Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
29 Ноября 2010

наместник обители игумен Борис (Тулупов)На вопросы прихожан отвечает игумен Борис (Тулупов) – наместник Николаевского Малицкого мужского монастыря, в котором с 2005 года ведутся обширные восстановительные работы

Каково посвящение главного монастырского храма?

– В честь Покрова Божией Матери с приделом Михаила Архангела. Он стоит на том же месте, что и дореволюционный храм. За архитектурный образец взят один из храмов Ватопедского монастыря на Афоне, построенный в византийском стиле. В нем афонская планировка снаружи и внутри.

А когда в нем начнутся службы?

– Скорее всего, на Пасху.

Сколько в монастыре монахов?

– Из постоянных: я и в Великий пост был пострижен воспитанник нашего монастыря инок Алексий. А общее количество живущих в монастыре десять человек: послушники, монахи, трудники. Состав текучий, постоянно меняется. Литургию служим ежедневно. Это вызвано необходимостью. Иначе у живущих в монастыре появляется много свободного времени, усиливается леность, что чревато опасными последствиями.

Большим храм строим, чтобы люди и настраивались на большое. Не случайно образцом выбрана Святая гора Афон. Люди, приходя в храм с афонской архитектурой, слушая афонские песнопения, участвуя в богослужениях, как принято на Афоне, будут тоже возгораться душей, стремиться ревностно служить Богу, как афонские подвижники.

А почему именно Афон взят за образец? Тверь – это коренная Русь, зачем здесь устраивать жизнь по греческому образцу?монастырский храм в честь Покрова Божией Матери

– Тверь – это коренная Русь, но монашество – это не русское изобретение. Оно источником имеет восточную церковь: Грецию, Азию, Палестину, Сирию, Египет. Для России таким источником стал Афон. Если мы посмотрим историю российского монашества, то увидим, что его рождение, становление, возрождение после упадка монашеской и церковной жизни связано с Афоном. Основатель нашего монашества Антоний Киево-Печерский - воспитанник Афона. Во времена преподобного Сергия Радонежского многие его ученики и собеседники ходили на Афон. В эти времена, во времена Арсения Тверского и в Твери были греческие книжники и монахи. Сам Арсений Тверской был воспитанником московского митрополита Киприана, ученика исихастов. Так что Афон на тверской земле имеет глубокие корни.

Особенно афонская традиция связана с именем прп. Паисия Величковского. XVIII век, Россией правят онемеченные правители, недоброжелательные к традиционному русскому православию, опустели и закрылись многие монастыри, жизнь в них была далека от монашеской. Поэтому, не найдя для себя образца аскетической жизни в российских монастырях, Паисий Величковский удаляется в Молдавию, где в монастырях было сильно афонское влияние. От него идет линия к оптинским старцам, к Серафиму Саровскому.

То есть Афон на Тверской земле - не новшество, не дань Европе, а возвращение к русской монашеской традиции?

– Да. Если открыть «Типикон», наш церковный Устав, то, чтобы выполнить все богослужебные указания, необходимо иметь такой же храм, как на Афоне, поскольку российское богослужение формировалось здесь.

А каким видится будущий облик всего монастыря?

– Цель – заимствовать традиции, сохранившиеся на Афоне, или же хотя бы поучиться у святогорцев. В беседе отец Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря, как-то сказал: «Вы живете в стране, в которой была прервана монашеская традиция. Традиция не в чтении книг святых отцов и соблюдении обычаев, традиция в том, чтобы быть носителями Духа Святаго». В афонских монастырях другие подходы к монашеской жизни, начиная от единообразия в одежде и кончая строгим общежительным уставом, когда все, что имеет или получает монах из земных благ, отдается в собственность монастырю.

– А откуда взялись средства на такой большой по нашим меркам храм, да еще в афонском стиле?

– Наши благодетели – не олигархи, они мужественные люди, которые сказали: кризис – не кризис, мы сделаем все, что сможем, для людей, которые будут приходить в этот храм на службу.

трапезная монастыряКого принимают в ваш монастырь?

– В послушники мы берем не тех, кому податься некуда, кто устал или хочет спрятаться здесь от трудностей мирской жизни, а тех, кто имеет осознанное желание стать монахом. Это люди, отказывающиеся от чего-то, вполне допустимого для мирянина: работы, семьи, какого-то положения в обществе. Принимаем тех, кому в монастыре нескучно.

Зачем нужны монастыри современной России?

– Когда появились первые монастыри, их рассматривали не как какое-то новшество, а как продолжение апостольской общины: одна вера, одно сердце... Монастыри – это вузы в духовной жизни, а никакая деятельность невозможна без высококвалифицированных специалистов.

Монастыри – врачебницы для души, и есть язвы, которые только в них можно уврачевать.

– В истории новых монастырей часто были случаи прямой Божией помощи.

– Были и у нас случаи, когда надо было расплачиваться с рабочими, а денег не было. И вдруг неожиданно приходил человек и жертвовал именно такую сумму, которая была нужна.

Информационная служба Тверской епархии,

по материалам газеты «Тверской Спас»