Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
19 Августа 2009

19 августа, в день празднования Преображения Господня, Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил праздничные Богослужения в Преображенском соборе г. Кимры. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, духовенство храма. По окончании Божественной литургии были освящены плоды нового урожая, а также состоялся праздничный крестный ход.

Пресветлый праздник Преображения Господня, когда Господь Иисус Христос преобразился на Фаворе и показал славу Свою и прославление нашего человеческого естества в лице Своем, напоминает нам о долге преображения нашей жизни. Мы просим в этот день, чтобы Господь осветил и наши грешные души Своим светом и Своей Божественной благодатью помог нам достойно пройти земной путь.

Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы - божественной и человеческой. В чуде Преображения было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех лиц Святой Троицы. Во время преображения не произошло какое-либо изменение божественной природы Христа, напротив, его божественность была явлена в его человеческой природе. По словам свят. Иоанна Златоуста Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление праведных Моисея и Илии. По выражению свят. Иоанна Златоуста «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Обычай освящать плоды в этот день - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 19 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград - приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием». В Русской Православной Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой - «На освящение начаток овощей (плодов)».

Освящение плодов имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

Фотогалерея /фотографии диакона Михаила Иванова/