Проект «Епархия» / Новости Симбирской митрополии РПЦ

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской и Мелекесской епархии - simbirsk.eparhia.ru

Историческая справка из рукописи протоиерея Жемчужникова.

23.07.2009

Продолжение выдержки из летописи протоиерея Жемчужникова:

1917-й год.

О храме.

В настоящем году в храм приобретены

а) походный металлический фонарь за 35 р.,

б) металлическая лампада с балансом к заупокойному кресту за 25 рубл.

в) одним благотворителем (Алексеем Кочаевым) пожертвованы - в память о умершей супруге Екатерины - воздухи, шитые (неразборчиво в тексте) по красному атласу, стоимостию в двадцать рублей. Первые же два предмета куплены на церковные деньги. Кроме сего // 62 (оборотн.) благотворителем, пожелавшим остаться неизвестным, пожертвована облигация в пятьсот рублей “займа свободы”, хранящаяся в отделе Сызранского Государственного банка по квитанции за №4444-м. Отопление храма, по нерасположенности сельского старосты с его единомышленниками к нему, в начале года производилось неправильно. Вследствие чего много резьбы с иконостасов в теплом храме - от сырости - свалилось.

Война, начавшаяся в июле месяце 1914 года, в текущем году продолжалась с неменьшею ожесточенностию, но с перевесом в пользу врага- немца. Причина неуспеха ея зависела от частой смены министерств, менявшихся по капризу царицы-немки каждый месяц, если не чаще. Царь Николай II-й так подпал под влияние своей жены, что, в ущерб государству, стал делать все то, что прикажет она. Вследствие чего началась разруха в госудврстве всего внутренняго и внешняго строя, которая и вызвала революцию.

Революция.

По случаю недостатка хлеба, в Петрограде начались безпорядки, о чем и было сообщено Царю в ставку телеграммою. Но он не обратил на нее никакого внимания. Почему члены государственной думы под председательством Родзинко составили новое правительство и приготовили // 63 акт отречения от Престола Царю для подписания в пользу наследника престола.

После долгих отговорок он подписал акт этот в пользу брата Михаила. Но он тоже отказался лично от этой чести, сославшись на волю народа, если он будет согласен на избрание его на царство. В общем революция обошлась мирно. Временное правительство незамедлило объявить четыре свободы: свободу совести, - личности, - собраний и - слова. В силу этих свобод немедленно были выпущены из тюрем, крепостей и застенков все, годами там томившиеся - по царскому наказу - революционеры. А с ними вместе вышли и вообще преступники…

Новое управление. По наказу новаго Временнаго Правительства, во всех городах, сёлах избраны для управления временные Комитеты с председателями из комиссаров (старосты), милиционеров (полиция) и делегатов на волостныя, уездныя и губернския собрания. Все прежние начальники как то: губернаторы, предводители дворянства, урядники и вообще прежняя полиция с жандармериею включительно были удалены незамедлительно и заменены выше//63 (оборотн.) названными должностями по выборам народа. Всё это свершилось тихо, мирно и без особаго шума. Но на святой недели в приходы - в силу данных свобод - явилось много солдат - дезертиров, которые и стали подстрекать народ к захватам земель: церковных, помещичьих и владельческих.

Захват земель. Все соседние помещичьи и владельческие - крестьянские были поделены между крестьянами; напр. здешние прихожане взяли и поделили на общества все удельные оброчн. статьи и купленные крестьянами у Г.Г. Чихачёва и Могилевцева. Хотели отнять и церковную землю, но на яровой посев не отняли, а только отвели много времени и разрешили пахать её тогда, когда уже началась засуха. В силу чего работа над ней и семена пропали даром. Равным образом и общественныя земли, быв запаханы поздно, по случаю затянувшагося передела всех земель, не дали никакого урожая. Церковная земля парового поля была тоже захвачена и разделена между прихожанами и священнику оставлена только одна десятина 2400 кв. с.

Всероссийский собор.

За много лет ранее поднимался вопрос о созыве Российскаго собора, но этому делу препятствовала синодальная прокуратура и царская власть. Наконец, с низложением царской власти, это заветное желание осуществилось. 15-го августа //64 в Первопрестольную Столицу - Москву собрались представители православной России из всех епархий со своими архипастырями, избранными священниками и мирянами.

Патриарх. На соборе этом возстановлено патриаршество и на кафедру эту собором избран митрополит Московский Тихон, который, по установленному чину, и был возведён на эту кафедру 21ноября.

Епархиальное управление.

По случаю революции изменилось и епархиальное управление: при епархиальном епископе установлен пресвитерский совет, который совместно с архипастырем решает некоторыя дела, собираясь один раз в месяц. В число членов духовной консистории введены представители от диаконов, псаломщиков и церковых старост. Не смотря на такую численность и всесословность начальства церковнаго, народ, почуяв свою силу, стал в оппозиции церкви и духовенству и здешние прихожане отказались платить церковные взносы на епархиальныя нужды. Местный церковный староста, избранный // 64 (оборотн.) после революции без согласия причта, на требования установленных взносов лживо стал жаловаться прихожанам, что “я его оскорбляю”, что “таких оскорблений он никогда ни от кого не слыхал в силу чего и служить не хочет”. Тяжело было мне слушать эту клевету за 36-ти летнюю безпорочную службу, но делать ничего не оставалось - чтобы умиратворить прихожан - ка только - по христианскому смирению - попросить прощения с земным поклоном (летописцу в это время пришел на память поступок Святого Феодосия Чернигавскаго, который на оскорбление его одним из пономарей действием, счёл за лучшее испросить у него прощение земным поклоном). Судя по поступку церковного старосты, можно заключить и об отношении других прихожан к местному причту. По поводу отнятия у него церковной земли в свою пользу, многие из них не только говорили, но прямо кричали: “убирайся отсюда, а дорога - во все 4-ре околицы”. На каковое грубое предложение следовал мой ответ: “если найдёте причину, то уйду, но не иначе как только по судуВторая революция.Много зла внесла 1-я революция в приходскую жизнь, а ещё того вторая. Временное Правительство работало, хотя и не вполне продуктивно, но всё же работало на пользу Отечества: собирало конференции, вырабатывала правила ведения войны, подготовляло списки // 65 кандидатов в Учредительное собрание. И за всё время - в течение 8-ми месяцев отыскивало твёрдую власть. В это же время своеобразная партия “большевиков” во главе с Лениным – Ульяновым - уроженцем нашего города Симбирска - и евреем Бронштейн - Троцким повела свою агитацию иным способом: тысячи ея агентов отправились в армию и, с целию реорганизовать армию, начали проповедовать, что войны ведутся капиталистами для личной наживы и истребления народов. Девизом своим эта партия поставила общее равенство и вся земля, как вода и воздух, должна принадлежать народу, равно и вся власть должна принадлежать народу. Проповедь эту скоро поняли все: мужики и солдаты, войны мало того что перестали воевать и подчиняться ближайшим начальникам, но еще стали издеваться над ними, мучить и избивать. А вместо их стали ставить себя начальниками из простых унтер-офицеров. Главнокомандующим же избрали и поставили прапорщика Крыленко.

Междоусобная война.

Когда вся армия стала на сторону “большевиков”, часть ея они направили на Петроград для свержения Временного Правительства, а часть на Москву для завоевания ея под свою власть. Войска // 65 (оборотн.) свои они назвали красною гвардиею. Столицы же могли выставить против их только юнкеров военных училищ. Первое столкновение началось с 27 октября и в Петрограде окончилось сравнительно скоро, потому что им нужно было только захватить членов временнаго Правитиельства, что и удалось им, сравнительно, скоро но определено сказать не могу. В это время в царском селе, во время крестнаго хода о умиратворении и прекращении междоусобнай брани, один из священиков О. Иоанн был убит (фамилию не помню). В Москве же кровопролитие продолжалось семь дней. Вэто время в Кремле от артиллерийских снарядов пострадали оч. сильно древне – Русския Святыни и в том числе Успенский Собор. В это же смутное время собор Всероссийский, заседавший в Москве избрал из среды себя депутацию, которая во главе с Платоном, Митрополитом Тифлисским, принявшим эту миссию добровольно, отправляясь в штаб “большевиков” с протестом против разрушении Русских святынь и просьбою прекратить братоубийственную войну. Принят был штабом один М. Платон, который только слезами и коленопреклонением вымолил прекращение кровопролитий; Это было 4-го ноября и к вечеру стрельба окончилась.

Отношение большевиков к церкви.

Как только большевизм в свои руки, явился проэкт отделения церкви от Государства. Сущность этого проэкта такова: Религия объявляется частным делом каждаго человека; религиозныя общины - частными союзами; преподавание Закона Божия школах - необязательным: метрикоция передаются особым органам Государств. Власти; учреждается институт гражданских браков; Духовныя лица всех исповеданий уравниваются в правах со всеми гражданами Республики; церковныя и монастырския земли конфискуются а с ним и церковные и причтовые капиталы; а чины высшей иерархии обязуются представить в государственную казну все головныя и нагрудныя украшения, а белое духовенство – вне богослужения - должно являтся в статском платье с 7-го января 18 года вводится новый григореанский календарь?

Голод и дороговизна предметов первой надобности.

Жизненные продукты, поднявшиеся в цене в минувшем году в четверо и пятеро, в настоящем году по случаю неурожая хлеба в текущем году, поднялись в цене в сто и более раз; напр. муку для просфор вм. 2-3 р. к концу года покупали по 40 рубл. За пуд, а церковное вино вм. 12 р. за ведро покупали 64 рубл. за ведро, а в некоторых приходах, по неосмотрительности старост, не было никакого вина и вместо литургии совершали только обедницу. О других // 66 (оборотн.) предметах необхадимых для жизни страшно и говорить; напр. пуд ржаной муки покупали от 20-40 рубл., пшено было в той же цене, мужская обувь (сапоги) кожанныя поднялась в цене до 150 р. за пару, валеная до 80 руб. за пару, мыло простое платное до 100 рубл. за пуд, зажыгательныя спички пачка в 100 шт. стоила 1р. 80 коп. Свечи восковые к концу года поднялись до 220 рубл. за пуд, ладан до 360 рубл. за пуд. Простой крестьянский холст покупали по 1р. 50 коп. за аршин, а фабричной мануфактуры не было ни по какой цене.

Настроение народа.

По случаю безвестия, настроения в пожилом слое народа стало унылое; посещение общественнаго богослужения усилилось, доход в церковную кружку сильно повысился. В слое народа средних лет – в возрасте до 45 лет- сильно развилось вновь пьянство. Хлебнаго и картофельнаго спирта под названием “самогонки” оч. много приготовлялось в Чекалинском Латышском Хуторе – завода три-четыре было и здесь в Кивати - откуда его любители, равно и шинкари, приобретали по 130 рубл. за ¼ ведра. Молодежь, кроме пьянства вдалась в картежную игру в деньги. Многие из них в одну ночь проигрывали по сто и болия рублей. Вообще с низложением царскаго трона и удалением законной власти разложилось всея Россия…! В настоящем году родилось мужеска пола 43 лиц, а женска пола 38 лиц. Браком сочеталось 28 лиц, супружеств было 14-ть.

1918 год.

Гонения на православную церковь.

С отделением церкви от Государства началось гонение на церковь. В видах противодействия этому гонению 1-го января было собрано приходское собрание для избрание членов церковнаго совета. На это собрание без всякаго приглашения явилось несколько противников церкви, которые всеми силами сорвать собрание, а когда им это не удалось, то постарались избрать в совет лиц не только не церковных, но прямо противников церкви, а местнаго приходскаго протоиерея (летописец) не избрали и членом такового. Деятельность этого совета, неимеющаго опытнаго руководителя, сводилось лишь к тому, что часть членов его являлась // 67 (оборотн.) к концу месяца в церковь и проверяла доходность церковных сумм. Что же касается расхода, то его единолично, а иногда с согласия настоятеля, производил церковный староста; причем весь расход сводился только к покупке свеч, муки для просфор и вина. В течение настоящаго года все эти предметы, необходимыя при совершении богослужения приобретались еще из епархиальнаго склада.

Война.

Захвативши власть в свои руки, “большевическое правительство” начало усиливать свои войска посредством найма за высокою цену (300 р. в месяц при готовой обмундировке и содержании). В армию эту явилось много добровольцев из людей не привыкших ни к какому труду, а частию из фабричных мастеров, оставшихся – за разрушением их фабрик и заводов – без всякого дела. С этою армией большевики двинулись по линиям железных дорог от Москвы к востоку. Поддерживая, якобы, руку крестьян и уничтожая дворянския усадьбы и купеческия предприятия, войска продвигалось вперед почти без всякаго сопротивления и таким образом добралось и до нашей богоспасаемой Кивати. Часть войска с начальником явилось в тот момент когда церк. сторож прозвонил 9-ть ч. вечера. Начальник подъехал к сторожке и запретил // 68 ему производить дальнейший звон. На вопрос сторожа кто он такой и почему запрещает звон-Г. ответил, что имеет на это право. Об этом сторож доложил мне, но я не придал этому никакого значения. В эту же ночь около полуночи вступила в село целая рота (250 челов.) с оружием, пулеметами, пушками п. кухнею.

Убийство псаломщика.

Против большевиков на ст. “Безводовка” стояла армия “чехов”.1 Когда рота большевиков – красноармейцев явилась в Кивать, около 2-х час. ночи трое из них, назвавшихся чехами, пришли к псаломщику П. Павлову и просили его указать им дорогу в с. Томылово (в 4 в.от ст. Безводовка). На дорогу попросили покормить их, для каковой цели завел их в ближайший омшаник (зимовки для пчел), где его, якобы за укрывательство в своем доме чехов, убили выстрелом в висок. Летописец тоже был приговорен красноармейцами за 36-ти летнюю жизнь, якобы кулаческою, к разстрелу. Но, верно “Бог не выдаст, так свинья не съест”, прежде чем разстрелять меня, они почти поголовно опросили прихожан, действительно ли я обижаю их, и когда это не подтвердилось, оставили в покое. // 68 (оборотн.).

Сражение в Кивати.

16 и 17-ое числа августа прошли спокойно, а 18-го здесь пролетел аероплан около 8-ми часов утра; чей это был аероплан – красноармейский, или чешский – никто из нас определить не мог; не определил его, наверное, и красно – армейский наблюдатель… Но только около 2-х час. по полудни сделалось тревога; солдаты стали готовиться к бою; на вопросы к ним обращаемые они отвечали: чехи наступают, прячтесь в погребе а у кого есть в кладовыя. Действительно вскоре показались – со стороны Еделева, с горы от Томылова и из за Чюрека Панда вооруженные солдаты, наступавшие с трех сторон жидкими цепями и чрез каких нибудь ½ часа начался бой, выразившейся в стрельбе из ружей и нескольких пулеметов. Летописец с семейством на это время скрылся в своем саду в зимовке для пчел. Стрельба продолжалась не более часа и красно-армейцы, как застигнутые в расплох, вынуждены были отступить к Чекалину. По занятии Кивати, чехи вскоре ушли обратно в Томылово, а красно-армейцы заняли позицию – частию в дуброве и частию в кладбищенском бору. В этом бою убит на повал красно-арм. офицер – наблюдатель и ранен один рядовой добитый до смерти вступившими чехами уже на улице в самой Кивати. Офицер отпет мною и похоронен на местном кладбище, а солдата кто-то зарыл без отпевания. // 69

Покой Кивати, нарушенный вступлением солдат 16 августа, возстановился лишь тогда, когда войска чехов отступили к сызрани, а войска красно-армейцев заняли Студенец (с. в 20 верст); это было 12-го сентября за сказанное время каждодневно с ранняго утра до глубокой ночи раздавались – то оружейные, то пулеметные, а то и артиллерийские выстрелы. А особенно сильная артиллерийская стрельба была с “кургана” на рз “ Кузоватово”, от каковой сгорел лесопильный завод Владыкиных, весь поселок и часть Госпитальных домов.

Убийство протоиерея Ильинскаго.

12-го сентябра штаб военный, стоявший в доме прот. Ильинскаго при с. Томылове, выбыл в с. Студенец, а 13-го сентября, отслуживши вечерню к празднику Воздвижения Животв. Креста, О. Ильинский был приглашен напутствовать больную. И когда он вышел из ворот для сказанной цели, явились три красноармейца; один из них сорвал с него походную дароносицу и сказал: “будет уже обманывать народ, ты арестован” и тут же в чем он был, не дав проститься с семейными увели под конвоем на ст. Безводовка, а утром около час 10-ти вывезли его за Кузоватовский тупик в вагоне и здесь в лесной опушке не дальше ½ версты от полотна ж. д. разстреляли и, вырыв небольшую яму, едва, едва прикрыли землею, за что никто не знает. // 69 (оборотн.).

Дороговизна предметов потребления.

Дороговизна предметов первой потребности, прогрессивно поднимались в цене, к концу года дошли до неслыханных цен; так, муку для просфор покупали по 70 рубл. за пуд, вино для таинства по 200 р. за ведро, свечи по 1000 р. за пуд и ладан по 10 р. за фунт. Но и по этой цене эти предметы доставались с большим трудом и не всегда из епархиальнаго склада, а от частных лиц, потому что правильное сообщение с ним, по случаю разстановки по всем дорогам военных патрулей, на дорогах грунтовых происходили ограбления правозимаго, а по железной, по случаю безпорядков на ней, почти невозможно стало ездить

Завоевание епархиальнаго города.

До июля месяца епархиальный город Симбирск был в руках “большевиков”, а в июле – он был завоеван чехами (числа не знаю) и был в руках их около 6-ти недель (верно не знаю). В августе же месяце большевики опять завоевали Симбирск под свою власть. Вместе с отступлением чехов интеллигентное население города в числе около 15-ти тысяч ушли из города по направлению к Сибири; с ним вместе выбыл и епархиальный архиепископ Вениамин. Долго ли Симбирская кафедра была вдовствующею – не знаю долго не знал так же я и о назначении на место Вениамина Арх. Тихона, ибо благочиннич. окр. По той же причине // 70 остался без Благочиннаго, который вместе с чехами эвакуирован на восток, оставив на произвол судьбы жену и ребенка.

Настроение народных масс.

Народ, подстрекаемый большевиками против образованнаго, интеллигентнаго и купеческаго классов, радовался, что скоро он будет властелином, распорядителем и законодателем на Русской земле.

1919-й год.

Гонение на церковь и Св. Писание.

Гонение на православную церковь, начавшееся в минувшем году с отчуждением церкви от государства продолжилось и в настоящем году. Новому правительству мало показалось, что Закон Божий изгнан из школы. Кроме сего декретом приказано было вынести иконы из школы и убрать из школьных шкафов: Святое Евангелие, псалтири и учебники по Закону Божию. Вслед за названным декретом последовал приказ об отозвании из всех церквей метрических книг за все года; что и приведено волостным советом в исполнение в первой половине февраля месяца. По случаю обнародования закона о гражданском браке и повенчания Свящ. 2-х браков без предворительной записи таковых в гражданских книгах он был оштрафован тысячью рублями, которою уплатили почти полностию почетательницы его – кто 20 р., кто 40 р. – и таким образом // 70 (оборотн.).избавили его от взятия под арест. В январе месяце из епархиальнаго склада получено последняя ¼ краснаго вина за 74 р. и 30 января весь склад епархиальный со свечами, утварью и ризницею был отбран в распоряжение большевиков. В этом же месяце записана на учет и наша церковная утварь, при чем более ценная утварь не объявлена. В ноябре месяце в храме был произведен обыск – нет ли в нем икон, или утвари пожертвованных особами царствующаго дома, лицами свиты, или вообще лицами близко стоящими к царскому трону; как на казенный дар протоиереем было указано на престольное Евангелие с надписью, но милиционер взять его отказался, потому что сю заменить не чем.

Учет всякаго имущества у прихожан.

В течение всего этого года у прихожан моих все взято на учет: посев, скот, домашний инвентарь и все что только было у них. Согласно этой записи с октября месяца у них потребовали ½ -ю часть хлеба и картофеля, затем – коров, овец и свиней. Отнятие этой собственности производилось всю осень и начало зимы, при чем за хлеб уплачивали только по 40 р. за рожь, 46 за просо и 50 р. за горох, а за живой инвентарь неплатили ни одной копейки.

Розовое настроение мужечков сменилось мрачным и угнетенным. К отобранию живого и мертваго инвентаря присоединились еще постоянные наряды на казенныя работы в лесу: пешком для рубки дров, на лошадях для подвоза их к станции; затем постоянные наряды для подвоза солдат. Наконец взяты на учет все девушки и женщины от 18-ти до 40 лет, которых стали брать, не смотря на холод или буран, с лопатами для очистки полотна железной дороги.

Эпидемия.

В течение настоящаго года, на всем протяжении его – по случаю недоедания – в населении свирепствовал тиф, а у многих с воспалением легких, унесший сорок два человека. В настоящем году родилось мужеска пола пятьдесят девять (59), а женска шесть десят (60), обоего пола 119 лиц.Умерло мужеска пола семьдесят девять (79) , а женска семьдесят два (72); обоего пола сто пятьдесят одно (151) лицо.

Браков заключено тридцать один (31). Прихода церковных сумм было: 43. 942 р , а расхода 26800 р. 50 коп.

1920-й год.

О Храме.

С настоящаго года прекратилось употребление для совершения святого таинства еквхаристии краснаго винограднаго вина и, за неимением его, стали употреблять1 ягодный морс – из малины, вишни и черной смородины с добавлением небольшого количества сахарнаго песку; а чтобы морс не окислился я стал прибавлять – 1/40 на ведро морса – хлебнаго спирта. В лампаду, вместо оливковаго и минеральнаго масла стали зажигать конопляное масло, которое повысилось в текущем году до 6 т. рубл. за фунт, а восковыя свечи к концу года вздорожали до 500000 т. рубл. за пуд, а почему к концу года свечи на руки уже не продавались, а каждый, желающий пожертвовать на свечу, клал кто сколько мог, а смотря по пожертвованиям, староста возжигал уже свечи. Пшеничная мука продававшаяся в начале года по 40 р. за пуд, к концу года поднялась до 50 тысяч рубл. за пуд, так что по нужде в просфоре стали прибавлять несколько ржаной муки. При такой дороговизне предметов народных при совершении Богослужения, о благоукрашении храма и пополнении ризницы и думать стало нельзя. Декретом последовавшем в феврале, или январе мес. от причта затребована опись церкви и ея имущества в 3-х экземплярах, причем, по соглашению церковнаго совета, все имущество // 72 не было показано в этой описи, а ценныя предметы 84 пробы серебряныя, как раньше спрятанныя не были записаны. Два экземпляра этой описи Правит. Оставили у себя, заставив предварительно расписаться в приемке церкви с имуществом причта и председателя церковнаго совета в свое распоряжение и охранение, а один экземпляр возвратили в распоряжение причта и совета.

1922 год О причте.

За смертию, протоиерея Ираклия Жемчужникова, прослужившаго на пользу церкви около 41-го года в с. Кивати, умершаго 27 марта скоропостижно, место священника предоставлено было 19 апреля, его старшему сыну священнику с. Тетюшской Слободы, Симб.[ирского] у.[езда] Александру Жемчужникову, по приговору прихожан и резолюции архиепископа Александра. Дом был предоставлен весь вновь прибывшему иерею. Страстную седмицу и святую пасху служили священники с. Кузоватова Ясенский и Силецкий.

Поминальные слова в честь протоиерея Ираклия Жемчужникова были произнесены во время праздничной Литургии 21 июля 2009 года.

1924 г.

О Храме.

В мае месяце храм был выкрашен снаружи (крыша храма) медянкой на масле за три раза. Довольно удачно! Израсходовано более 200 пуд. разнаго хлеба. За страхование храма уплачено гражданской власти 30 р. золотом. Взносы на содержание Священнаго Синода, который признан Советской Республикой, как возглавляющий православную церковь, // 81 (оборотн.) церковный совет продолжает платить по первому требованию местнаго благочиннаго, а равно и жалование ему по 10 ф. хлеба в месяц. В половине февраля уплачено за 2 зол. св. 32 коп. и за пересылку 15 коп. В марте месяце назначено было Благоч. Собрание, на котором командирован был от нашего благочинное в г. Симбирск О. Силецкий; на что и дано ему 2 р. от каждой церкви; но епархиальное собрание ни чего определеннаго не вынесло, так как не было сочуствия среди членов собрания к обновленческому движению. Совещание предсоборное в г. Москве, хотя и состоялось, но доверия не получила со стороны депутатов от мирян, увидавших в центре среди православия христиан полное сочуствие патриаршей, а не синодальной власти. В июле месяце Священный Синод разрешил епархиальному управлению издания “Листка”, но желающих читать его не нашлось, т.к. печаталось ложное, с целью уронить авторитет Патриарха. В том же месяце цер. совет отказался представлять деньги в сумме 5 р. на содержание епархиальнаго управления за 2-е полугодие 1924 г. В августе месяце с разреш. ВиК состоялось собрание коллектива верующих на котором составлен был протокол о признании верховной церковной властью – Патриарха Тихона и местнаго епископа Серафима Сызранскаго, назначеннаго 12 июне 1924 г. в г. Сызрань. В сентябре, к сожалению всех верующих, владыка уехал из Сызрани в Екатериноград к больной матери и на обратном пути остался в Москве, куда и // 82направляются все просители нашего Сызранскаго Викариатства. Преосвященный Серафим крайне нуждается в средствах, так как церковные совета еще не привыкли посылать на дальное разстояние денежныя субсидии на содержание местных церков. управлений. 12 ноября из Сызран. У[льяновской]-гор[одской]-милиции прислали церковному совету правила ведения денежной отчетности, по которой нужна приходо-расходная книга, пронумерованная и прошнурованная. Налоги на духовенство с каждым месяцем увеличиваются: в октябре заставили священника купить три облигации (по 5 р. каждая), и в ноябре заставили уплатить в пользу голодающих – 7 р. 50 коп. Приходится продавать лишнюю мебель: столы, стулья, самовары и пр. Несвоевременная уплата ведет за собой пеню. В начале осени прибыл на станцию Рузаевка епископ Виссарион – посланник Патриарха Тихона на Симбирскую кафедру, т.к. ГИПЕУ работает в контакте с Синодалами, а не с Тихоновцами. Молитва за патриарха хотя и не опровергается властию, но преследуется, так напр.: некоторые свящ. г. Сызрани арестованы в сентябре месяце и по сие время в заключении, хотя преступления их были более серьезнаго характера: они сделали церков. собрание верующих без разрешения УОУ за отъездом епископа Серафима. Вскоре за ним приехал епископ Назарий – бывший Симбирский, в духе обновленцев и живет при // 82 (оборотн.) Покровской церкви (в штатском костюме) население смотрит презрительно. 14 декабря сельский совет заключил письменный договор на безплатную сдачу церковнаго здания и имущества церковнаго совета причем переписана опись имущества и представлена в ВиК в двух экземплярах. От епархиальнаго управления продолжают высылать церкуляр распоряжения, идущия от священнаго Синода (см. кн. Протоколов).

1926 год.

12 января состоялось общее собрание, на котором избран был на долж. псаломщика вместо Ив. Ос. Кандрашина, Ив. Гр. Буртасов – сын диакона о. Буртасова, как сдавший экзамен в г. Москве в покоях епископа Виссариона и получивший благословение на звание псаломщика. В ночь с 9 на 10-е февраля чрез взлом замков в церковных дверях было похищено из денеж. ящика 77 р. 20 коп. После сего преступления решено деньги хранить у казначея на дому, за исключением мелочи. Подозрений на близких лиц оснований нет. // 84 Храм сей за время существования (38 лет) ни разу не подвергался краже.

Организация ВВЦС.

22 декабря нов. ст. прошл года составился в Москве из 7 деп.[утатов] Врем.[енный] Высший Цер.[ковный] Сов.[ет] в покоях патриарха Тихона в Донском монастыре (см. ст. “среди церковников” от 7 января, 26 года), но митр. Сергий Нижегородский был против ВВЦС и запретил в священнослужении сих 7 епископов (см. ст. № 32-й “централ, известий” от 9-го февраля 26 г.). По поводу запрещения епископа Виссариона от Синодальнаго благочиннаго О. Саранина последовал в наш церковный совет уведомление о сем запрещении согласно предписания Ульяновскаго синодальнаго управления с предостережением о том якобы губительны пути, по которым идут вожди Тихонов.[ской] церкви. Предписание скреплено печатью епископа Германа Алатырскаго (из чуваш.). 22 марта прибыл в г. Сызрань еп. Авраамий, как викарий, который сообщает, что с епископа Виссариона снято запрещение. В том же месяце был в заключении благочинный протоиерей Петров в течении 22 дней за распространение ложных слухов о власти в проповеди. Тюремное начальство отнесилось благосклонно, но от хулиганов вместе сидящих получал много оскорблений (душили, плевали, за волосы трепали и пр.) 10-го мая состоялся благочинный съезд, на коем избран на должность благочиннаго местный протоиерей Жемчужников. 8 марта церковный сторож служивший 3 года Афанасий Егоров Лачутин сменен, а вместо его нанят по труд. договору гр. с. Кивати Петр Григорьев Касимов».

На этом летопись обрывается. После 1926 года летопись была изъята. Автор летописи протоиерей Александр Ираклиевич Жемчужников был расстрелян в 1937 г.

Светлой памяти священников Ираклия и Александра Жемчужниковых посвящается этот выпуск.

Подготовил материал фотолетописец епархии Нафанаил. Фотолетопись Нафанаила.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика