Проект «Епархия» / Новости Тверской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru

Посвящение десятилетнему юбилею прославления преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского)

29.12.2010

В девяти километрах от города Лихославля есть небольшое село Владычня. На самом краю села когда-то стояла крохотная избушка в три окна, покрытая соломой. Именно здесь безвыездно доживал многострадальный отец Сергий, бывший духовник Марфо-Мариинской обители.

Преподобноисповедник Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Поэтому выбор дальнейшего жизненного пути был предопределен. 2 марта 1893 года он был рукоположен в сан диакона, а с 1 марта 1894 года стал священником 47 драгунского полка, с которым впоследствии участвовал в русско-японской войне. Он участвует во всех крупных сражениях, под огнем врага совершал богослужения, напутствовал раненых, погребал убитых. За участие в военных действиях отец Сергий получил награды, а так же был награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте.

После войны отец Сергий продолжает служить в Орле, где и происходит его встреча с Елизаветой Федоровной. Великая княгиня ищет духовника в создаваемую Марфо-Мариинскую обитель и предлагает Сергию Сребрянскому занять этот пост.

С 1908 и до закрытия обители отец Сергий служит здесь, не жалея своих сил наставляет на путь истинный всех, кто к нему обращается.

После революции он продолжает свою службу, защищает обитателей Марфо-Мариинской обители от погромов, от разорения. Во время голода 1922 года, одобряет решения Патриарха Тихона о передаче некоторых церковных ценностей в пользу голодающих. За чтение послания патриарха батюшку арестовывают 23 марта 1923 года. Пять месяцев он томится в тюрьме без предъявления обвинения, а потом - ссылка.

Когда в 1925 году отец Сергий вернулся в Марфо-Мариинскую обитель, то, прослужив там недолго, он был обвинен в антисоветской агитации среди сестер обители. За обвинением последовал арест и заключение в Бутырскую тюрьму. Его жена - Ольга Владимировна Исполатовская (уроженка Тверской губернии) стала хлопотать о его освобождении. А после освобождения, к этому времени была закрыта обитель, сестры арестованы и сосланы кто в Казахстан, кто в Среднюю Азию, некоторые - в Тверскую область. Именно туда уехал с женой и отец Сергий.

Сразу же после приезда в 1927 году он стал служить в Покровском храме села Владычня. Среди окружающих он был известен как молитвенник и человек святой. Люди обращались к нему за помощью и поддержкой и всегда получали желаемое.

Но были в селе и те, кто боялся отца Сергия, который нередко обличал их в нечестности, и в проповедях критиковал их неправедную жизнь.

Последовал очередной арест. 7 апреля 1930 года Тройка ОГПУ обвинила о. Сергия Сребрянского в том, что он является сторонником монархического порядка управления. Его обвинили в том, что он систематически вел антисоветскую агитацию с целью срыва проводимых советской властью мероприятий в деревне и по статье 58, п.10, ч.2 УК и приговорила его к пяти годам ссылки в Северный край. Священнику в тот момент было 60 лет. Отец Сергий стал работать на ледянке: вел по ледяной колее лошадь, тащившую бревна. И здесь в ссылке для многих он стал настоящим духовным отцом.

В 1933 году из–за преклонного возраста, и за его хорошее отношение к выполняемой работе, его освободили. Он вернулся во Владычню, где и прожил до 1948 года.

Рассказывает Светлана Зверева (учитель истории и обществознания СОШ № 2, г. Лихославля), беседовавшая с Анастасией Алексеевной Серединой, знавшей батюшку еще при жизни. «Мама, которая была знакома с батюшкой Митрофаном - так называли его в деревне, - с юности часто ходила к нему в дом для того, чтобы послушать молитвы и самой помолиться. Ведь церковь во Владычне была закрыта, в Ильинское ходить далеко было. Вот она и ходила вместе с другими верующими к батюшке. Всё делалось тайно, потому что власти запрещали верить в Бога.

Отца Митрофана в деревне любили и уважали, был он в возрасте.

После последнего ареста батюшку с его бывшей женой из дома Исполатовских (родительский дом Ольги Владимировны) выгнали в маленькую избушку, в которой четверть помещения занимала печь. Но и в этом небольшом доме хватало места для всех, кому нужна была его поддержка. К нему приходили, приезжали и для всех он находил доброе напутственное слово.

Кроме батюшки и Ольги Владимировны, в маленькой избушке жили две бывшие монахини, которые в свое время проживали в Марфо-Мариинской обители.

Они помогали батюшке выживать в сложные годы. Ведь никакого дохода у него не было, он нигде не работал, не служил. Поэтому вместе с монахинями и женой они обрабатывали небольшой участок земли, где сажали овощи, а также жили за счет пожертвований, которые делали те, кто обращался к батюшке.

Отец Митрофан очень тяжело переживал, когда по приказу властей стали разрушать храмы. Мать Анастасии Алексеевны рассказала, что, когда они с батюшкой стали свидетелями, как в Торжке церкви и разрушали, и заколачивали, а потом туалеты в них устраивали, то он плакал - так ему жалко было.

В 1930-е годы от батюшки потребовали уплачивать налог, да такой большой, что он не знал, как его выплатить. Однажды после молитвы он посетовал, что не знает как быть с налогами, с чего их выплачивать. Так прихожане собрались и решили вместе собрать необходимое количество продуктов и денег, в качестве налога за батюшку, чтобы не допустить нового ареста.

Однажды приехали к отцу Митрофану посетители из Москвы, привезли всяких гостинцев, много конфет. А рядом с его домом поле было, где колхозницы лен теребили. Отец Митрофан попросил свою жену, чтобы она налила чаю, набрала конфет и отнесла женщинам на поле, чтобы они отдохнули и чаю попили.

Вот такой он и был, последнее отдавал людям. Все знали, что если у тебя беда - иди к батюшке, он обязательно поможет. Он и родителей Анастасии Алексеевны помирил, когда они готовы были развестись. Позвал батюшка их к себе, с ними поговорил (с каждым отдельно), вразумил каждого. Они потом до самой смерти ему благодарны были.

Когда началась война, батюшка молиться стал ходить на улицу. Просил, чтобы Господь земле нашей помог. Говорят, что немецкая разведка дальше Дмитровского так и не прошла. А когда немецкие самолеты летели бомбить Лихославль, отец Миторфан вставал на колени и просил у Бога защиты для людей.

В деревне рассказывали, что во время бомбежки Калинина батюшка уходил за деревню и подолгу молился. Солдаты, чья часть располагалась недалеко от Владычни, не прогоняли его, а относились с уважением.

В 1944 году Анастасия Алексеевна оканчивала школу и не могла определиться, куда поступать дальше учиться. Тогда мать разбудила ее утром и предложила сходить к батюшке Митрофану посоветоваться. Мама собрала горячие сульчины (карельское национальное блюдо), которые только что напекла.

Анастасия очень волновалась, но когда увидела его, все волнение пропало. Пред ней сидел представительный, красивый седой мужчина с очень добрыми, ясными глазами. Получив гостинцы, он предложил девушке присесть за стол и покушать вместе с ним. Батюшка, улыбаясь, сказал, что знает, какие вкусные у ее мамы получаются сульчины, и готов пальчики облизать, так они вкусны. Услышав о цели ее прихода, он спросил, что она знает про хирурга Пирогова. К своему стыду, Настя ничего сказать не могла. Поговорив с ней, батюшка посоветовал поступать не в медицинский институт, а в педагогический. Отец Митрофан сказал, что став педагогом, она принесет больше пользы. Выслушав его, Анастасия решила все же сделать по-своему и уехала поступать в Ленинград, в медицинский институт.

Но, сдав только один экзамен, она забрала документы, ничего не объясняя приемной комиссии, и поехала поступать в Калинин в пединститут.

Училась заочно, работая в школе в Весках. Изредка бегала в церковь. Делала это тайком, и если видела на службе детей из школы, просила, чтобы они никому не рассказывали, что ее видели.

К батюшке она ходила еще реже, продукты иногда передавала: морковь, укроп, картошку. Но в школе делали замечание: «Учительница такая хорошая, а к монашкам ходишь».

Сейчас, рассказывая о преподобном Сергии (Сребрянском), рассматривая его фотографии (а их в квартире Анастасии Алескеевны очень много), она с сожалением говорит, что понимает, как мало общалась с отцом Митрофаном, но время обратно не вернуть.

В ночь перед батюшкиной кончиной Анастасии приснился сон. Будто бы сидит она на длинном диване около дома Исполатовских, в котором батюшка жил до коллективизации. Вокруг акация цветет, красиво, только рядом разрушенная церковь навевает грусть. На улице молодежь танцует. Смотрит, а на дороге показался батюшка. Она подбежала к нему и протягивает конфеты. Тот поблагодарил ее и благословил, а потом быстро-быстро от нее пошел прочь. Анастасия тогда маме сон рассказала, и та посоветовала сходить к батюшке, потому что он к тому времени уже тяжело заболел.

Анастасия Алексеевна послушалась маму и пошла во Владычню. Но когда зашла в дом, то увидела, что батюшка лежит в гробу – он умер утром 23 марта (по старому стилю). Она заплакала и стала просить о прощении, что так мало приходила к нему. Мама ее успокаивала, ведь во время последней встречи батюшка благословил ее на всю оставшуюся жизнь.

По мнению Анастасии Алексеевны, авторитет у отца Митрофана был очень большой, сейчас не каждый учитель может таким авторитеом похвалиться.

Прошло много лет со дня его смерти, но она продолжает всю свою жизнь сверять с сбатюшкой, каждый раз, когда в чем-то сомневается, она обращается в молитвах к нему. Перебирая фотографии, думает, как бы он поступил в той или иной ситуации, и словно получает ответ.

На прощанье Анастасия Алексеевна призналась, что в ее жизни остались только воспоминания, которыми она живет». /С. Зверева/.

Преподобноисповедник архимандрит Сергий умер 23 марта 1948 года. Еще при жизни батюшка говорил своим духовным детям: «Не плачьте обо мне, когда я умру. Вы придите на мою могилку и скажите, что нужно, и я, если буду иметь дерзновение у Господа, помогу вам». Действительно, кто бы ни приходил к месту захоронения отца Сергия, тот, поведав о своих проблемах, уходил, принимая правильное решение. Не случайно, в 2000 году решением Юбилейного Архирейского Собора отца Сергия причислили к лику святых, а тело было перевезено в Тверской Воскресенский кафедральный собор.

Но люди, почитающие отца Сергия, до сих пор приходят к святому для них месту.

«Духовная семья Митрофана Сребрянского».

Информационная служба Тверской епархии,

Тверской духовно-просветительский журнал «Наш Мастер класс», зима 2009-2010 гг.,

газета «Верхневолжье Православное», №1, 2010.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика