Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
5 Марта 2009

2 марта в Русской Православной Церкви начался Великий пост. Эти дни - наша жертва Богу. Если в старину церкви приносилась десятая часть доходов каждого человека, сегодня мы приносим ей примерно десятую часть нашего времени.

В дни Великого поста надо воздерживаться от мясной и молочной пищи, яиц, рыбы. Ограничения касаются и супружеской жизни, и развлечений. Однако древние святые говорили: 'Ешьте все, только людей не ешьте'. Главное - в эти специальные дни повышенной духовной собранности 'упражняться' в любви к ближнему, воздерживаться от брани, крика, сплетен.

Первая неделя Великого поста - очень строгая. С понедельника по четверг в храмах читается Покаянный канон Андрея Критского. Верующие просят у Господа: 'Даруй мне зреть прегрешения мои и не осуждать брата моего'. А в воскресенье в кафедральном Воскресенском соборе будет совершаться особый чин Торжества Православия - праздник, установленный в честь победы над раздирающими церковь в первые века христианства ересями.

Заканчивается Великий пост Вербным воскресеньем - днем Входа Господня в Иерусалим. В этом году Вербное Воскресенье наступит 12 апреля. После того начнется Страстная неделя, особый пост, установленный в честь страданий Спасителя. Этот пост - мостик от Великого поста к Пасхе.
А Пасха в 2009 году ранняя - 19апреля.

Древние святые много писали о смысле Великого поста. Но есть поучения, относящиеся почти к нашему времени.

Преподобный Силуан Афонский жил относительно недавно (скончался в 1938 г). Большую часть своей жизни провел на Святой Горе - так христиане именуют Афонский монастырь. Годы, проведенные в посте и молитве, помогли старцу обрести необычайные дары Святого Духа, среди которых смирение, любовь к врагам и присущий ему 'молитвенный плач за весь мир'.
Множество учеников преподобного Силуана несут эти дары по всему миру. Мне посчастливилось узнать одного из них - схиигумена Валаамского монастыря о. Серафима. При встрече было очевидно присутствие духовного наследия Учителя в ученике - всепоглощающая смиренная любовь и кроткий молитвенный плач за всех людей на земле.

ИЗ ПОУЧЕНИЙ ПРП. СИЛУАНА АФОНСКОГО

Сытое тело мешает чисто молиться. И Дух Божий не приходит в насыщенное чрево. Впрочем, надо знать меру поста, чтобы не ослабеть безвременно, и тогда не сможешь нести послушание. Знал я одного послушника, который иссушил себя постом, но ослабел и умер преждевременно.

Помню, стоял я на вечерне в Покровском соборе. Духовник отец N читал акафист. Смотря на него, я подумал: 'Иеромонах - толстый, не может класть низко поклоны'. В эту секунду я сам стал делать поклон, и вдруг кто-то невидимо ударил меня в поясницу. Я хотел крикнуть: 'Поддержите меня', но не смог от сильной боли. Так Господь милостиво наказал меня, и этим вразумил никого не осуждать.

Однажды после молитвы сел я и думаю: 'Не охота мне помирать!'. И говорю: 'Господи, Ты видишь сердце мое, что не хочется мне помирать. Когда кто-нибудь долго не видит родителей своих, то с радостью идет к ним. А Тебя, милостивый Господи, душа моя знает, и все же, неохота мне помирать. И получаю ответ в душе: 'Это потому, что ты мало любишь Меня'. И действительно, мало я люблю Господа.

Рассказывал о. Лазарь, капитан. Один мужик поехал в лес за дровами. Утомившись от трудов, он лег отдохнуть под большим дубом. И снизу, смотря на ветви дуба и видя на нем множество крупных желудей, подумал: 'Было бы лучше, если бы на дубе росли тыквы'. С этой мыслью закрыл он глаза, и вдруг упал один желудь и больно ударил его по губам. Тогда мужик и говорит: 'Я ошибся. Бог умнее меня и хорошо устроил, что на дубе желуди, а не тыквы'. Так часто все мы осуждаем творение Божие, вместо того, чтобы предаваться на волю Божию. Кто предался Его святой воле, тот покоен, а кто своим умом пытается все постигнуть, тот не искусен в духовной жизни.
Чтобы познавать волю Божию нужно покориться ей, и тогда Господь своею благодатью будет вразумлять, и легко станет жить. И хотя бы болен был тот человек, или беден, но радостно будет на душе, потому что здоров он и душой и разумом, и умом зрит он Господа, и во смирении духа любит Его, и от любви той забывает мир. А если и помнит, то любовь Божия понуждает его молиться за мир, и даже до слез. Такой приятный путь Господень для духа нашего!

ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА напоминает нам о 40-а днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой с нашей греховностью.

Первая неделя Великого Поста. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а Богослужения продолжительностью.

Вообще, продолжительность службы с уменьшением торжественности (песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию) является общей особенностью великопостного Богослужения. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» Утром совершаются Утреня, Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня. Вечером вместо Вечерни, совершается Великое повечерие. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По субботам в Великом Посту бывает Литургия св. Иоанна Златоустого, а в первые пять воскресений - Литургия Св. Василия Великого, которая совершается и в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы.

В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

По материалам газеты

«Караван+Я»,

инф. сайта Казанской епархии