Проект «Епархия» / Новости Симбирской митрополии РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской и Мелекесской епархии - simbirsk.eparhia.ru

Освящение храма Михаила Архангела в с.Поддубное Инзенского района.

02.12.2011

«Любите храм так, как человек любит свою мать»,- архиепископ Прокл.

Храму Михаила Архангела в 2012 году исполняется 170 лет.

27 ноября 2011 года в селе Поддубное Инзенского района Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл совершил освящение восстанавливаемого храма Михаила Архангела.

Всех жителей и благоустроителей святого храма архиерей поздравил «…с великим событием, освящением замечательного прекрасного храма. Храм мой храмом молитвы наречется, так написано в Священном Писании. Мы с вами сегодня освятили храм, который был многие годы поруган и нерадением человеческим. Мы все с вами имеем нужду в Боге. Не Бог нуждается в нас, а мы имеем нужду в нем. Переполняют нас скорби, несчастья, искушения, соблазны, все свидетельства нашего бытия на земле, говорит, что и мы люди 20 и 21 века нуждаемся в Боге. Ибо жить без Бога нельзя. Запомните это. Отец Серафим Вырецкий сказал: Без слов Христа, вся наша жизнь в опасности. И никакая музыка не утешит тебя.

Когда у нас скорби и переживания, мы вспоминаем о Боге. О вере. Даже самый закостенелый безбожник в минуту скорби и переживаний вспоминает о Боге. Для того, чтобы утолить этот духовный голод, Господь даровал нам небо на земле, которое называется - храм. Храм Божий. Куда мы приходим, приносим наши скорби. Здесь начинается наше бытие. Мы здесь обретаем Таинство крещения. Проходим становление нашей жизни, становясь христианами. Основываем свою семейную жизнь. Здесь святая церковь провожает нас в последний путь с сея земли. Здесь она скорбит о каждом из нас, о заблудшем человеке в этом мире».

«Бог учит нас как правильно жить на земле. Как правильно построить нашу жизнь. Чтобы она радовала человека, чтобы было покойно его внутреннее состояние, чтобы он никогда не покушался на свою жизнь. Не лишал себя этой жизни. Часто приходят и просят разрешить отпевание: муж повесился, жена руки на себя наложила, то сын, семнадцатилетний. Почему? Потому что нет веры в Бога! Нет страха Божиего. Ибо страх этот построен на чувстве любви, благоговения, а сегодня часто родители детям ничего не могут дать. Так жить нельзя. Мы занимаемся самоуничтожением своей нации, потому что нет любви, патриотизма, нет в сердце веры в Бога. Вера помогает человеку, вера пророков создает».

«Мне очень хотелось бы, чтобы этот храм благочестия, служил для вас радостью, отрадой, чтобы вы любили его, как человек любит свою мать. А это мать-церковь, которая сегодня готовит нас к вечности, желает нам добра, любви, чтобы имели все необходимое на земле и готовили себя к жизни вечной».

Архиепископ наградил благотворителей, принимавших участие в возрождении храма архиерейскими грамотами, и поблагодарил их за усердные труды во благо святой церкви.

Их имена приведены мной в следующих ниже летописях описания восстановления церкви.

Воспоминания о первых крестных ходах в село Поддубное.

Впервые в Поддубном мы были 24 мая 2007-го года с Симбирским крестным ходом и встречал нас отец Виктор вместе со всем семейством: матушкой Таисией, девочками Марией и Ксенией на большой зеленой лужайке в десяти километрах от села Поддубное. В руках у детей были разноцветные тюльпаны. Обе девчонки в нарядных красных платьишках, весна была ранняя, теплая, солнечная, трава поднялась высоко и на цветущей желтыми одуванчиками поляне мы сделали несколько исторических фотографий со всеми прихожанами, пришедшими в тот день из Поддубного.

Шли долго, устали, вошли в село и увидели, в центре его на возвышенности величественное полуразрушенное здание старой церкви. Ограда тогда была сделана из сплетенных меж собой ветвей деревьев, а вокруг храма буйно цвели высоченные и пышные кусты дикой сирени.

Все это время отец Виктор служил в молитвенном доме, бывшем клубе, в печках которого в безбожные советские времена сгорели деревянные балки, перекрытия и полы Михайловского храма. Об этом мне рассказала местная старушка Михайлова Лидия Ефимовна. Настоятель уже тогда мечтательно, как мне казалось, и очень темпераментно, в силу своего своеобразного характера, рассказывал о том, что он обязательно восстановит старую церковь. И сроки ставил рекордные. Не верилось. Хотелось, чтобы это свершилось, но ставя себя на место священника, все паломники и окрестные батюшки понимали, что совершить желаемое практически не возможно. Деревня находится в месте, отдаленном от областного центра. До Симбирска 200 километров. До Инзы 15. И стоит Поддубное в стороне от областной трассы, в эти края едут только местные. Места здесь красивые, две соседние деревеньки Поддубное, в котором сто дворов и Черемушки – сто двадцать дворов, окружают холмы, поросшие сосновыми и лиственными лесами. До 26 мая 1964 года эти села имели другие названия: село Поддубное – Старые Домосердки, село Черемушки – Новые Домосердки.

С этого 2007-го года по 2011 во всех наших крестных ходах, приходя в Поддубное, батюшка Виктор всегда вел крестносителей с чудотворным образом Божией Матери сразу в старый храм. Каждый раз служили полный водосвятный молебен, читали акафист Божией Матери, молились совершении чуда возрождения этого храма. И всегда при встрече крестного хода и на самом молебне батюшка с матушкой чистосердечно и не стыдясь посторонних глаз, плакали. А впрочем, не было среди нас, окружающих, посторонних, и мы тоже плакали вместе с ними, и просили и молились.

Помню, как в 2008-м году три старенькие жительницы села просили меня, как им казалось особенного человека с видео и фотокамерой, способного чем-нибудь им помочь, просили записать меня их обращение к Владыке и нашему губернатору, даже премьеру и президенту: «Помогите нам, Христа ради, построить, восстановить Михайловский храм!» Смотрите на эти фотографии 2007-го, 2008-го, и более поздние. Господь помог. Услышал молитвы сельчан, «невозможное у человеков, возможно у Бога»,- так часто любит говорить наш Владыка.

Тогда я долго и много делал фотографии разрушенного храма. В стенах, в сводах зияли огромные дыры, от одного до двух метров в диаметре. Своды и стены Алтаря были разрушены полностью до основания. Все это хорошо видно на фотографиях. Крест на куполе сильно покосился, но на удивление устоял! И продержался до нового рождения церкви! Несмотря на все усилия прокоммунистических властей разрушить до основания и сравнять с землей. Здесь не получилось. Колокольня и основное здание храма устояло, и пережило своих губителей.

Основное население этих мест – русские, исторически в уезде живут мордва и татары. Мордва принадлежит к племени эрзя, обрусела и исповедует православие.

По сведениям Клировых ведомостей, полученных по запросу настоятеля Виктора Павельева из Пензенского госархива, церковь Архангельской Городищенской округи села Старые Домосердки была достроена и освящена в июне 1842 года, имела два престола. Первый (холодный) во имя Архангела Михаила, второй (теплый) – Святой Троицы.

В 1887 году в уезде было 74 церкви, 1 мечеть, 50 школ.

В истории церкви есть драматическая страница о трагической судьбе церковного старосты Семена Тимофеевича Юдина, родившегося в 1866 году в с.Старые Домосердки, проживавшего и служащего до 1937 года там же, расстрелянного 18 января 1938 года, в Крещенский праздник. Большевики были особенно злы на церковнослужителей, что даже и убивали их в наши святые даты!

Жил Семен Юдин на окраине села, имел большой добротный дом, помощницу по хозяйству по имени Наталья из Борисовки. Юдины на селе всегда были первыми помощниками при церкви, и сейчас наследники тех Юдиных служат и помогают своим духовным наставникам. Живет на селе Юдина Анна Михайловна 70-ти лет, ее муж умер через три года после свадьбы. Прадед по мужу Семен Тимофеевич Юдин.

А нашего Владыки служит личным поваром Надежда Арисова, её мама Арисова Татьяна Ивановна, в девичестве Юдина, сейчас ей 75 лет.

Татьяна Юдина родилась в 1936 году в Старых Домосердках, где прожила всю свою жизнь, крестили её в этой самой церкви Михаила Архангела в 1937 году, а уже в 1938 году церковь закрыли на долгие 73 года! И она тоже была на освящении храма и первой Архиерейской Литургии после открытия храма!

Мама Татьяны Арисовой в девках носила фамилию Лобашкина. Её отец Лобашкин Петр Петрович служил церковным старостой в Старых Домосердках до нового старосты Юдина Семена Тимофеевича, о котором мы писали ранее. Петр Лобашкин был глубоко верующим человеком, он категорически отказался работать в колхозе. Вел свое личное подсобное домашнее хозяйство. Был арестован во время продажи урожая, выращенного на своей земле. Для освобождения от него потребовали справку с места проживания. Сельсовет выдал такой документ, в котором Лобашкин был характеризован как кулак, не желающий вступить в колхоз и ведущий контрреволюционный образ жизни, как религиозный верующий в Бога человек. Этот документ стал причиной немедленного суда. Осужден «тройкой» НКВД к расстрелу, приговор приведен в исполнение в 1938 году.

Юдины всегда жили и живут заботами о церковном приходе, помогали и храм восстанавливать: готовили обеды рабочим, кирпич разгружали и подносили строителям, и много всего делали. Но многое это делали и делают во славу Божию, без излишней огласки и почестей.

Род Юдиных был в деревне большим, все были очень верующими людьми, уважаемыми, несли постоянную заботу о своей церкви. Не утратили этого доброго отношения к храму и новое поколение Юдиных-Арисовых.

Закрыли церковь перед самой войной в 1938-м году, так рассказали мне сельчане, иконы разобрали по домам, говорят, что на стенах храма были удивительные росписи, библейские фрески. «Колокол самый большой в первый год войны, в 1941-м, спускали с колокольни на деревянных лесах, они не устояли под тяжестью, сломались, и колокол с высоты упал вниз и разбился, его отправили на завод в Ульяновск, сказали будут снаряды делать… Были тогда такие жидовские люди, а сейчас хотелось хотя бы маленький храм построить. А этот, старый, опять сделать трудно, ведь у нас такие плохие колхозные пенсии, сынок. Но может помогут…», слабо веря своим словам, рассказывала мне в 2008-м, почившая летом 2011 года Анна Поликарпова.

Последним священником, по словам отца Виктора, был отец Василий Малинин, он был арестован и конвоирован в Ульяновск, умер в тюрьме. О судьбе его семьи ничего неизвестно, сельчане говорят, что батюшка был не из местных, и поэтому прежних данных о нем нет.

В селе Новые Домосердки (Черемушки) сейчас также относящегося к приходу отца Виктора, в декабре 1937 года был осужден «тройкой» Базарносызганского НКВД священник Гришин Андрей Иванович и приговорен к заключению в концлагерь сроком на десять лет. Настоятель Михайло-Архангельского храма с.Новые Домосердки был репрессирован за срыв предвыборной компании в Верховный Совет. Его внук сорвал со стены школы и собственного дома листок с призывом к советскому народу идти на выборы. Сам отец Андрей взял всю вину на себя, сказав, что он сам велел внуку Виктору сорвать листовку о выборах и принести ему. Неизвестно дожил ли до окончания срока заключения священник, сведений о его освобождении и дальнейшей судьбе нет.

После закрытия церкви в 1938 году, в ней долгие годы хранили зерно. Пелагея Бараксина вспоминает, как она в юности, в 17-летнем возрасте, работала на зернохранилище, таскала мешки с хлебом, как то не смогла донести тяжелый мешок, выпустила из ослабевших рук, мешок упал, зерно рассыпалось по полу в храме. До сих помнит как её потом сильно ругал председатель.

Серединную часть здания разобрали совсем недавно в 1985-86 годах. По рассказам очевидцев, жителей села Пелагеи Бараксиной, 80-ти лет и Лидии Михайловой, председатель сельсовета коммунист Самонов (сейчас проживает в с.Юлово) распорядился сломать никчемную церковь, так как к этому времени в селе уже построили зерносклад и для коммунистов купол с крестом в центре, был как бельмо на глазу. Стены обвязали мощными стальными тросами, зацепили бульдозерами и варварски выламывали метр за метром. Тросы не выдерживали старинной, крепкой, сделанной на века, кирпичной кладки, часто рвались. Брат, присутствующей на освящении старушки Лидии Михайловой, работал трактористом, не послушался парторга, слез с трактора и сказал. Что не станет ломать церковь. Тогда в трактор поднялся сам партийный деятель, и вот тут совершилось немедленное наказание: оборвавшимся концом троса, с огромной силой обрушившейся на трактор, чуть не снесло голову коммунисту. Он в испуге бросил рычаги бульдозера. Полностью разобрать купольную часть церкви и колокольню не хватило сил и средств, возможно и смелости после случившегося. Три вместе сцепившиеся трактора не сумели разрушить колокольню. Часть кирпича забрали на строительство конюшни, амбара. Разобранный кирпич председатель приказал возить на реку Инза, чтобы изменить русло реки, сделать дамбу. Воды реки Инза в сильное половодье превращались в бурные потоки и сносили мост. Для его укрепления и хотели построить дамбу из церковного кирпича. Но из затеи этой безбожной ничего не получилось. Битый кирпич выгружали в русло сплавной реки, но к всеобщему удивлению, или на утро, или в скором времени, все эти горы строительного мусора вода, вдруг усиливая свое течение, уносила прочь. Не принимала водная стихия этих святых уз, не хотела идти против Бога, как пошли на это те люди, руководители партии и правительства, оставившие после себя только разруху и скорбь, громкие лозунги и обещания райской жизни для бедных и справедливости для нищих. До ныне нет на селе ни нормальной, уверенной жизни, ни благополучия, ни светлого будущего. И только духовные наставники, подобно отцу Виктору поднимают духовные силы народа, пробуждают в нем эту, утраченную поколениями надежду на спокойное, мирное безбедное житие,- ну что еще нам, народу нужно? И еще, вместе со священством в деревни возвращается святость и вера.

Хотя верно переживает и сетует одна из старушек, что все это варварство все-таки делалось при общем попустительстве всего «нашего народа» и общей его беспечной безучастности к разорению святыни. Жалко стало потом, когда стали понимать, что ничего доброго новая власть не принесла.

Седьмой священник села Поддубное.

Отец Виктор родом из села Коноплянка Инзенского района Симбирской епархии. Семинарию успешно закончил 28 мая 1990 года. В сане батюшка уже 22 года.

Вешкаймский район, Мордовский Белый Ключ и требная комната на межрайбазе п.Вешкайма, это те населенные пункты, которые отец Виктор опекал прежде.

И на этом прежнем месте в с. Мордовский Белый Ключ отец Виктор тоже не сидел без дела, церковь покрасил, колокольню заново срубил, иконостас сделал, отопление провел, ограду железную вокруг церкви.

Протоиерей Виктор Павельев в с.Поддубное приехал в 2003 году. До него на приходе в молитвенном доме с 1990 года служили шесть священников, но все они не сумели сделать того главного, что Господь помог сделать отцу Виктору.

Первый сон отца Виктора.

Из беседы с отцом Виктором: «Когда учился в Московской Духовной семинарии, в г.Загорске, в монастыре есть трапезный монашеский храм. Он длинный-длинный, Мне приснилось, что меня взяли в плен, повели вниз, там по всей длине стоят посередине столы. Подводят меня, а на столе лежит рука. Оторванная. Мне говорят: «Бери её!» Я взял, поднял её над собой, и чувствую, что мне очень тяжело и вот-вот не выдержу и брошу. Мне говорят: «Опускай». Я ее опускаю и кладу опять на стол, а мне говорят: «Это рука Георгия Победоносца». Смотрю на свои руки, а они у меня в крови. Я взял и ими лицо и отер. Утром проснулся, побежал к духовнику: «Батюшка, поясни, что за видение мне было, как я должен это для себя понять?» Он сказал: «Поживешь, увидишь». И всё».

Второй сон отца Виктора.

Когда отец Виктор служил в Вешкайме, на праздник Казанской Божией Матери, ему приснился сон, что направили его в другой храм: «Служба идет, а фундамента нет. Есть только купол и колокольня рядом. Не было иконостаса и стен. Я здесь в Домосердках никогда не был, и когда я просил архиерея, чтобы он меня перевел в Инзу или Инзенский район на любой приход, потому что сам с Инзенского района, вот этот приход он мне и дал».

Так промыслительно и получилось: служил настоятель, а храма настоящего на этом приходе не было, требная комната в сельском доме культуры. Провисшие низкие потолки и сгнившие полы, темно и сыро. За этим сельским очагом культуры и возвышался разграбленный и наполовину снесенный храм Михаила Архангела. В 2007-м году священник поехал в управление юстиции, чтобы зарегистрировать это старинное здание. Оформил все необходимые бумаги и в 2009-м году начал восстанавливать. Куда только не ходил настоятель с прошениями о помощи: к губернатору, министрам и в Москву писал. Но там наверху другие проблемы. Там не видно купола с покосившимся крестом с израненным Ангелом Храма над ним. Там не слышно слов старухи Анны Семеновны Поликарповой, которая кричала в мою камеру: «Люди добрые, Путин-батюшка помоги нам построить наш храм!» Вот это фото и будет фильм о храме, который я обязательно сделаю, в котором будут эти слова, почившей полгода назад 76-летней сельчанке, все-таки увидевшей воскресающий храм. В котором крестили и венчали ее родителей. На этой исторической фотографии, сделанной в 2008-м стоят три подруги, в центре Анна Поликарпова, справа Наталья Семеновна Ашуватова, она тоже не дожила до освящения церкви. Слева Горбунова Татьяна Николаевна, она жива, слава Богу, и была на освящении храма.

Мои заметки с крестного хода, сделанные в мае 2010 года.

«Храм Михаила Архангела в селе Поддубное поднимается из руин и развалин! Воистину совершается чудо Божее! Честно сказать, когда я был там в первый раз несколько лет назад, так же в крестном ходе, в 2007-м, и, когда батюшка Виктор говорил о реальном возрождении этого храма, я, прости Господи, не верил в то, что храм можно восстановить, что можно найти средства и силы для этого. Но невероятная настойчивость отца Виктора, его молитвенное желание совершить невозможное, сотворили чудо – храм будет воссоздан, теперь в этом он убедил всех! И меня, Фому неверующего, пока я сам не увидел, и не потрогал руками совершенное, и даже Владыку, когда привез ему фотографии реконструкции храма. Смотрите сами, за очень небольшие деньги, которые сумел собрать настоятель, в храме установлены пластиковые окна, двери, отремонтирована кровля, восстановлена кирпичная кладка внутренних стен, восстанавливается наружная кладка стен, все стены внутри - заштукатурены, изготовлены полы».

Первые деньги, которые удалось собрать на начало работ были 900 тысяч рублей. Собирали, прося у всех жителей обеих сел: Поддубного и Черемушек. Жители здесь все в основном мордва, деньги давали все без исключения. Даже проживающая в Черемушках татарская семья дважды вносила свои деньги на ремонт церкви.

В первую очередь восстановили стены и свод Алтаря, которые были разрушены полностью.

К осени в храме сделали паровое отопление от своей котельной, которую топят дровами. Обещают власти подвести газ в село в 2012 году, вот тогда у храма будет своя газовая котельная. В день освящения храма стояла холодная, снежная погода, был сильны ветер, но в храме было очень тепло. Народу пришло столько, что собственно довольно вместительный храм не сумел принять всех под свой купол и люди стояли в проемах дверей, на улице, меняясь по очереди, чтобы не дать друг другу замерзнуть. В церкви не было ни одного свободного местечка, где бы мог встать человек, люди стояли очень плотно, тесно прижавшись. И ловили каждое слово происходящего Таинства освящения своего родного храма. Отец Виктор, стоя в Алтаре и внимая словам молитвы правящего архиерея вытирал слезы большой мужицкой рукой. Матушка Таисия, молилась спрятавшись за спинами прихожан и тоже вытирала и вытирала слезы радости. Слава Богу. Впереди планы по наружной отделке стен храма, замене кровли купола, восстановлению колокольни. Очень хочется батюшке восстановить и всю среднюю, центральную часть храма, но думает, как потом отапливать такой большой храм. Хотя есть планы оставить эту часть церкви холодной, как было в старые времена.

Вспоминаю крестный ход этого лета, запомнилась 11-летняя девчушка Наталья Морозова с огромными глазами, она вместе с бабулей Татьяной Николаевной несла большую икону Казанской Божией Матери. И сегодня на освящение храма они пришли вместе. Наташке исполнилось 12-ть учится в лицее, в шестом классе. Подарил ей фотографию, сделанную летом с святой храмовой иконой. Расспросил, рады ли ее друзья, школьники, учителя? Отвечает, конечно, ждали этого события, волновались все, готовились и помогали, как могли. Потом мне рассказали, что сегодня приходили все школьники без исключения. Привозили детей из соседнего села на специальном автобусе.

Архиерея встречали хлебом и солью матушка Таисия, дети батюшки Мария, Ксения, сын Илья с букетами цветов. От дальней ограды у самой колокольни до входа расстелили ковровые дорожки, усыпанные цветами, вдоль которых Владыку встречали, протягивая руки для благословения прихожане.

Спрашиваю у маленького восьмилетнего Ильи, гордится ли он отцом?

Отвечает: «Я люблю папу, он очень старался!»

Дочь Мария, помогает матушке, поет в церковном хоре, говорит: «Я очень счастлива, что мы все церковь построили, я очень сильно горжусь своим папой. Я очень-очень благодарна своему папе за то, что он восстановил этот разрушенный храм и храм превратился в такой вот красивый».

Дочь Ксюша, учится в 7-м классе: «Я очень горжусь, что отец построил такую красивую церковь, я очень рада видеть такую красоту своими глазами! Мало кто поначалу верил, что у него что-то получится, сейчас его все очень уважают».

Матушка Таисия научилась за эти годы понимать мордовскую речь, очень скоро, возможно сумеет и говорить по-мордовски: «Сегодняшнюю ночь не спала, переживала. Храм строили очень трудно. Девять раз сама ходила по всем домам наших двух сел, собирала «жертву», в долг брали, у магазина просили, у местных предпринимателей. Вот так построили храм. Дома никаких дел не делали, все только в храм, в храм. На себя денег не тратили, ни кому, ни чего. Чтобы людям был храм, чтобы была радость в селе. Все уже видели, что храм строится и ждали, помогали».

Дети в семье у батюшки сами приучены читать правила, часто причащаются. У матушки двоюродный брат Подолько Вадим Петрович священник в Самаре.

Отец Виктор: «Если Бог нас держит и терпит, мы никогда не ошибемся, ибо Бог наш, а мы Его слуги».

Благотворители, которые активно помогали в восстановлении церкви все местные жители Инзенского края, предприниматели, руководители организаций и предприятий: Понятов Александр Яковлевич, Казармин Александр Петрович, Морозов Владимир Иванович, Замяткин Александр Иванович, нетканая фабрика материалов, Баранов Валентин Александрович, Мордовин Андрей Васильевич, ООО «Камелия», Башаев Иван Андреевич . Ивлев Александр Николаевич. Ко всем этим людям батюшка обращался как просящий милостыню на храм и они никогда ему не отказывали.

Когда Владыка награждал всех этих людей, он сказал, что когда-нибудь, через много лет, проходя мимо этого храма, чей то внук скажет: «Это мой дед восстановил этот храм! Это мой отец потрудился в этом храме, не так, как было в тридцатые годы – это мой дед и отец разрушил и уничтожил… Их память прошла с шумом… Сейчас ваша первостепенная задача, чтобы вы не только в праздники и наполняли храм этот, но и в будни молились в нем».

В предстоящем 2012 году церкви исполняется 170 лет.

С слов жителей села и клира записано верно, подписываюсь собственноручно,

во славу Божию, с места всех описанных событий, Нафанаил. Так было.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика