Проект «Епархия» / Новости Тверской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru

Выступление архиепископа Тверского и Кашинского Виктора на 9-й региональной конференции «Духовно-нравственное воспитание: опыт, проблемы, перспективы»

18.03.2009

Дорогие друзья и участники настоящей конференции!

Сегодня мы в девятый раз собрались на конференцию, посвященную актуальной проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В современной ситуации нам становится предельно ясно, что проблема воспитания духовных приоритетов среди молодежи должна быть отнесена к самым важным и первоочередным. Значительный негатив современного состояния общества откладывает свой отпечаток на формирующееся сознание молодого поколения. Этот негатив появляется в связи с отсутствием идеологических принципов нравственного образа жизни. Воспитание в личности духовных основ дает возможность качественному преображению всех процессов, которые происходят в обществе и во всем государстве в целом. В каждом обществе есть ниши, заполняемые духовностью, верой, нравами- без этих компонентов немыслим духовный мир человека. Вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить личность, видящую сущность явлений, влияющих на процессы общественной жизни.

В словаре Ожегова мы находим следующее определение термину воспитание: «воспитание- это навыки поведения, привитые школой, семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает более широкое определение, где говорится, что «воспитание есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющие целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения им назначения на земле».

Церковь во все времена проявляла заботу о воспитании в человеке духовно-нравственных ценностей, которые дают возможность стабильному развитию общества и гармоническому развитию личности. Церковь очень часто упрекают в попытке вмешаться в общественную жизнь, в намерении играть роль морального цензора и учителя нравственности. На самом же деле, Церковь ищет целостности воспитания и образования, стремится к единству усилий в деле духовно-нравственного возрождения человека, ведь как пишет святитель Феофан Затворник: «Добрый человек из доброго сокровища выносит только доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое».Иными словами, что положишь в сокровищницу души, то и получишь. В современном мире происходят неизбежные кризисные процессы, как следствие духовного опустошения сознания людей. Итогом этого явился и мировой экономический кризис, который еще раз показал несостоятельность идеологических принципов современной жизни, где царит безнравственность и искаженные представления псевдодуховных идеалов общественного благополучия. На фоне научно- технического прогресса, который направлен на создание материального комфорта, человек как личность оказывается на втором плане. Возникает вопрос: кому нужен такой комфорт и для кого он предназначен?

Мы забыли совсем о том, что общество, у которого нет истинной духовно-нравственной основы неизбежно погибает. Эти основы должны закладываться в сознание молодого поколения, которое придет на смену нам. На это постоянно указывает в своих проповедях и выступлениях Святейший Патриарх Кирилл. Воспитание не сводится к одним правилам и навыкам, оно простирается гораздо глубже. Через воспитательный процесс формируется внутренняя форма человеческой личности. Для Бога все люди являются его детьми и нуждаются в истине, как наследники Небесного царства. По своему изначальному предназначению человек должен совершенствоваться духовно и развиваться. Встает вопрос: в чем совершенствоваться.? Спаситель дает нам главную максиму любви, в которой мы и должны совершенствоваться в процессе своего бытия. Именно любовь должна лежать в основе жизни человека и в основе процесса его воспитания.

Церковь во всеуслышание говорит о болезненных явлениях современного общества, ведь больное общество порождает и больного человека. В последние годы мы видим , что ни школа, ни семья в полной мере не осуществляют воспитательную функцию. Следствием этого явилось то, что молодежь оказалась предоставлена сама себе, улица стала местом воспитания подростков. Это привело к увеличению таких пороков, как наркомания, пьянство, уголовное преступление и многое другое. Стало опасно в ночное время появляться на улице и реалия настоящего времени об этом свидетельствует.

Единственным выходом из этого состояния является возрождение христианских идеалов в сознании людей и прежде всего молодого поколения. В этом необходима консолидация сил со стороны Церкви, школы и других общественных структур. Пагубное влияние западной идеологии мы ощущаем постоянно: разрушаются принципы православной духовности, идеалы полноценной христианской семьи, в образовании приоритет ставится на получение знаний с целью приумножения только материальных благ, а не на формирование полноценной личности, способной к гармоническому преображению общества. Это- катастрофа для нашего государства. Исчезает идеал человека - патриота, который на протяжении веков воспитывался Церковью в духе Евангельской истины, что нет большей любви, кто душу свою положит за друзей своих, а ведь именно патриотизм прививает любовь к Родине, к человеку и ко всему обществу в целом. Здесь же закладывается и ответственность за жизнь.

Процесс воспитания неизбежно должен сопровождаться прививанием тех христианских ценностей, которые будут помогать человеку в процессе всей жизни. В процессе воспитания молодежи главной ценностью должен стать целомудренный подход к жизни, а это подразумевает физическую чистоту, благоговение, бережное отношение и уважение к личности другого человека. Воспитание этого качества способствует избежанию разлаженности и хаоса в формирующейся личности.

Сейчас очень много говорится о свободе выбора. Задумывались ли мы над этим понятием? Свобода в православно - христианском понимании не подразумевает всевольность в своих действиях. Отцы Церкви видят в свободе великий дар Божий, который человек совершенствует в процессе всей жизни. Свобода- это возможность любить Бога, противостоять греху, и, наконец, свобода- это выбор между добром и злом. Павел - апостол языков некогда преследовавший первых христиан отмечает в послании к Галатам: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Галатам 5:1), «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Галатам 5:13).

Протоиерей Василий Зеньковский, русский философ, педагог и мыслитель следовавший христианской (церковной) традиции понимания мира и человека подчеркивал, что в духовной жизни воспитание к свободе - самая трудная задача.

После грехопадения человек должен воспитать свои силы, чтобы овладеть собой, чтобы найти самого себя, чтобы понять путь свободы и овладеть ее тайной - это есть общая воспитательная задача каждого христианина (конец цитаты). Свобода не подразумевает разрыв культуры с Церковью, который произошел после 1917 года. Свобода подразумевает единство Церкви и культурной среды, в которой живет человек, ведь Церковь на протяжении более тысячелетней истории Российской государственности формировала менталитет русского человека, как патриота своего Отечества. Настоящая цель воспитания, в том смысле, как его понимает Церковь, есть раскрытие образа Христова в душе.

На сегодняшний день ответственность за привитие духовных ценностей ложится особым образом на школу. Отсюда и соответствующие высокие требования к личности педагога, который должен являть незыблемый авторитет в своей духовно-нравственной жизни, а не только в области знаний. Ведь образование – это та сфера жизни общества, где соединяются духовное и материальное, прошлое и настоящее, происходит преемственная передача от поколения к поколению культуры, где зарождается и формируется облик современного человека. Церковь готова к сотрудничеству в этом процессе.

Благим делом на нашей Тверской земле стало введение в образовательный план преподавания предмета основы православной культуры. Но и здесь видится ряд серьезных проблем, касающихся методики преподавания курса, подготовки специалистов в этой области, приобретения учебных пособий и многое другое. Мы признаем, что за отсутствием православных педагогов мы лишены возможности осуществлять преподавание во всех учебных заведениях. Это конечно большая проблема и разрешить ее в ближайшее время вряд ли возможно. Многоконфессиональность жителей тоже ставит свои проблемы. Но мы напоминаем, что церковь никому себя не навязывает, а говорит о необходимости знать основы тысячелетней православной культуры нашего государства. Как замечает Святейший Патриарх Кирилл, вся этика любого цивилизованного государства должна основываться на христианских принципах, что даст возможность стабильному развитию общества.

В связи с существующими до сих пор стереотипными взглядами атеистического прошлого и противников считающих ненужным участия просвещения и особенно в деле воспитания, я еще раз обращаю внимание, что Церковь не ставит перед собой задачу главенства или доминирующего влияния, она лишь стремится, чтобы между двумя образованиями духовным и светским существовала дивная гармония и симфония отношений. Она хочет быть в этом деле только лишь союзницей.

Дорогие друзья, рад приветствовать всех участников настоящей конференции с пожеланием плодотворной работы и помощи Божией на ниве образования, чтобы совместная работа педагогического воспитания исключила для молодого подрастающего поколения сказанные слова еще в Ветхом Завете пророком Иеремией: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31. 29).



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика