Проект «Епархия» / Новости Тверской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru

АНОНС для СМИ на АПРЕЛЬ, с информацией о Пасхальных мероприятиях

03.04.2010

29.03.-3.04 страстная седмица. 'седмица' - промежуток в семь дней, соответствует нашим неделям. дни особо строгого поста. великий пяток (страстная пятница. в этот день верующими принято не вкушать пищи до «выноса св. плащаницы») - воспоминание святых спасительных страстей господа нашего иисуса христа. православная церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия спасителя в саду гефсиманском и осуждения его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (мф. 27, 1) - богослужением утрени; время ведения спасителя на суд к пилату - богослужением первого часа (мф. 27, 2); время осуждения господа на суде у пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела христова со креста - вечернею. все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти богочеловека. утреня великой пятницы служится в четверг вечером. главная особенность этой службы - чтение так называемых двенадцати евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях христовых и помещенных между разными частями службы. при каждом чтении предстоящие зажигают свечи. это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие сына божия и во время крайнего его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о его высочайшей святости и божестве. в великую пятницу литургии не бывает, потому что в этот день сам господь принес себя в жертву, а совершаются царские часы. вечерня великой пятницы («вынос плащаницы») посвящена погребению спасителя и совершается обычно в середине дня. песнопения вечерни посвящены страданиям и смерти христовым. во время пения молитвы св. симеона богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит плащаницу (плат с изображением христа, лежащего во гробе), все еще находящуюся на престоле. затем после «отче наш», во время пения тропаря, он поднимает плащаницу с престола, как бы с голгофы, обходит престол и выносит ее из алтаря на середину храма для поклонения. в некоторых церквах после вечерни поется повечерие или так называемый «плач пресвятыя богородицы».

1.04. в 8.00. великий четверток – литургия, утреня с чтением 12 евангелий. 2.04. в 8.00. страстная пятница (великий пяток) - великие часы, 14.00. – великая вечерня с выносом св. плащаницы; со 2.04 на 3.04. в 2.00 часа ночи – великая суббота - утреня с чином погребения и литургия. воскресенский арх. собор г. твери. в великую субботу св. церковь вспоминает погребение иисуса христа, сошествие его во ад, пребывание на престоле с отцом и духом — и предвещает будущее воскресение христово. утром совершается литургия василия великого. во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. вместо херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «да молчит всякая плоть человеческая», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их бессмертие. днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.

4.04. светлое христово воскресение – пасха. разговенье. /как встретить пасху/

в ряду господских праздников праздник пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских пасха христова есть высочайшее торжество веры, радостнейший и торжественнейший праздников праздник. говорят, что пасхальная ночь — самая безмолвная и тихая ночь в году. все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых ризах, с крестом, иконами и хоругвями выйдут из церкви — для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма и как бы придти к запечатанному гробу спасителя. в это время наступает 12 часов ночи — час, когда мы празднует воскресение христа и начинается пение праздничного тропаря: «христос воскресе из мертвых». все входят в распахнутые двери храма и после радостных слов священника «христос воскресе!», — ликуя, отвечают «воистину воскресе!». в эту ночь в пасхальном целовании и приветном благовестии сердца людей открываются ликованию любви. в великую субботу, под светлое христово воскресение в иерусалиме на святой гроб господень сходит благодатный огонь. это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования спасителя, данного его ученикам после воскресения: «и се, аз с вами есмь во все дни до скончания века». разговенье традиционно начинается - после пасхальной литургии - с освященных творожной пасхи, крашеных яиц, куличей.

архиепископ виктор совершит с 3.04 на 4.04 в 23.15. пасхальную полунощницу, крестный ход, утреню и литургию в воскресенском каф. соборе г. твери.

о ложной 'традиции' ходить в пасху на кладбище. «традиция» эта возникла в годы советской власти, т.е. совсем недавно, и не является традицией церкви. это реакция верующих на закрытие храмов и жесткие гонения на церковь, когда за посещение храма можно было попасть в лагеря или лишиться работы. церковная традиция изложена в типиконе (церковном уставе). она гласит, что 'от великого четвертка во все последующие дни страстной и пасхальной седмиц не должно произносить заупокойных ектений и совершать какое-либо поминовение усопших, кроме тайного на проскомидии и тайного на литургии по освящении даров. не совершаются ни панихиды, ни литии'. для поминовения усопших и посещения погостов (кладбищ) церковью установлен особый день - радоница; в этот день после окончания литургии и панихиды в храме верующие вместе со своими пастырями едут на кладбище и совершают там заупокойные литии. если же вы хотите похристосоваться со своими усопшими сродниками в пасхальную седмицу, то для этого надо идти не на кладбище, а в храм божий, на божественную литургию, во время которой вся церковь христова - и земная, воинствующая, и небесная, торжествующая - славят воскресение христово и возглашают по вселенной: 'христос воскресе!'. /свящ. дмитрий бокачев, форум миссионерского портала протодиакона андрея кураева/.

4.04.-11.04. светлая седмица (неделя). неделя пасхальной радости именуется светлой седмицей. на протяжении семи дней после пасхи богослужения будут совершаться по пасхальному чину, после каждой божественной литургии совершается крестный ход. царские врата, ведущие в алтарь, остаются открытыми. это означает, что после воскресения христова светлый мир небесный открыт для людей. в эти дни духовная радость верующих не должна ослабевать. до праздника троицы, который отмечается на пятидесятый день после пасхи, не совершаются земные поклоны. с момента наступления пасхи и до вознесения господня, отмечаемого на сороковой день после пасхи, верующие неизменно приветствуют друг друга словами: 'христос воскресе! — воистину воскресе!'. это пасхальное приветствие повсюду создает атмосферу светлого торжества. на протяжении светлой седмицы также отменяются однодневные посты, которые верующие соблюдают по средам и пятницам. издревле на руси в эти светлые дни было принято не только посещать праздничные богослужения, но и ходить в гости, навещать родных и друзей.

на светлой седмице тверская епархия предлагает посетить следующие пасхальные мероприятия:

· детская театральная студия «раек» тгоо «центр духовного развития детей и молодежи «гармония» приглашает вас на пасхальный праздник, который пройдет в доме офицеров тверского гарнизона (ул. советская, 12)! в программе: спектакль «чудная пасха», подарки всем гостям. вход свободный.

центр «гармония» организует также проведение пасхального праздника в доме милосердия (доме престарелых) г. твери и в соц. учреждении - реабилитационном центре для несовершеннолетних детей (ул. макарова, 5). в программе: показ спектакля и подарки.

о дате и времени праздников можно узнать по тел.: 8-910-932-04-84.

· миссионерский отдел приглашает всех любителей живой музыки 7 апреля в дк «пролетарка» на вечер этнической музыки и танца, посвященный дню святого патрика епископа ирландского, миссионера (причисленного священным синодом русской православной церкви к лику святых 21 августа 2007 года), который избавил ирландию от язычества и научил по-другому понимать мир… в последнее время день святого патрика, к сожалению, ассоциируется с фестивалями пива и всяческими карнавалами. цель проводимого миссионерским отделом мероприятия – через основы традиционной народной культуры помочь аудитории осознать и религиозно осмыслить духовное наследие и собственный внутренний мир. в этом году участвовать в музыкальном вечере, помимо танцевального ансамбля «камелот» из санкт-петербурга и тверской группы «ashel», будут танцоры коллектива «ириден» (москва) и артисты финской этнической группы «семейная радуга» (тверь). вход свободный. начало в 18-00.

· 4.04.2010. в тверской епархиальной общеобразовательной средней школе имени свт. тихона задонского состоятся пасхальные торжества, которые начнутся традиционно с праздничного богослужения и малого крестного хода. затем в актовом зале школы примут поздравления с пасхой христовой учителя, учащиеся и все работники школы.

· 4.04.2010. отдел по делам молодежи тверского епархиального управления поздравит с праздником пасхи медновскую санаторную школу-интернат. подробности можно узнать по тел.: 8(4822)32-12-08 (соед. со 114).

  • 11 апреля в 15.00 в воскресенском кафедральном соборе г. твери, в рамках московского пасхального фестиваля, состоится певческий собор «от людей - к храму от храма – к людям», посвященный восстановлению спасо-преображенского собора г. твери, с участием праздничного мужского хора московского данилова монастыря, художественный руководитель и главный регент - георгий сафонов. приглашаем всех желающих. подробная информация для сми о пресс-конференции, которая состоится 6.04 в епархиальном управлении, по тел.: 8-910-646-87-29.

информация может быть дополнена ко времени проведения мероприятий.

5.04. память прп.-исп. арх. сергия (сребрянского +1948 г.). в последние, годы жизни архимандрита сергия, начиная с 1945 года, его духовником был протоиерей квинтилиан вершинский, служивший в твери и часто приезжавший к старцу. отец квинтилиан сам несколько лет пробыл в заключении и хорошо знал, что такое — нести тяготы и горечь гонений в течение многих лет. он вспоминал об отце сергии: «всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, передо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя... он весь был объят божественным желанием... это чувствовалось во всем, особенно — когда он говорил. говорил он о молитве, о трезвении — излюбленные его темы. говорил он просто, назидательно и убедительно. когда он подходил к сущности темы, когда мысль его как бы касалась предельных высот христианского духа, он приходил в какое-то восторженно-созерцательное состояние, и, видимо, под влиянием охватившего его волнения помыслы его облекались в форму глубоко-душевного лирического излияния». архиепископ виктор совершит богослужения памяти преподобных в воскресенском арх. соборе г. твери, где почивают св. мощи прп. исп. архим. сергия (сребрянского).

вечером этого же дня – пасхальная вечерня и поздравление владыки виктора в воскресенском каф. соборе г. твери. по окончании богослужения в епархиальном управлении состоится торжественный пасхальный прием.

6.04. иконы божией матери «тучная гора». на иконе пресвятая богородица изображена стоящей на полукруглом возвышении - горе; на левой руке ее - богомладенец с благословляющей десницей. на главе богоматери корона, а в руке небольшая гора, на которой виден верх церкви с куполами и крестами. около 250 - 300 лет тому назад эта икона находилась в одном из мужских монастырей твери и подарена была настоятелем косме волчанинову в благодарность за хорошо исполненные работы в монастырском храме. эта икона как святыня передавалась из поколения в поколение, но один неблагоговейный внук космы вынес обветшавшую икону на чердак. его невестка терпела много оскорблений от мужа и его родных. в отчаянии женщина решила покончить самоубийством в пустой бане. на пути ей явился какой-то монах и сказал: 'куда ты, несчастная, идешь? воротись назад; иди, помолись божией матери тучной горе - и будешь жить хорошо и покойно'. взволнованная молодая женщина, возвратившись домой, рассказала все, не скрывая и своего преступного намерения. стали разыскивать монаха, но не нашли его, никто кроме нее его не видел. случилось это накануне праздника благовещения пресвятой богородицы. икону немедленно отыскали на чердаке, отчистили от грязи и поставили в доме на почетном месте. вечером был приглашен приходской священник, который совершил пред иконой всенощное бдение, которое с тех пор совершалось в доме ежегодно в этот день. более полутораста лет икона находилась в семье волчаниновых. екатерина, дочь василия, последнего из рода волчаниновых, выйдя замуж за георгия ивановича коняева, взяла к себе икону матери божией как самое дорогое наследие. и в доме коняева перед этой иконой совершались молебствия и всенощные бдения 24 марта и 7 ноября. иверской иконы божией матери. икона находится на афоне, прославилась многими чудесами. слух о чудотворном образе через паломников распространился по россии. святейший патриарх никон (тогда еще новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту иверского афонского монастыря пахомию (который прибыл в москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной иверской иконы пресвятой богородицы. афонский инок иамвлих написал копию с иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. великая святыня русской православной церкви московская иверская икона прославлена от господа многими чудесами. архиепископ виктор совершит в честь праздника в 8.00 пасхальную утреню и литургию в вознесенском соборе г. твери, молебен в 13.00. в иверской часовне гор. б-цы №6 г. твери.

7.04. благовещение пресвятой богородицы. двунадесятый праздник св. православной церкви. благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском дева, так верующая богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от нее может родиться сын божий. воплощение сына божия, с одной стороны, дело божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и божией силы; но вместе с этим воплощение сына божия есть дело человеческой свободы. святитель григорий палама говорит, что воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия божией матери, как оно было бы невозможно без творческой воли божией. и в этот день благовещения мы в божией матери созерцаем деву, которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей своей крепостью сумела довериться богу до конца. а благая весть была - приветствие ангела: 'благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего' в божией матери мы находим изумительную способность довериться богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к богу. подвигом, ибо отцы говорят: пролей кровь, и примешь дух... один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась дева израильская, которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью своей смогла произнести имя божие так, что оно стало плотью в ней. преставление свт. тихона, патриарха московского. последние слова патриарха тихона: «чадца мои! все православные русские люди! все христиане! только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей святой православной церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. следуйте за христом! не изменяйте ему. не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. не будьте побеждены злом. побеждайте зло добром!» прошло 67 лет со дня кончины святителя тихона, и господь даровал россии святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. покоятся они в большом соборе донского монастыря.

архиепископ виктор совершит пасхальное вечернее богослужение в воскресенском арх. соборе г. твери и божественную литургию в храме михаила архангела г. торжка.

9.04. иконы божией матери «живоносный источник». ежегодно в пятницу светлой седмицы святая церковь совершает празднество божией матери, в честь ее иконы 'живоносный источник'. появление этого образа связано с чудесным событием - исцелением богоматерью слепца, происшедшим в середине v века у источника близ константинополя. воин лев маркелл, бывший свидетелем этой милости пресвятой богородицы, став впоследствии императором (455- 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его 'живоносный источник', имея в виду чудодейственную силу источника. по православной традиции в этот день во всех храмах совершается малое водоосвящение в память о совершенном чуде. архиепископ виктор совершит в честь праздника вечернее богослужение и литургию в скорбященском храме г. твери (престольный праздник – предел храма освящен в честь иконы божией матери «живоносный источник»).

11.04. антипасха. первое воскресенье после пасхи в церковном календаре носит название антипасхи, фоминой недели, а по народной традиции называется красной горкой. название антипасха означает 'вместо пасхи': не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. с древних времен восьмой день по пасхе, как окончание светлой седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену пасхи. фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола фомы. однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому господь, в назидание фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее фома: 'блаженны не видевшие и уверовавшие…' начиная с недели о фоме в православной церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания (подробно о таинстве). на руси именно на этот день – красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название красной горки). архиепископ виктор совершит богослужения праздника в храме «трех исповедников» г. твери.

13.04. радоница. радоница — 9 день от пасхи — родительский день, день особого поминовения усопших. 'для посещения кладбища церковь назначает специальный день – радоницу (от слова радость – ведь праздник пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. обычно в этот день после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в советском союзе, когда государство преследовало правую веру. когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. душам наших усопших близких нужна молитва. по свидетельству святителя иоанна златоуста (iv в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. особое место радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. победа над смертью, одержанная смертью и воскресением христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита антония сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». как относиться к могиле православного христианина. кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в царстве божием. как вести себя на кладбище. придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. более краткий чин, который может совершить и мирянин 'чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище'). по желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. не нужно есть или пить на кладбище не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному. как правильно поминать усопших. 'постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага',- пишет святитель иоанн златоуст. молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить бога. вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина. особенную помощь почившим оказывает поминовение в церкви. прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. после литургии нужно отслужить панихиду.

архиепископ виктор совершит богослужения праздника в соборе «белая троица» г. твери.

18.04. неделя 3 по пасхе. празднование свв. жен мироносиц. неделя 3-я по пасхе именуется неделею жен мироносиц. в эту неделю вспоминаются все те лица, которые были свидетелями погребения господа иисуса христа и его воскресения: свв. праведные иосиф аримафейский и никодим, испросившие у пилата тело господа для погребения, и жены-мvроносицы, сопутствовавшие господу на голгофу, принимавшие участие в его погребении а затем шедшие в первый день недели рано ко гробу, чтобы помазать тело господа миром, и удостоившиеся видеть сначала ангелов, сообщивших им радостную весть о воскресении господа, а затем и самого господа воскресшим. писание упоминает марию магдалину, марию клеопову, саломию, иоанну жену хузана, сусанну, марфу и марию - сестер лазаря.

святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения господу. святая православная церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним. этот праздник отличается от так называемого международного женского дня 8 марта, установленного феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщины смысл жизни. не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц. /свящ. михаил захаров, сайт: zavet.ru/.

традиционно в этот день все мужчины-христиане поздравляют всех женщин-христианок с праздником святых жен-мироносиц.

архиепископ виктор совершит в честь праздника всенощное бдение и божественную литургию в свято-успенском мужском монастыре г. старица.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика