Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru
10 Марта 2009

Основываясь на данных археологических разведок, с уверенностью можно сказать, что люди поселились в этих местах еще в эпоху мезолита. В районе села Мигалово археологи обнаружили стоянку, где были найдены кремневые вкладыши и отщепы, отнесенные именно к этому времени. К сожалению, археологический памятник был уничтожен при строительстве шоссе.

Первое официальное упоминание о селе можно обнаружить в писцовых материалах Тверского уезда за 1580 г.: «В волости в Суземье село Мигайлово на берегу на Волге, а в селе церковь Рождество Христово деревяна... а крестьянских дворов в селе и в деревнях живущих пятдесят один двор с полудвором, а людей в них шестьдесят девять человек, да пустых шестьнатцать дворов с полудвором, а хором на них изб и сбенников, и клетей, и всяких пятдесят одна хоромина...» Таким образом, становится понятно, что к концу XVI в. Мигалово было уже довольно большим селом, а значит, образовано оно намного раньше. Из того же документа явствует, что оно было великокняжеским и принадлежало Симеону Бекбулатовичу. Этого касимовского хана осенью 1575 г. Иван Грозный посадил 'великим князем всея Руси'. Несмотря на то, что через непродолжительное время царь устранил Симеона Бекбулатовича от 'великого княжения', он пожаловал его 'великим князем тверским', выделив владения в Твери и Торжке. Среди прочих сел в состав надела вошло и село Мигалово.

Священник Василий Федорович Владиславлев, бывший на протяжении долгого времени редактором «Тверских епархиальных ведомостей», в одном из своих черновых набросков, сохранившихся в Государственном архиве Тверской области, пишет, что Мигалово появилось в «темное время» и было окружено дремучим сосновым лесом. Дорога на Старицу тогда пролегала по берегу Волги, и была она настолько опасной и кишащей лихими людьми, что местные жители честно предупреждали путников, намеревающихся пойти по ней – «попытай, да смотри не мигай». О. Василий, со слов жителей села середины XIX века, предполагает, что название села и произошло от этой специфической, характерной только для мигаловцев, поговорки. Но в документах XVI века село называлось Мигаилово или Мигайлово. Некоторые современные историки предполагают, что такое название созвучно с именем Михаил (видимо, звук «х» перешел во фрикативный «г»). Наверняка зная, что село было великокняжеским в период образования централизованного государства, можно предположить, что во времена Тверского княжества оно тоже принадлежало тверским князьям, среди которых, как известно, было немало Михаилов.

Дальше историю села можно проследить по писцовым книгам, в которых есть сведения о деревянной мигаловской церкви во имя Рождества Христова. Служил там в 1686 г. «поп Иван и три его сына – Ивашка – дьячок, Васька – пономарь да Афонька маленький». До сих пор в Мигалово бытует достаточно традиционный миф, что под церковью был прорыт подземный ход на другой берег Волги, дававший местным жителям возможность спасаться от врагов.

В этом году будет отмечен юбилей: 400 лет с начала похода Василия Михайловича Скопина-Шуйского на Лжедмитрия. На стороне Скопина-Шуйского в то время воевали и иностранные наемники. Одним из экспедиционных корпусом командовал шведский генерал Якоб Понтус де ла Гарди. Летом 1609 г. десятитысячное войско под командованием де ла Гарди, вышедшее из Торжка и двигающееся к Москве, попыталось освободить от польско-литовских войск и Тверь. Необходимо было подойти к городу максимально незаметно, поэтому они воспользовались переправой через Волгу, до сих пор существующей недалеко от села Мигалова. Путь войск Скопина-Шуйского пролегал, если не по самому Мигалову, то по деревням, которые были приписаны к селу. Возможно, в районе переправы в этом году будет проведена археологическая разведка. По крайней мере, такая инициатива прозвучала на недавней пресс-конференции, посвященной межрегиональному проекту «Под княжеским стягом».

В XVIII веке в селе и окрестных деревнях появляются дворяне-землевладельцы. Одним из первых был титулярный советник Николай Иванович Башилов. Его вдова – Надежда Ивановна – еще долгое время жила в селе, по крайней мере, о ней упоминается еще в клировых ведомостях за 1801 г., и, по-видимому, была похоронена на мигаловском кладбище у церкви.

В самом начале XIX века церковь Рождества Христова в Мигалове перестроили. В 1800 г. она была уже каменной с колокольней и тремя приделами: холодный – в честь Рождества Христова, правый теплый – в честь иконы Казанской Божией Матери и Преподобного Сергия, левый теплый – в честь пророка Илии и Покрова Пресвятой Богородицы. Последний «выстроен усердием генеральши Екатерины Семеновны Коняевой». Ее муж – Михаил Тимофеевич Коняев – достаточно известный в истории русской армии человек. Он родился в 1727 г. и, после окончания Морской академии, ходил на разных судах в Балтийском море, был командиром пакетботов «Меркурий», «Лебедь», «Сокол», пинка «Новая Двина» в составе отряда контр-адмирала А. И. Нагиева, фрегатов «Россия» и «Св. Дмитрий Ростовский», корабля «Граф Орлов». Михаил Тимофеевич был награжден орденом св. Георгия 4 класса «За отличие», орденом св. Георгия 3 класса «За храбрые и мужественные военные подвиги, оказанные в последнюю турецкую войну, будучи командиром эскадры при сожжении Дулциниотского флота». В 1779 г. М. Т. Коняев ушел в отставку капитаном генерал-майорского ранга, или по-флотски капитаном 1 ранга. Умер 23 августа 1789 года и был похоронен в Тверском Успенском Желтиковом монастыре.

Крупными землевладельцами являлись подпоручица Мария Алексеевна Языкова, владевшая деревнями Апарино, Мотавино и Прудище и подпоручик Акинфий Матфеевич Бестужев. Его род внесен в генеалогию Тверского уезда с 1776 г. Видимо, с этого времени он и обосновался в наших краях. Он владел деревнями Рябеево и Дешевкино. Среди дворян, имеющих усадьбу в Мигалове, числился также поручик Алексей Григорьевич Тепляков. Возможно, это младший брат поэта пушкинской поры Виктора Григорьевича Теплякова, который, как известно, владел усадьбой Дорошиха, находящейся не так уж далеко от Мигалова, если ехать напрямик, через Волгу. Позже имение перешло его сыну – Павлу Алексеевичу Теплякову. Его земля обрабатывалась наемными рабочими по девятипольной системе. У Теплякова были большие фруктовые и ягодные сады, пчельник, скотный двор, где разводилась помесь холмогорской и местной породы коров. Часть пустующих земель он разбил и сдавал под дачи. Так, на даче № 67 в 1864 г. появился медо-пивоваренный завод, на котором работали местные жители. По статистическим сведениям за 1891 г. на нем действовала одна паровая машина в четырнадцать лошадиных сил при одном паровом котле. Работало на предприятии шестьдесят мужчин, которые изготавливали в год 112 696 ведер пива на сумму 90 156 руб.

В конце XIX века в Мигалове было две улицы, четыре колодца, пять каменных домов, кузница, чайная и молочные лавки, госпиталь, старое кладбище вокруг церкви и начальная земская школа. Село разрослось, поэтому его часть была вытеснена на большую Старицкую дорогу, позже, при строительстве аэродрома ее перенесли несколько дальше. Почва в селе неплодородная: в основном песчаная или болотистая, требующая значительного количества удобрений, поэтому местное население кроме сельского хозяйства традиционно занималось ямщицким и печным делом.

Вдоль реки тянулась липовая аллея до особняка, построенного в 1881 году Морозовыми. Фрагментарно аллея сохранилась, и дом в эклектично-стилизаторских формах, стоящий на мысу, образованном глубоким оврагом с ручьем и высоким правым берегом Волги, впечатляет до сих пор. Известный мигаловский миф повествует о том, что дом был построен Саввой Тимофеевичем Морозовым для своей любовницы. На самом деле «Бумагопрядильная, ткацкая, красильно-отбельная и ситценабивная фабрик Товарищества Тверской мануфактуры» (неофициальное название – Тверская мануфактура) с 1872 года перешла во владение к Абраму Абрамовичу Морозову, племяннику Саввы Тимофеевича.

Его женой была Варвара Алексеевна Хлудова, о деятельности которой в последнее время много говорится. Совместно они прожили около двенадцати лет. После свадьбы А.А. Морозов с удвоенной силой развернул дело, но психическое заболевание, особенно обострившееся в последние годы жизни, мешало ему в полной мере руководить производством. В течение пяти последних лет его жизни Варвара Алексеевна ухаживала за мужем, отказавшись определить его в специальную клинику. Абрам Абрамович умер в 1882 году, а дом в Мигалове построен в 1881 г. Логично предположить, что руководила строительством сама Варвара Алексеевна. В народе домик называется Чапаевским. С этим утверждением связан еще один миф о том, что именно здесь был снят один из эпизодов легендарного фильма 1934 года «Чапаев» Георгия и Сергея Васильевых. Считается, что главный герой отстреливается от белых из пулемета из окна именно этого дома. На самом деле герой актера Бабочкина стрелял из окна Рождественской церкви, к сожалению, разрушенной в 1960-е годы. Финальный эпизод фильма, где Чапаев переплывает реку Урал, также снимался в Мигалове на Красной (или Чапаевской) горке, расположенной практически напротив Морозовского дома.

XX век привнес колоссальные изменения в жизнь Мигалова. По сути дела, сейчас уже ничего не напоминает о селе. В 1930-е гг. руководство страны приняло решение построить аэродром под городом Калинин. Удобное местоположение и малая заселенность Мигалова сыграла свою роль в выборе именно этого места. Была проведена масштабная мелиорационная работа, вырубили значительную часть леса, Старицкое шоссе сдвинули в сторону, а бывший отрезок дорожного полотна приспособили под взлетно-посадочную полосу. Мигаловский аэродром был построен в 1934 году, но до Великой Отечественной войны отечественные самолеты там постоянно не базировались. Во времена сотрудничества руководителей страны с Германией аэродром секретно был сдан в аренду немцам. Так, в 1930-е годы на Мигаловском аэродроме обучали немецких летчиков. На деньги, заплаченные за аренду аэродрома, в 1936 г. была построена баня для военнослужащих и несколько домов из красного кирпича. А немцы получили незаменимый опыт полетов над центральной Россией и увезли с собой карты расположения объектов, которые во время Великой Отечественной войны так точно бомбили.

В 1941 году защищала село 5-я стрелковая дивизия. Решением Генштаба 4 октября она была направлена на оборону Москвы. Однако в связи с тяжелой обстановкой, сложившейся на Калининском направлении, дивизия получила задачу оборонять Калинин. В тот же день дивизия заняла оборону на рубеже Мигалово-Борихино-Никулино и вступила в бой с немецко-фашистскими войсками, пытавшимися ворваться в Калинин по Старицкому шоссе. Дивизии были приданы курсанты Школы младших лейтенантов и отряды Народного ополчения, но вскоре нашим частям пришлось отступить. При отступлении немцев, в декабре, также произошло трагическое событие. Наши войска пытались воспользоваться той же переправой, по которой прошел летом 1609 г. де ла Гарди, и из-за Волги перебраться на правый берег, но немцы расстреляли их и не пустили к Мигалову.

В послевоенные годы Мигалово активно восстанавливалось и расширялось. С 1947 года командовал дивизией, расположенной в мигаловском гарнизоне, Герой Советского Союза, летчик-истребитель Сергей Долгушин. Он был близким другом 24-летнего генерала Василия Сталина, который в то время командовал Московским военным округом. Василий Сталин часто прилетал в Мигалово как по служебным делам, так и на отдых. В 1973 году полностью снесли обветшавшую церковь, закрытую еще в 1935 году, до конца разровняли старое разросшееся кладбище, на месте которого построили новые дома и разбили огороды. Горький курьез: буквально через два месяца после разрушения храма в область пришли документы, признающие церковь Рождества Христова памятником архитектуры, охраняемым государством. А в бывшую кладбищенскую часовню, возведенную еще в 1783 году, превратили в жилой дом. В 1993 году здание было отдано Церкви, расширено и перестроено в церковь. А в 2000 году в храме Рождества Христова была отслужена первая Литургия.

Сейчас в Мигалове сохранилось еще немало живых свидетелей этого времени, автору статьи было бы чрезвычайно интересно встретиться и пообщаться со всеми мигаловцами, которым хотелось бы сохранить память о прошлом для будущих поколений наших земляков.

И. В. Миронова,

кандидат филологических наук