Новости Тверской епархии
31 декабря - особенно радостный праздничный для всех тверитян день - день памяти свщмч. Фаддея, архиепископа Тверского.
Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор соборно совершил праздничные Богослужения в Вознесенском соборе г. Твери, где находится рака со святыми мощами Священномученика.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинные Тверской епархии, члены епархиального совета и духовенство храма.
Традиционно большое количество православных христиан нашего города собираются в этот день в храме, чтобы помолиться и поклониться св. свщмч. Фаддею - нашему заступнику и покровителю, веря, что, по молитвам святого Фаддея, Господь укрепит наш народ в православной вере.
За Божественной литургией была совершена диаконская хиротония иподиакона собора Вознесения Господня г. Твери Алексея Анатольевича Брагина. По окончании богослужения Владыка Виктор поздравил собравшихся с праздником и наступающим Новым 2011-м годом. В свою очередь прихожане также поздравили Архиепископа Виктора, вручив цветы и памятный подарок.
***
Св. Фаддей всегда был готов сказать слово утешения каждому, оказать ему
помощь, выслушать его. Нравственное влияние Архиепископа Фаддея на паству было огромное. В домах многих верующих, в переднем углу, вместе с иконами находились его фотографии. О владыке Фаддее можно было бы говорить много, ибо жизнь его была проникнута любовью и благочестием. При общении с ним каждый чувствовал исходившую от него благодать; во время совершаемых им богослужений прихожане ощущали себя как бы воспарящими в горные высоты. Кто бы ни обращался к нему из страждущих, не оставался без духовной поддержки и материальной, когда требовалось, помощи...
Приводим ниже выдержку статьи очевидца А.И. Кузнецова «От Астрахани до Твери» журнала «Тверские епархиальные ведомости, № 3 1997 г. о священномученике Фаддее, архиепископе Тверском.
«…Я взял на себя непосильный труд воспроизвести на бумаге облик архиепископа, заранее зная, что этого сделать не могу: не хватит писательского таланта. Перед мысленным взором того, кто прочтет эти записки, я должен воссоздать образ человека необычайной монашеской красоты: мистического склада души, аскетических подвигов, ревностного, до самоотверженности, отношения к Церкви, смирения, кротости, беспредельной доброты и любви к людям. Какая-то необычайная гармония царила во всем существе этого человека. Я чувствовал эту гармонию, соприкасаясь с ним, она явственно мне слышится и сейчас, когда я пишу эти строки.
Владыку Фаддея считали святым. Эта репутация святости создавалась не только верую-щими-астраханцами, но и в кругах иерархических о нем отзывались точно так же. Я уже имел случай в «Воспоминаниях о встречах с Патриархом Тихоном» упомянуть о моей беседе с Патриархом. Едва я переступил порог его кабинета, Святейший спросил меня: «Вы от владыки Фаддея? Вы знаете, что он святой? И это не только мое мнение». Чтобы усилить силу своих слов Патриарх рассказал мне о письмах митрополита Кирилла (Смирнова), которые тот присылал Патриарху из тюрем и ссылки. Я уже раньше упоминал, что владыка Фаддей был арестован, заключен в тюрьму и
отправлен в ссылку вместе с митрополитом Кириллом, а затем и епископом Афанасием (Сахаровым).
Аскетический строй жизни, разумеется, сопутствовал владыке и во время служения его в Астрахани. Может быть его духовные даровония здесь даже стали выше и глубже, если, рассуждая по-человечески, учесть, что покинув Владимиро-Волынскую кафедру, он на протяжении почти пяти лет, с небольшим перерывом, был лишен свободы. Сознание оторванности от жизни, от людей, которым он служил своими монашескими идеалами, житейская скорбь, естественно, должны были углубить в нем чувство самоотрешенности и проявиться в высшей форме. Во всяком случае
астраханцы увидели в нем всю красоту монашеского духа, созерцание и богомыслие. Именно таким представляется владыка Фаддей в памяти тех, кто его знал и видел.
Владыка Фаддей (Успенский) родился в г. Васильсурске Нижегородской губернии, в 1874-г. Отец его - Василий Иванович Успенский был настоятелем Васильсурского собора. Мальчик учился в Нижегородском духовном училище. По окончании семинарии он поступил в Московскую духовную академию, на третьем курсе Академии принял монашество, на четвертом курсе был посвящен в сан иеродиакона. Академию окончил в 1898 г., со степенью
кандидата. В 1901 году получил степень магистра богословия за капитальный труд «Единство книги пророка Исайи», в 1902 г. написал книгу «Записки по дидактике», ставшую теорией духовной педагогики. В 1908 г. написал большое исследование под заголовком «Иегова». В том же году Московская Духовная Академия присудило ему степень доктора богословия.
По окончании Академии иеромонах Фаддей был назначен преподавателем догматического богословия в Уфимскую духовную семинарию. Затем был инспектором и, наконец, с 1908 г.
Владыка Феодор рассказывал в этой биографии о том, что они с владыкой Фаддеем - однокурсники по Академии, были в большой неразлучной дружбе, в один день были пострижены в монашество, а перед пострижением вместе проходили послушание на Валааме. Епископ Феодор отмечает особые благодатные дары, которыми отмечен владыка. Кротость, смирение, аскетизм - основные черты пламенного монашеского духа - были присущи владыке Фаддею' с юных лет. «Он - прирожденный монах, и мы - студенты Академии, это ясно видели», - говорит епископ Феодор. Владыка Фаддей был особенностью Академии: книга, церковь и постоянное созерцательное состояние - вот его постоянные
занятия. Ни развлечений, ни шумных игр, тем более, студенческих пирушек, он не признавал и в них не участвовал.
В биографии рассказывается, почему ему дано имя «Фаддей». В духовном училище, где учился Ваня Успенский, учитель словесности заставлял их разучивать басни Крылова в лицах. В одной из басен, которая начинается фразами «Здорово, кум Егор! Здорово, кум Фаддей!», Ване выпала роль Фаддея. С тех пор это имя и превратилось в своеобразную кличку среди учеников. Ваня был уже в семинарии, и там нет-нет, да кто-нибудь крикнет: «Фаддей!» Одним словом, шло за ним имя героя крыловской басни.
И вот, - Валаам, - послушание перед пострижением. Идет студент Успенский по монастырскому двору и вдруг слышит позади себя: «Фаддей, Фаддей!» Обернулся и видит у кельи старца-схимника. Схимник хочет отворить дверь и не может. Успенский подошел и помог ему. И долго думал он, что бы это могло значить, откуда старцу известно, что так его иногда кличут? Но вот и постриг в монашество.
В Твери, как и в Астрахани, владыка был окружен всеобщей любовью верующих. Зримо ощущал я эту любовь, и сам владыка отвечал народу любовью, единением с ним, каждодневным посещением храмов, постоянными проповедями.
Скорбью легло на мою душу известие о кончине владыки. Тем сильнее была эта скорбь, что владыка скончался в тяжелых условиях заключения. Верующие знают, что переселился этот подвижник веры в лучший мир, но время, место и обстоятельства его кончины остаются в области неоднородных сведений...»
Горя, страданья, отчаянья полны
Моря житейского бурные волны,
Брызги их - слезы и кровь!..
Но человеку в юдоли томленья
Чудные сестры даны в утешенье:
Вера, Надежда, Любовь!
Первая в доле суровой, унылой
К людям приходит могучею силой,
Светом небесным полна
И, ободряя унылых душою,
Вера приносит им бодрость с собою,
Гонит сомненья она.
В жизни суровой, в тоске безысходной
Светит вторая звездой путеводной,
Эта звезда нас ведет.
Смотрим вперед мы с надеждой смелее,
Темная даль и ясней, и светлее,
Легче нам бремя невзгод.
Третья сестра это - Божье дыхание.
С ней не страшны никакие страдания.
Храм ее - наши сердца!..
В ней сострадание, жалость, участие,
В ней красота всепрощенья и счастия,
Царство любви без конца!..
Информационная служба Тверской епархии