Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
1 Мая 2010

2.05. Неделя о самаряныне. Память св. блж. Матроны Московской.

В пятую Неделю по Пасхе — о самаряныне — святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин., зач. 12-е).

В службе этой Недели говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращал на прямой истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», подавшего ей воду жизни, и «напившись обильно водой Премудрости Божией», унаследовала Царство Небесное и явилась «приснославной».

2 мая 1952 года – день преставления св. блж. Матроны Московской. Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижни-цы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября.

О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца — на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками. Но Господь дал ей духовное зрение.

С чем приходили к матушке люди? С обычными бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства... С житейскими нуждами и вопросами. Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни.

Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.

Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка — так ласково называют ее многие. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.

Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет... Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

Еще перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Более чем через тридцать лет после кончины матушки, ее могилка на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы, куда приезжали люди со всех концов России и из-за рубежа со своими бедами и болезнями.

Архиепископ Виктор совершит в честь праздника Всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери, Божественную литургию - в храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» п. Эмаус.

6.05. Память вмч. Георгия Победоносца. Святой Георгий Победоносец был сыном богатых и благочестивых родителей-христиан. Поступив в военную службу, он скоро умом, храбростью, распорядительностью и телесной силой заслужил звание тысяченачальника и сделался любимцем императора Диоклетиана. Находясь однажды в судилище и услышав бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспылал ревностью к вере Христовой. Он раздал имущество бедным, отпустил на волю своих рабов и, представ пред царем, обличил его в нечестии и исповедал себя христианином. Заявление св. Георгия, сделанное императору и его совету, дышало глубоким благочестием, исполнено было сильных и убедительных возражений против несправедливости и выражало непреклонную твердость и непоколебимость веры святого. После долгих и тщетных увещаний отречься от Христа, царь повелел предать св. Георгия жесточайшим мукам. Святой мученик все терпеливо перенес, и мучитель в бессильной ярости приказал его усекнуть. Это было в Никомидии, в 303 г. С именем великомученика святому Георгию за мужественно перенесенные страдания и за одержанную им славную победу над мучителями, а также за его чудесную помощь, оказываемую после своей кончины людям, находящимся в опасности, святой Церковью усвояется наименование Победоносца. Мощи святого Георгия были перенесены из Никомидии в Палестину и положены в г. Рамле.

Архиепископ Виктор совершит в честь праздника Всенощное бдение в Георгиевской церкви с. Колталово Калининского р-на и Божественную литургию во Владимирской церкви г. Твери.

9.05. 65 лет Победы над фашистской Германией. Поминовение воинов. В День Победы русского народа в Великой Отечественной войне, Православная Церковь совершает поминовение усопших воинов. Это ежегодное поминовение воинов за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, было установлено Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года. Традиционно в этот день совершаются также молебны о здравии ветеранов Великой Отечественной войны.

Архиепископ Виктор совершит в честь праздника Всенощное бдение в Воскресенском архиерейском соборе г. Твери и в 8.30. - литургию в храме св. блг. кн. Михаила Тверского г. Твери с последующей панихидой.

10.05. Епархиальный совет. Состоится в здании епархиального управления в 11/11.30.

13.05. Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события - это Вознесение на Небо Господа нашего Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Этот праздник празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе. Число 40 - не случайное. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. Победив смерть, это страшное последствие греха и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.

Архиепископ Виктор совершит в честь праздника Всенощное бдение в Вознесенском соборе г. Твери и Божественную литургию в Вознесенском Оршином женском монастыре с. Орша.

15.05. Память блг. кн. Бориса и Глеба. На этот день (по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла) переносится с Троицкой родительской субботы поминовение усопших. Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным...

“В субботу перед Пятидесятницею “память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших”. Это поминовение всех умерших благочестивых христиан совершается в той мысли, что событием сошествия Святаго Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие” (святитель Мефодий, епископ Патарский). “Молись Господу об упокоении праотцев, отец и братий своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная, и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да и смиряется ежедневно дух твой мыслию о скоропреходящем житии твоем” (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Архиепископ Виктор совершит в честь праздника Всенощное бдение и Божественную литургию в Борисо-Глебском мужском монастыре г. Торжка.

18.05. Празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Что изображает эта икона? По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери - 'Оранта', только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем - это Чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта Чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее 'всегда ядомый и никогдаже иждиваемый'. А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту Жертву - Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Архиепископ Виктор совершит в честь праздника Всенощное бдение и Божественную литургию в домовом храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в м/не Южный г. Твери.

22.05. Троицкая родительская суббота. Память свт. Николая чудотворца

Поминовение усопших с Троицкой родительской субботы перенесено по уставу на 15.05.

На Руси святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, живший в IV веке, самый почитаемый с древности. Во многих селениях стоял свой Никольский храм, а в каждом доме, до сих пор, в красном углу обязательно хранится икона угодника Божия - скорого помощника во всех бедах и скорбях, известного делами охраны, милосердия и спасения. В церковных песнопениях Николая Чудотворца славят как «верных утверждение», «побеждаемым помощь», как «великого учителя и заступника».

Богослужение праздника Архиепископ Виктор совершит: всенощное бдение в Никольском храме г. Торжок, литургию – в Никольском храме с. Никольское Калининского р-на.

23.05. День Святой Троицы. Пятидесятница. День Святой Троицы – это День Рождения Церкви. Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: - и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками.

Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

Архиепископ Виктор совершит Всенощное бдение в Воскресенском архиерейском соборе г. Твери. 10.00 – литургию в соборе «Белая Троица» г. Твери.

24.05. День Святого Духа. Память св. равноап. Мефодия и Кирилла, учителей словенских. День тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Имени́ны (или день тезоимени́тства) — календарный день, поставленный в соответствие одному или нескольким именам. Имеет религиозное происхождение: у православных христиан, соблюдающих церковно-бытовые обряды, именины — это день памяти какого-нибудь святого, праздник для человека, который при крещении назван по имени этого святого.

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ''ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы'', в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, ''любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание'' (Галат.5,22-23).

В память о великом подвиге св. равноап. Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... '

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.
Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

Архиепископ Виктор совершит в честь празднуемых событий: Утреню с полиелеем, литургию – в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери.

29.05. Начало Волжского Крестного Хода.

Архиепископ Виктор совершит в честь этого события Божественную литургию в Ольгином женском монастыре на истоке р. Волги, с. Волговерховье, а также преподаст архипастырское благословение на начало Волжского Крестного хода.

30.05. Неделя Всех Святых. Первое воскресение после Пятидесятницы посвящено празднованию Всем святым Церкви, потому что этот праздник можно назвать завершением празднования Сошествия Святого Духа на апостолов. В праздновании Всем святым раскрывается и обнаруживается до конца смысл Пятидесятницы, самое устроение Церкви Духом Святым. Полнота славы, чистота огненосных одежд Духа, в которую облачается вся Церковь Христова, - не какая-либо избранная ее часть, но вся она, во всей полноте, во всем своем неисчислимом многообразии, что и есть исполнение пророчества Иоиля: 'В последние времена, говорит Господь, изолью Духа Моего на всякую плоть...'. В этот день каждый православный христианин празднует день именин - день святых покровителей, имена которых мы носим, - поскольку этот праздник посвящен всем Святым.

Архиепископ Виктор совершит: Всенощное бдение в Нило-Столобенской пустыни Осташковского р-на Тверской области, литургию во Всехсвятской церкви п. Максатиха.