Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
5 Февраля 2009

28 января в поселке Сахарово состоялись празднования, посвященные памяти генерал-фельдмаршала Иосифа Владимировича Гурко, героя Балканской войны. Этого человека высоко чтят в Болгарии, потому что он принимал деятельное участие в освобождении братской страны от турецкого ига. Имя Гурко знают в Болгарии со школьной скамьи, а в городе с населением более 100 тысяч непременно есть улица, названная в честь русского генерала. В России же далеко не каждый (даже тверитянин) осведомлен о том, чем прославился этот человек.

Между тем в п. Сахарово находится поместье, где в 1901 году умер Иосиф Владимирович, а также его семейный музей-усыпальница. Полноценного музея еще совсем недавно не было (существовал лишь раздел, посвященный Гурко). Все это стараниями священника Геннадия Ульянича, настоятеля местного храма св. Иосифа Волоцкого. Благодаря ему почти завершилась процедура идентификации останков четы Гурко.

- Как офицер запаса я дал слово чести закрыть эту темную страницу истории, - рассказал Сергей Машин, координатор вопросов, связанных с поиском и установлением подлинности останков. - Познакомившись с отцом Геннадием Ульяничем, с головой ушел в работу по идентификации этих останков. О том, как с ними поступили, я узнал из сочинения тверской восьмиклассницы Кати Маниловой. Она описала, как в 1925 году останки Иосифа Гурко и его супруги были выброшены большевистской властью из семейной усыпальницы прямо в парковую канаву. Когда они в 2003 году были обнаружены, встал вопрос об их подлинности. Для проведения генетической экспертизы мы пригласили из Парижа праправнучку Гурко Елизавету сдать образец своей крови. Полученные на данный момент результаты позволяют почти с полной уверенностью утверждать, что останки, выброшенные из усыпальницы, принадлежат супругам Гурко. Очень важно добиться этих доказательств еще и для того, чтобы получить федеральное финансирование на обустройство усадьбы.

Как только станут известны результаты, тела перезахоронят со всеми почестями в фамильном имении. А пока по генерал-фельдмаршалу, который прославил Россию, была отслужена панихида. Также в его честь был проведен концерт с участием заслуженных артистов России Яна Осина и Бедроса Киркорова, который признался в любви к стране, ставшей ему второй родиной, в том числе и в песнях с говорящими названиями 'Я люблю тебя, Россия', 'Русские глаза'. Говоря с легким акцентом, Киркоров-старший рассказал историю трогательной песни 'Сынок'.

- В русском языке звучание этого слова очень похоже на болгарское 'синько' (что тоже означает 'сын'), - поделился с корреспондентом 'Каравана' отец короля российской поп-музыки. - Это было первое слово, которое я услышал на русском, - от советского танкиста во время войны, когда в 44-м году русские танки шли через Болгарию. Он так ласково обратился ко мне и подарил фигурку зайчика... Я сильно сжал подарок в руке и... случайно сломал этого зайчика. Когда мама увидела мои слезы по этому поводу, она лишь улыбнулась: 'Это шоколадный заяц, ешь...' Позже поэт Борис Дубровин написал песню на рассказанную мной историю, и она прошла со мной через всю жизнь. В советское время сильно замалчивали боевые потери русских солдат и офицеров, отстоявших Болгарию. Говорили, что при ее освобождении от турецкого рабства (именно рабства, а не 'присутствия', как выражаются нынешние сторонники политкорректности) погибли 200 тысяч русских, на самом же деле - 450 тысяч. Болгары помнят этот подвиг и вряд ли когда-нибудь его забудут. Но лично я так и не смог до конца постичь всю широту русской души...'

О героическом русском воине - как генерале Гурко, так и 'простом солдате Алеше' - вспоминал и солист ВДВ Ян Осин, исполнив песни 'Родина моя' и 'Ты нужен России'. О. Геннадий Ульянич рассказал, что многие хотят увековечить русский подвиг. Так, актер Гоша Куценко обещал подарить музею свой мундир из фильма 'Турецкий гамбит', в котором он играл роль начальника турецкого спецназа Исмаил-Бея.

А Бедрос Киркоров предложил провести благотворительную лотерею, чтобы собрать деньги на восстановление парка и строительство нового православного храма, поделившись такой историей: 'Лев Яшин как-то по рублю продавал свои автографы. Они разошлись как горячие пирожки в морозный день. Вот и я предлагаю последовать его примеру'. Очевидно, мэтр намекал на свою помощь в этом благородном деле. И действительно: если усилия болгаров и русских объединить, то, наверное, можно ожидать возвращения народной памяти в самом скором времени.


Алена Светлова,

«Караван+Я»