, его редакцией. Я по этой книге проводила классные часы. И мы не знали истории монастыря. О появлении святящихся икон на стенах монастыря, он нам всё рассказал. Дети с удовольствием по очереди брали и читали эту книгу. Святое Божье слово доходит до детей. Многие наши одноклассники уже ушли от жизни, первый – погиб в Афганистане, многие умерли. Знаю, что отец Агафангел брал под опеку детдомовских детей, жили у него, теперь подросли, определились».

Я очень просил Татьяну, если они, одноклассники, все же сумеют собраться и поедут к отцу Агафангелу, то пусть позовут меня с собою. Хочу запечатлеть эту встречу для истории, для доброй людской памяти об удивительном человеке, как она сказала: «не от мира сего».

Спросила меня, как найти дом отца Агафангела в селе Румянцево. Объяснил ей подробно.

Как мы описывали этот приход годом раньше, сейчас церковь занимает помещение бывшего дома пионеров, стоящее на берегу озера. Вид очень красивый, в зеркальной воде озера отражаются стоящие близко к воде дома на противоположном берегу, деревья и люди, и, наверное, так же отражаются где-нибудь на небесах и наши дела, которые мы творим, грешные и окаянные, спаси нас Господи, мы перед Тобой, как отражения в этой чистой воде.

Путевые заметки с крестного хода. Фотолетопись Нафанаила.