Проект «Епархия» / Новости Тверской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru

Великая княгиня Литовская Иулиания Александровна Тверская

01.12.2010

княгиня Иулиания ТверскаяЕсть в истории люди, случайно позабытые или подзабытые. Это такие персонажи, натыкаясь на которых при изучении судеб разных государств вдруг замираешь в изумлении, пораженный масштабом открывшейся тебе личности. На всем пространстве Восточной Европы от Балтики до Урала не было в XIV веке ни одной женщины, силой характера, политическим влиянием, истовой защитой христианской веры сравнимой с ней. Та, о ком сейчас идет речь, - вторая жена Великого князя Литовского Ольгерда – Иулиания Александровна Тверская.

Иулиания Тверская родилась в семье князя-страстотерпца – Великого князя Тверского и Владимирского Александра Михайловича – около 1330 года. Известно, что у князя Александра и княгини Анастасии, родителей Иулиании, было восемь детей. Летописи не всегда фиксировали даты рождения княжат, а уж княжен и подавно. Свадьба Александра и Анастасии состояла с в 1319 году, а через год родился их первенец Лев, скончавшийся в раннем детстве. Следующим сыном был Феодор, погибший в Орде вместе с отцом в 1338 году. Дальше были сын Всеволод и дочь Мария, ставшая впоследствии женой московского князя Симеона Гордого. А там родилась и Иулиания. Исходя из того, что Иулиания выходила замуж в 1350 году, а родила последнего пятнадцатого (!!!) ребенка в 1377 году, то скорее всего родилась она в 1330 году.

После антиордынского восстания в Твери в 1327 году князь Александр Михайлович с семьей был вынужден бежать во Псков. Московский князь Иван Калита вместе с татарами устроили погром в Тверских землях, а за князем и его домашними была начата настоящая охота. Калита вынудил митрополита Феогноста пригрозить псковичам отлучением от Церкви, и, чтобы не оставить вставших на его защиту псковичей без благодати христовых таинств, князь Александр, препоручив жену и княжат горожанам, временно, на год, перебрался в Литву, где в это время правил тесть его брата Дмитрия – князь Гедимин. В виду всех этих печальных обстоятельств местом рождение княжны Иулиании стал Псков.

Подобно многим другим русским княжнам Иулиания Тверская обладала многими христианскими добродетелями. Она любила молитву, и благоговейно относилась к священнослужителям и монахам, щедро раздавала милостыню, заботилась о сиротах и вдовах, которых после разорения Твери ордынскими и московскими войсками было особенно много. Начался долгий период политического упадка тверского княжества (1328-1366 годы), связанный с правлением князей Константина, Всеволода и Василия. В 1340 году москвичи снимают с соборной колокольни в Твери колокола и увозят их в Москву. Это становится знаком публичного унижения и тверских князей, и всех жителей княжества. Лишенная колоколов Тверь потеряла голос и на политической арене. Даже руки тверской княжны великий князь литовский Ольгерд просит не у главы тверского княжеского дома, которым в 1349 году был дядя Иулиании Василий Михайлович или у ее брата Всеволода, а у Великого князя московского Симеона, женатого на сестре Иулиании Марии. И Симеон дает свое согласие на этот брак, как будто он, и только он, распоряжается в тверских делах.

Сила духа, твердость характера и незаурядный дипломатический талант Иулиании Тверской особенно ярко проявляется после выхода замуж за великого князя Литовского Ольгерда. Ольгерд был старше Иулиании на 35 лет! Кто она для него? Юная девчонка! Да в Литве отродясь женщинам не давали никаких прав в политике. Никогда ни одна из них не имела хоть сколько-нибудь ощутимого влияния на своего мужа – властителя и полководца. А уж тем более на Ольгерда, который прославился своей хитростью, упрямством и загадочностью! По словам современников, когда войско Ольгерда выходило в поход, никто кроме князя не знал ни цели, ни направления, в котором оно будет двигаться. Зато этим достигалась внезапность и устранялись опасности со стороны лазутчиков.

Те же самые непредсказуемость и самовластие мужчин проявлялись и в религиозной политике литовских князей, которая была целиком подчинена политической целесообразности. Если выгодно, литовский князь мог объявить себя католиком или православным, но чаще всего являлся язычником. Появление Иулиании коренным образом изменило ситуации в Литве. Лишь за три года до приезда юной жены Ольгерда в Вильнюс были казнены трое виленских мучеников –Антоний, Иоанн и Евстафий (память 14/27 апреля). Причем приказ об их казни отдает сам Ольгерд. Но уже в год своего приезда молодая княгиня добивается от Ольгерда выделения участка земли для строительства храма, который станет усыпальницей для честных мощей виленских мучеников, и инициатором их прославления выступит тоже Иулиания Александровна. По указанию и на средства Иулиании в столице Литовского государства возводятся два крупнейших православных храма - кафедральный Пречистенский собор, который будет усыпальницей ее мужа и вторая по значимости Никольская церковь. На месте гибели Виленских мучеников Иулиания Александровна основывает Свято-Троицкий монастырь, ставший на два столетия местом почивания мощей Виленских мучеников. В этот монастырь княгиня передает подаренную ей мужем в знак их любви великую святыню - чудотворную Остробрамскую икону Божией Матери, привезенную им из Херсонеса Таврического. Но главное строительство Иулиания Тверская развернула в православном Витебске – городе, которым она управляла единолично, как своей вотчиной. Княгиня завершила долгострой – стены витебской крепости, основала и благодетельствовала двум витебским монастырям, построила множество церквей.

В правлении слабовольных тверских князей Константина, Всеволода и Василия начинать дело возрождения тверской государственности было немыслимо. Но с появлением княгини Иулиании в Литве на политическую арену выдвигается ее любимый младший брат, талантливый и благородный князь Михаил Александрович Микулинский. Именно с ним Ольгерд будет вести отныне переговоры (в 1362 году Ольгерд и Михаил подписывают важный мирный договор между Литвой и Тверью). Тверь оживилась. Дядя Василий Михайлович Кашинский, носивший титул Великого князя Тверского понимает, что тверитяне любят не его, а его молодого племянника Михаила, именно на него они смотрят с восторгом и надеждой, его ждут на своем престоле. И Ольгерд видит в Михаиле верного союзника.

Вскоре после разразившейся в 1366 году эпидемии чумы, унесшей жизни матери, дяди и старших братьев Михаил Александрович становится Великим Тверским князем. Появление этого политика крупного масштаба на тверском престоле неизбежно влечет за собой реакцию со стороны Москвы. Юному князю Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, сильная Тверь не нужна. И он провоцирует конфликт с Тверью. Так началась война 1368-1375 годов между Тверью и Москвой.

Можно было бы сразу покориться, так как Москва была намного сильней Твери. Ее территория в десятки раз обширнее. Разумеется, больше у москвичей и население, а стало быть и войско. Что же, помимо чести, толкает тверского князя в этот отчаянный бой? Некоторые историки предполагают, что брат и сестра, Иулиания и Михаил, задумали геополитическое противостояние: Литва с Тверью против Москвы с Ордой. Огромная единая православная Россия, с центром в Москве или в Твери, а, может быть, и в Вильнюсе, свободная от монголо-татарского ига, вот какую цель видели брат и сестра. Здесь надо отметить, что Литва времен Иулиании была более чем на половину заселена славянами. У литовцев не было своей письменности, и все государственное делопроизводство велось на западном диалекте старорусского языка. Более того, и литовская знать свободно говорила по-русски. Потому Литву времен Ольгерда часто зовут Литовско-Русским государством. А значит, планы Иулиании и Михаила были не так уж и утопичны, тем более что сам Ольгерд в победоносном бою на Синих Водах в 1362 году навсегда избавился от татарской угрозы. Но удалось ли Михаилу и Иулиании увлечь Ольгерда своим геополитическим планом? Скорее всего нет. Да, литовский князь чувствовал обязанность заступиться за своего тверского родственника, но перекраивать карту мира на Востоке, затратив на это огромные военные и политические силы, Ольгерд был не готов. Его родной народ стенал под натиском ливонских рыцарей, которые только за годы правления Ольгерда(1345-1377годы) нападали на Литву более 100 раз! А младший брат Кейстут, которому была поручена защита западных границ, постоянно нуждался в его, Ольгердовой, помощи. Тут было не до Руси. Поэтому ни один из своих трех походов на Москву Ольгерд не довел до логического завершения – взятия Московского Кремля. Возможно, помешала и старость. В конце войны литовскому князю перевалило за восемьдесят. И потому, когда в 1375 году москвичи с союзниками осадили Тверь, Ольгерд уже не смог помочь Михаилу. Михаил Александрович подписал мир, признал Москву старшей и сосредоточился на культурном и гражданском благоустройстве Тверского княжества. А так как он был действительно великим правителем, то и период с 1375 по 1399 годом тверские историки считают Золотым периодом нашего города.

Княгиня Иулиания и после смерти мужа (по настоянию Иулиании он перед кончиной принял монашество с именем Алексий) и поражения брата не оставила надежд объединить все русские православные силы! Такая уж была эта женщина – подвижница и патриотка! Последняя ее попытка на этом поприще была связана с попыткой женить своего любимого сына и наследника литовского престола Ягайло, в Крещении Якова, на дочери великого московского князя Дмитрия Ивановича. В 1379 г. она даже пописывает с ним договор – неслыханное дело! межгосударственный договор XIV-го века подписанный женщиной! – о предстоящей женитьбе. Победа Дмитрия на Куликовом поле произвела благотворное действие на Ягайло, и он, унаследовавший отеческую осторожность, уже был готов засылать сватов, как катастрофа 1382 года – сожжение Москвы Тохтамышем – посеяло сомнение в душе Ягайло в том, что политический вектор Литвы должен быть связан с Москвой. Уже через год он обращает свое внимание на Запад, на польскую принцессу Ядвигу, и в 1385 году становится польским королем и принимает католичество вместе со всей Литвой.

В условиях нарастающей полонизации и окатоличивания великая княгиня литовская Иулиания оказалась главной защитницей Православия в Западной Руси. До последних дней своей жизни она строила храмы, укрывала гонимых и особенно пеклась о православных монастырях и о монашествующих. Летописи говорят о том, что наибольшую помощь от вдовствующей княгини получила прославленная Киево-Печерская Лавра. Нам неизвестно, как скоро после смерти мужа в 1377 году княгиня Иулиания приняла монашество. Известно, что Витебском она правила до своей смерти в 1392 году. Некоторые считают, что это свидетельствует о том, что Иулиания постриглась незадолго до кончины. Но может быть, она управляла Витебском, как игумения монастырем. В условиях тех времен, и с неутомимым характером княгини, это было вполне возможно. Разные летописи указывают разные монашеские имена Иулиании: Марина, Марфа или реже Мария.

Летописи говорят, что Великая княгиня Иулиания – в монашестве Марина или Марфа – погребена в пещерах Киево-Печерской Лавры. Витебские сестры из Свято-Духовского монастыря убеждены, что создательница их обители похоронена у них в монастыре. А надпись на Никольском соборе в Вильнюсе гласит, что под полом этого храма находятся могилы Великого князя Литовского Альгирдаса и его жены Юлианны Тверской. Хорошо бы и нам гордиться такой великой женщиной, матерью пятнадцати детей, строительницей городов, монастырей и храмов, защитницей Святого Православия, и не предавать ее больше забвению никогда.

Заместитель председателя

Миссионерского отдела Тверской епархии,

священник Георгий Белодуров



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика