Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

31 Августа 2011

31 августа 2011 года отныне станет всероссийским днем ветеринара - праздник учредил Патриарх Кирилл в память святых мучеников Флора и Лавра.

(Текст подготовил Нафанаил, фотолетопись Нафанаила)

В день памяти мучеников Флора и Лавра ветеринары Ульяновской области основали новую традицию – в Никольском храме села Оськино архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом был отслужен молебен в честь святых Флора и Лавра, и здесь же у церкви владыка окропил святой водой коров и лошадей, приведенных сельчанами специально.Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл 31.08.11. в селе Оськино

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл 31.08.11. в селе Оськино

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

Весной 2011 года Указ о создании памятной даты подписал Патриарх Кирилл, после того, как к нему обратилась инициативная группа российских ученых, по словам архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла к Святейшему обращалась министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник. Отныне день памяти святых мучеников Флора и Лавра будет отмечаться 31 августа не только православными верующими, но и ветеринарными врачами.

109,33 Kb

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых. ФРОЛЫ — день памяти Флора (Фрола) и Лавра (Лавёра) —лошадников, конский праздник (31. VIII).

Издревле в день памяти святых мучеников Флора и Лавра, люди молились за домашних животных. В этот день никто не седлал лошадей, весь домашний скот мыли и кормили досыта.

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

По традиции в этот праздник лошадей кормили освященным печением в форме копыта. С этого года день памяти Фрола и Лавра станет профессиональным праздником ветеринаров.

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в обращении к верующим и врачам, сказал, что «сегодня впервые совершается это официальное историческое торжество, поскольку подобного пока еще не было. Мы просим святых угодников Флора и Лавра быть небесными покровителями этой медицинской службы, важной профессии в нашем бытие».

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. Никольский храм.

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

На молебне и освящении скота присутствовали главы ветслужб районов губернии во главе с директором Департамента ветеринарии Ульяновской области Ниной Пелевиной, глава администрации Инзенского района Макаров Александр Иванович, главы поселений, директора местных предприятий. За успехи в своей службе достойные ветврачи были награждены грамотами и дипломами, которые вручали архиепископ Прокл и

директор вет департамента Нина Пелевина.

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

На площади у Никольского храма были установлены стенды с выставкой детских конкурсных работ на тему праздника. Владыка выбрал две лучшие работы, которые организаторы выставки после подведения итогов подарили архиепископу. Владыка сказал, что эти работы будут представлены на российских выставках детского творчества.

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

31.08.2011. День святых мучеников Флора и Лавра. Оськино. НИкольский храм.

В личной беседе владыка Прокл рассказал, что не понаслышке знаком с сельским хозяйством. В детстве в его семье держали скотину, была и корова, и он помнит, как бабушка веточкой вербы выгоняла на первое пастбище корову с приговариванием пожелания ей здоровья. Владыка сам участвовал в заготовке сена на зиму, очень хорошо косил. Даже подробно объяснил нам, журналистам, технологию отбивания косы.

После завершения торжества у Никольского храма архиепископ Прокл посетил Инзенский факультет Ульяновского Государственного университета. Где на общем собрании преподавателей владыка поздравил всех присутствующих с началом нового учебного года и ответил на вопросы учителей. Одним из них был вопрос о возможности передачи Симбирской епархии здания медицинского факультета УЛГУ. На что архиепископ ответил, что в настоящее время готовится пакет документов с прошением о возврате православной церкви бывшего духовного училища.

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в Инзенском филиале УЛГУ

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в Инзенском филиале УЛГУ

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в Инзенском филиале УЛГУ

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в Инзенском филиале УЛГУ

Архиепископ Прокл осмотрел помещение бывшей библиотеки в здании Инзенского филиала УЛГУ, предлагаемое руководством для устройства в нем молитвенной комнаты и благословил благое дело.

О дне святых мучеников Флора и Лавра.

По устному преданию, в день, когда были обретены мощи святых мучеников, прекратился падеж скота. А на православных иконах святых братьев принято изображать с конями. Теперь, благодаря новому празднику, ветеринарные врачи точно знают, к кому им стоит обращаться за помощью. Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились.

Однажды, когда они трудились над постройкой языческого храма, сын местного жреца неосторожно подошел слишком близко, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его; братья обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление, и взяли юношу к себе, наставили в вере в Христа и, после того, как юноша исповедал ее, помолились о нем, и глаз его исцелился (после чего отец юноши также уверовал во Христа). Но по окончании стройки храма братья собрали христиан, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест, за что были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет 'Чудо о Флоре и Лавре'.

МОЛИТВА Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь. ТРОПАРЬ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА Глас 4 Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим, вернии, по достоянию, Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго. Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем, темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся, молитеся Христу Богу, да спасет души наша. КОНДАК МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА Глас 8 Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь, яко да улучим благодать и милость молитвами их и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный. ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА РЫЛЬСКОГО Глас 1 Покаяния основание, прописание умиления, образ утешения, духовнаго совершения равноангельное житие твое бысть, преподобне. В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый, отче Иоанне, моли Христа Бога о душах наших.


Флор и Лавр повсеместно почитались как покровители лошадей; их образ во многих губерниях вешали в конюшнях с правой стороны, над яслями. В некоторых местах такое представление об этих святых объяснялось легендой, являвшейся, очевидно, переделкой библейского предания. Легенда эта гласила, что оба брата, Флор и Лавр, жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы; один раз работа их была настолько неудачна, что земля обвалилась и похоронила их обоих, да так, что никто этого и не заметил. Но вскоре из-под обвала стала сочиться вода, и вскоре местные жители заметили, что одна чахлая лошаденка, приходившая туда и пившая эту воду, начала вдруг добреть и здороветь. Хозяева из этой деревни принялись гонять туда своих лошадей, и все лошади вскоре стали выглядеть так, словно за ними ухаживали лучшим образом. Тогда мужики раскопали колодец и наткнулись там на Флора и Лавра: братья стояли с железными лопатами в руках, целые и невредимые.
Известна была и другая легенда, объяснявшая связь Флора и Лавра с лошадьми. Согласно этой легенде, один мужик на второй день Спаса выехал в поле пахать, чтобы посеять озимую рожь; но лошадь его заартачилась и остановилась, и мужик с бранью и проклятиями принялся хлестать ее кнутом, а потом начал колотить и палкой, пытаясь заставить ее работать и угрожая в случае неповиновения вспахать на ней целую десятину в один день. Лошадь пала на колени и заржала, и в этот момент на поле вдруг появились два странника с посохами, которые спросили у мужика: «За что ты бьешь лошадь? Ведь ты ответишь за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним».
Очевидно, в связи с подобными легендами, день этих двух святых — покровителей лошадей был связан в народном сознании с лошадьми и именовался «конским праздником». В этот день на лошадях ни в коем случае не работали, давая им отдых; правда, в некоторых местах в этот день принято было устраивать конские скачки, но и в этом случае седлать лошадей было не принято. Лошадей на Фролы купали, завивали лентами их хвосты и гривы и хорошо кормили, а также приводили их к церкви для окропления святой водой. Этот обычай соблюдали повсеместно, и даже крестьяне придерживались его: неказистых, но выносливых крестьянских лошадок с утра кормили «в полную сыть», в том числе и овсом, и даже круто посоленными яичными хлебцами, а также расчесывали им гривы и хвосты; девки вплетали в них ленточки, кусочки кумача или ситцев ярких цветов, после чего хозяева пригоняли их к церкви, где священники служили молебен святым мученикам и кропили лошадок святой водой (на окропление каждый хозяин считал обязательным пригнать если не всех, то хотя бы одну лошадь).
Вообще, для «конной мольбы» в некоторых местах (например, в вологодских и ветлужских лесах) существовали особые деревянные часовни, предназначенные специально для чествования мучеников в день их памяти. Некоторые из этих часовен были значительно удалены от сел и ставились на лесных полянах; в течение года они обычно бывали совершенно заброшенными и забытыми, но на праздник мучеников к ним собирались толпы народа со всех окрестных сел. После торжественной обедни прихожане — кто верхом, кто в телеге, а кто и пешком — отправлялись, по народному выражению, «к пиву»; лошадей на таких сборищах собиралось столько, что они нередко занимали всю поляну перед часовней. В часовне совершались молебны, а иногда и водосвятие, причем в конце службы священник выносил крест со святой водой, благословлял крестом и все время кропил водой, а прихожане проводили мимо него лошадей (при этом иногда считалось, что следует объехать на лошади вокруг часовни три раза), и каждый хозяин следил, чтобы хоть одна капля святой воды непременно попала на лошадь. Когда же все лошади объезжали церковь, священник осенял крестом и говорил: «С Богом», после чего все прихожане разъезжались по домам. Впрочем, нередко по окончании молебствий многие хозяева с лошадьми отправлялись на ровное поле, обыкновенно располагавшееся примерно за версту от часовни, где устраивались скачки.
«Фролы» в народе отличались особым торжеством и обилием различных яств. Хозяева к этому дню мыли и чистили избы, наряжались и готовили угощение, в том числе варили пиво: на «Фролах» даже женщины нередко давали себе волю и выпивали более обычного; при этом, однако, в некоторых местах (преимущественно в лесных губерниях) мужики, даже любители винца, пили очень мало, а некоторые даже отказывались совсем, но зато бабы пили и за себя, и за мужей, так что вечером едва добирались до дому.
Вероятно, такой обычай, как и обыкновение устраивать на «Фролы» скачки, являлся остатками какого-то древнего праздника, связанного с лошадьми (или даже со скотом в целом) и приурочивавшегося к этому дню в языческие времена. На это, возможно, указывает и обряд жертвоприношения, сохранившийся в некоторых местах вплоть до XIX в. и заключавшийся в том, что на вспаханное под пар поле приводили жертвенных животных (обычно молодых бычков), которым «жрец» перерезал горло; потом с животных сдирали шкуру, отрезали ноги и жарили туши на кострах; около двух часов ночи раздавался удар в колокол, возвещающий, что жертвенное кушанье поспело, и все собравшиеся немедленно набрасывались на горячее мясо, причем при дележке нередко образовывалась драка, так как мясо это в народе считалось обладающим «особым священным свойством», и каждый из участвующих в обряде желал первым получить лучший кусок.

Святые мученики Флор и Лавр

Судьба этих греческих святых в Древней Руси по-своему удивительна и трудно объяснима.
О братьях-близнецах Флоре и Лавре можно было узнать из греческих житий, переводы которых на русский язык появились по крайней мере в XV веке под названием «Мучения святых страстотерпцев Флора и Лавра» («страстотерпцами» называли святых, которые претерпевали во имя веры в Бога величайшие страдания — страсти). Братья жили в Иллирии (по другим версиям — во Фракии; время их жизни тоже указано разное — колеблется от II до IV столетия). Они были известными каменотесами-строителями. Правитель соседней страны, узнав об их мастерстве, попросил иллирийского правителя Ликиона прислать ему братьев для постройки языческого храма (по другой версии, на земле Ликиона стоял недостроенным древний храм, посвященный Геркулесу, и правитель задумал завершить его). Флор и Лавр были преданными христианами. Их учителя Прокл и Максим, тоже христиане, подверглись в свое время мученической казни. Явившись в чужую страну, братья стали проповедовать христианство и многих обратили в новую веру. Во время постройки храма случилось чудо. Сын жреца Анастас наблюдал за работой, и отскочивший осколок камня выбил ему глаз. Жрец готов был обвинить в случившемся братьев. Те увели юношу к себе и сказали ему, что зрение вернется, если он поверит в силу Христа и они попросят Бога об исцелении. Тот согласился, братья начали горячо молиться, и глаз чудесным образом восстановился. Этот случай заставил и самого жреца уверовать в Христа. Дело кончилось тем, что был возведен не языческий, а христианский храм. Верующие вместе с братьями истребили идолов, которые предназначались для храма. Участников этой расправы правитель повелел подвергнуть сожжению, а Флора и Лавра после жестокого наказания отправил домой. Здесь Ликион долго и безуспешно уговаривал братьев отречься от Христа, и в конце концов потерял терпение и велел сбросить их в безводный колодец и засыпать землей. Много лет спустя, уже при императоре-христианине, стали искать место гибели мучеников. Нашли некоего Зотика, казнившего братьев, но он после совершенного злодеяния ослеп и места казни указать не мог. Тогда «по божественному волеизъявлению» он прозрел и нашел это место. Когда колодец откапывали, земля сама поднималась, потом из глубины повеяло благоуханием и кости умерших открылись в своем серебряном блеске. Здесь была воздвигнута церковь, а позднее мощи святых перенесли в Константинополь. Есть еще одна версия жития о том, как Флор и Лавр стали строгими последователями Христа. Братья якобы служили под началом жрецов богини Немезиды, но однажды во сне им «явилось видение», и после этого они сразу перешли в воинство Христа. Рассказы о верной службе братьев Христу и о пережитых ими страстях остались далеко на периферии народных представлений о Флоре и Лавре, равно как и сведения об их искусстве каменотесов. В народе за ними укрепилась совсем другая слава — истовых и бескорыстных покровителей лошадей: святые оберегали их от зверя, от капризов природы и от людской несправедливости. Главным предметом постоянной заботы братьев была рабочая крестьянская лошадка. В Древней Руси возник специальный праздник, и обязан он был одному случаю. Какой-то мужик до того замучил свою лошадь на пашне, что она тут и упала. Хозяин принялся нещадно бить ее. Явились два странника с посохами в руках и стали пенять мужику: у него самого каждую неделю бывает хоть один праздничный день, а лошадь должна работать круглый год без отдыха. Флор и Лавр (это были они) заявили, что Бог приставил их защищать лошадей, и велели мужику в их день (18 августа — по старому стилю) привести свою лошадь к церкви и объявить всем сделать то же, если они хотят, чтобы лошади их были здоровы, крепки и охочи до работы. Вот так якобы и установился на Руси «лошадиный праздник», связанный с днем святых Флора и Лавра. В этот день было принято на лошадях не работать (а то падеж будет!), а сводить лошадей к церквам, к специальным часовенкам, которые ставились где-нибудь на лесных полянах, неподалеку от ровного поля. Лошадей ради такого дня хорошо кормили,
чистили, расчесывали им гривы, вплетали ленты. Совершались молебны, и лошадей окропляли святой водой. Пекли специальный хлеб, и на нем оттискивали знаки в виде конских копыт. Торжество включало скачки — при этом коней не седлали, чтобы они не думали, будто и здесь заняты работой. Участники праздника не забывали и себя — тут же устраивалось пиршество.
Легенда приписывала Флору и Лавру способность исцелять лошадей и возвращать им силу. Рассказывали, что братья занимались рытьем колодцев и однажды их завалило. Никто не хватился их, но на месте обвала появилась вода. Какая-то хилая лошадка, попив ее, обрела отличную стать. Тогда пригнали других лошадей — и с ними произошли чудесные изменения. Люди вырыли здесь колодец — и обнаружили живых Флора и Лавра с лопатами в руках. Вот как на русской почве преобразился житийный рассказ о чуде с колодцем.
С днем святых братьев у народа связаны разного рода приметы и хозяйственные советы: «Со Флорова дня засиживают (то есть работают допоздна, когда уже огонь зажигают) ретивые, а с Семена (1 сентября) — ленивые»; «Флор с добром, а Флориха с навозом»; «Кто сеет рожь на Флор-день, у того родятся флорки (то есть пустоцветы)». Характерно, что в древнерусской иконописи Флор и Лавр были представлены в первую очередь именно как покровители лошадей. Иконы были яркие, сверкали красками, излучали радость и торжество. Обычно композиция их была такая. Наверху изображался архангел Михаил, он держал в руках два конских повода и одновременно благословлял стоявших ниже по сторонам святых. Близнецов никогда не писали похожими: Флор изображался с бородой и усами, Лавр выглядел более молодым (здесь иконописцы следовали правилу: когда на одной иконе писали обоих святых, то одного надо было изображать бородатым). Еще ниже выступали оседланные кони-красавцы одной или разных мастей — ослепительно белой и вороной. Архангел благословлял братьев сесть на них. И, наконец, совсем внизу толпился табунок коней, которых гнали три пастуха.


Сюжет этой иконы толковался по-разному. По одному толкованию, у пастухов пропали кони, они обратились за помощью к святым, а те, в свою очередь, попросили архангела Михаила. Икона фиксировала тот момент, когда архангел возвращал потерянных коней: все довольны, и радостью дышит картина. Другая легенда рассказывала, что как-то в Новгородской земле свирепствовал падеж и, чтобы прекратить его, архангел Михаил возвестил об открытии мощей святых лошадников. Он и указал место, где погребены братья (характерно, что легенда переносит место захоронения на Русь). На иконах запечатлен счастливый миг: архангел простирает руки над выздоровевшими лошадьми и призывает святых седлать своих коней. Возможно, что кони эти — боевые и Флор с Лвром должны отправиться в военный поход. О конюхах (или пастухах) известно, что они тоже мученики из Каппадокии, три брата: Сневзипп (по-греч.: «ускоряющий ход коней»), Елевзипп («гонящий коня»), Мелев-зипп («заботящийся о коне»). Культ святых лошадников, хотя и широко отраженный в русской иконописи, не нравился представителям официальной Церкви. Дмитрий Ростовский обличал иконописцев, наставляя их, что связь христианских мучеников Флора и Аавра с лошадьми — это небылица. Но именно благодаря этой «небылице» святые братья вошли в народную память и в народные обычаи.

Народный календарь

Фрол и Лавр — покровители лошадей.
Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.
Последний срок озимого посева: «На Фрола и Лавра — досевки».
Коли на Фрола не отсеешься — фролы (то есть сорняки) и родятся.
Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут.
После поры родятся фролы.
Начинаются вечерние «засидки» (бабьи работы в избах при огне): «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (14 сентября) и ленивые».
Начало осенним утренникам.
Лошадей кормили в полную сыть, купали, завивали лентами хвосты и гривы; в этот день на них не работали.
Пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священнику.
На Фрола и Лавра лошадей кропили святой водой.
* Весь август заготавливают грибы. Идет массовый сбор черники и голубики, земляники и смородины, брусники и костяники,
ежевики и черемухи, облепихи и кизила,
малины и шиповника.
* В августе заготавливают корневища аира,
багульника, траву зверобоя, пустырника,череды, чистотела, кору калины, крапиву.

Фрол и Лавр — кончай посев ржи: дожинки, досевки. После этого дня посев ржи считается запоздалым.
Коли до Фрола не отсеешься, фролки (цветочки) и родятся.
Смотри у полыни корни: если побеги корня толсты — следующий год будет урожайным.
В эти дни начинают огурцы солить.
Фрол и Лавр — конский праздник, поэтому лошадей кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают; даже на скачках седлать лошадей не принято.
В день мучеников Фрола и Лавра не выжигают тавра.
В этот день на лошадях не работают, а то падеж будет.
Лошадей купали, завивали лентами их хвосты и гривы.
В этот же день пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священнику. На Фрола и Лавра лошадей кропят святой водой.
С Фрола и Лавра начинаются осенние утренники.
С Фролова дня засиживают (то есть работают при огне) ретивые, а с Семена (14 сентября) — ленивые.

Фотолетопись Нафанаила