Новости Тверской епархии
и страданий и свидетельствующие о его высочайшей святости и божестве. в великую пятницу литургии не бывает, потому что в этот день сам господь принес себя в жертву, а совершаются царские часы. вечерня великой пятницы («вынос плащаницы») посвящена погребению спасителя и совершается обычно в середине дня. песнопения вечерни посвящены страданиям и смерти христовым. во время пения молитвы св. симеона богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит плащаницу (плат с изображением христа, лежащего во гробе), все еще находящуюся на престоле. затем после «отче наш», во время пения тропаря, он поднимает плащаницу с престола, как бы с голгофы, обходит престол и выносит ее из алтаря на середину храма для поклонения. в некоторых церквах после вечерни поется повечерие или так называемый «плач пресвятыя богородицы».
в ряду господских праздников праздник пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских пасха христова есть высочайшее торжество веры, радостнейший и торжественнейший праздников праздник. говорят, что пасхальная ночь — самая безмолвная и тихая ночь в году. все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых ризах, с крестом, иконами и хоругвями выйдут из церкви — для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма и как бы придти к запечатанному гробу спасителя. в это время наступает 12 часов ночи — час, когда мы празднует воскресение христа и начинается пение праздничного тропаря: «христос воскресе из мертвых». все входят в распахнутые двери храма и после радостных слов священника «христос воскресе!», — ликуя, отвечают «воистину воскресе!». в эту ночь в пасхальном целовании и приветном благовестии сердца людей открываются ликованию любви. в великую субботу, под светлое христово воскресение в иерусалиме на святой гроб господень сходит благодатный огонь. это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования спасителя, данного его ученикам после воскресения: «и се, аз с вами есмь во все дни до скончания века». разговенье традиционно начинается - после пасхальной литургии - с освященных творожной пасхи, крашеных яиц, куличей.
архиепископ виктор совершит с
· детская театральная студия «раек» тгоо «центр духовного развития детей и молодежи «гармония» приглашает вас на пасхальный праздник, который пройдет в доме офицеров тверского гарнизона (ул. советская, 12)! в программе: спектакль «чудная пасха», подарки всем гостям. вход свободный.
центр «гармония» организует также проведение пасхального праздника в доме милосердия (доме престарелых) г. твери и в соц. учреждении - реабилитационном центре для несовершеннолетних детей (ул. макарова, 5). в программе: показ спектакля и подарки.
о дате и времени праздников можно узнать по тел.: 8-910-932-04-84.
· миссионерский отдел приглашает всех любителей живой музыки 7 апреля в дк «пролетарка» на вечер этнической музыки и танца, посвященный дню святого патрика епископа ирландского, миссионера (причисленного священным синодом русской православной церкви к лику святых 21 августа 2007 года), который избавил ирландию от язычества и научил по-другому понимать мир… в последнее время день святого патрика, к сожалению, ассоциируется с фестивалями пива и всяческими карнавалами. цель проводимого миссионерским отделом мероприятия – через основы традиционной народной культуры помочь аудитории осознать и религиозно осмыслить духовное наследие и собственный внутренний мир. в этом году участвовать в музыкальном вечере, помимо танцевального ансамбля «камелот» из санкт-петербурга и тверской группы «ashel», будут танцоры коллектива «ириден» (москва) и артисты финской этнической группы «семейная радуга» (тверь). вход свободный. начало в 18-00.
· 4.04.2010. в тверской епархиальной общеобразовательной средней школе имени свт. тихона задонского состоятся пасхальные торжества, которые начнутся традиционно с праздничного богослужения и малого крестного хода. затем в актовом зале школы примут поздравления с пасхой христовой учителя, учащиеся и все работники школы.
· 4.04.2010. отдел по делам молодежи тверского епархиального управления поздравит с праздником пасхи медновскую санаторную школу-интернат. подробности можно узнать по тел.: 8(4822)32-12-08 (соед. со 114).
11 апреля в 15.00 в воскресенском кафедральном соборе г. твери, в рамках московского пасхального фестиваля, состоится певческий собор «от людей - к храму от храма – к людям», посвященный восстановлению спасо-преображенского собора г. твери, с участием праздничного мужского хора московского данилова монастыря, художественный руководитель и главный регент - георгий сафонов. приглашаем всех желающих. подробная информация для сми о пресс-конференции, которая состоится 6.04 в епархиальном управлении, по тел.: 8-910-646-87-29.
информация может быть дополнена ко времени проведения мероприятий.
архимандрита сергия, начиная с 1945 года, его духовником был протоиерей квинтилиан вершинский, служивший в твери и часто приезжавший к старцу. отец квинтилиан сам несколько лет пробыл в заключении и хорошо знал, что такое — нести тяготы и горечь гонений в течение многих лет. он вспоминал об отце сергии: «всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, передо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя... он весь был объят божественным желанием... это чувствовалось во всем, особенно — когда он говорил. говорил он о молитве, о трезвении — излюбленные его темы. говорил он просто, назидательно и убедительно. когда он подходил к сущности темы, когда мысль его как бы касалась предельных высот христианского духа, он приходил в какое-то восторженно-созерцательное состояние, и, видимо, под влиянием охватившего его волнения помыслы его облекались в форму глубоко-душевного лирического излияния».
вечером этого же дня –
стоящей на полукруглом возвышении - горе; на левой руке ее - богомладенец с благословляющей десницей. на главе богоматери корона, а в руке небольшая гора, на которой виден верх церкви с куполами и крестами. около 250 - 300 лет тому назад эта икона находилась в одном из мужских монастырей твери и подарена была настоятелем косме волчанинову в благодарность за хорошо исполненные работы в монастырском храме. эта икона как святыня передавалась из поколения в поколение, но один неблагоговейный внук космы вынес обветшавшую икону на чердак. его невестка терпела много оскорблений от мужа и его родных. в отчаянии женщина решила покончить самоубийством в пустой бане. на пути ей явился какой-то монах и сказал: 'куда ты, несчастная, идешь? воротись назад; иди, помолись божией матери тучной горе - и будешь жить хорошо и покойно'. взволнованная молодая женщина, возвратившись домой, рассказала все, не скрывая и своего преступного намерения. стали разыскивать монаха, но не нашли его, никто кроме нее его не видел. случилось это накануне праздника благовещения пресвятой богородицы. икону немедленно отыскали на чердаке, отчистили от грязи и поставили в доме на почетном месте. вечером был приглашен приходской священник, который совершил пред иконой всенощное бдение, которое с тех пор совершалось в доме ежегодно в этот день. более полутораста лет икона находилась в семье волчаниновых. екатерина, дочь василия, последнего из рода волчаниновых, выйдя замуж за георгия ивановича коняева, взяла к себе икону матери божией как самое дорогое наследие. и в доме коняева перед этой иконой
совершались молебствия и всенощные бдения 24 марта и 7 ноября.
церкви. благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском дева, так верующая богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от нее может родиться сын божий. воплощение сына божия, с одной стороны, дело божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и божией силы; но вместе с этим воплощение сына божия есть дело человеческой свободы. святитель григорий палама говорит, что воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия божией матери, как оно было бы невозможно без творческой воли божией. и в этот день благовещения мы в божией матери созерцаем деву, которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей своей крепостью сумела довериться богу до конца. а благая весть была - приветствие ангела: 'благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего' в божией матери мы находим изумительную способность довериться богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к богу. подвигом, ибо отцы говорят: пролей кровь, и примешь дух... один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась дева израильская, которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью своей смогла произнести имя божие так, что оно стало плотью в ней. преставление свт. тихона, патриарха московского. последние слова патриарха тихона: «чадца мои! все православные русские люди! все христиане! только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей святой православной церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. следуйте за христом! не изменяйте ему. не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. не будьте побеждены злом. побеждайте зло добром!» прошло 67 лет со дня кончины святителя тихона, и господь даровал россии святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. покоятся они в большом соборе донского монастыря.
святая церковь совершает празднество божией матери, в честь ее иконы 'живоносный источник'. появление этого образа связано с чудесным событием - исцелением богоматерью слепца, происшедшим в середине v века у источника близ константинополя. воин лев маркелл, бывший свидетелем этой милости пресвятой богородицы, став впоследствии императором (455- 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его 'живоносный источник', имея в виду чудодейственную силу источника. по православной традиции в этот день во всех храмах совершается малое водоосвящение в память о совершенном чуде.
недели, а по народной традиции называется красной горкой. название антипасха означает 'вместо пасхи': не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. с древних времен восьмой день по пасхе, как окончание светлой седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену пасхи. фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола фомы. однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому господь, в назидание фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее фома: 'блаженны не видевшие и уверовавшие…' начиная с недели о фоме в православной церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания (подробно о таинстве). на руси именно на этот день – красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название красной горки).
поминовения усопших
именуется неделею жен мироносиц. в эту неделю вспоминаются все те лица, которые были свидетелями погребения господа иисуса христа и его воскресения: свв. праведные иосиф аримафейский и никодим, испросившие у пилата тело господа для погребения, и жены-мvроносицы, сопутствовавшие господу на голгофу, принимавшие участие в его погребении а затем шедшие в первый день недели рано ко гробу, чтобы помазать тело господа миром, и удостоившиеся видеть сначала ангелов, сообщивших им радостную весть о воскресении господа, а затем и самого господа воскресшим. писание упоминает марию магдалину, марию клеопову, саломию, иоанну жену хузана, сусанну, марфу и марию - сестер лазаря.
святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения господу.
традиционно в этот день все мужчины-христиане поздравляют всех женщин-христианок с праздником святых жен-мироносиц.