Проект «Епархия» / Новости Тверской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Тверской епархии

Адрес сайта Тверской епархии - tver.eparhia.ru

АНОНС НА АВГУСТ 2009 ГОДА (для СМИ)

13.08.2009

3-12.08. Архиепископ Виктор будет находиться на Украине.

13.08. Заговенье на Успенский пост. Накануне поста мы празднуем заговенье – последний день, когда можно вкушать продукты животного происхождения (молочные, яйца, мясо). По строгости Успенский пост почти равен Великому, но он значительно короче – длительность его составляет две недели. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухой пищей, без отваривания. Во вторник и четверг можно есть вареное, но блюдо должно быть приготовлено без масла. В субботу и воскресенье разрешается вареная пища с растительным маслом. Рыбу в Успенский пост не едят, кроме дня праздника Преображения Господня – 19 августа. В этот же день совершается первое освящение плодов нового урожая, и с этого дня они входят в рацион питания. Такая строгость связана с тем, что этот пост является данью уважения ко дню земной кончины Божией Матери, ее мирному Успению. Потому пост телесный обязательно должен сопровождаться постом духовным – то есть воздержанием от развлечений и, тем более, от плохих дел, слов, мыслей и чувств. Нельзя в это время совершать свадьбы и потому в храмах в этот период не бывает венчаний. В это время обязательно нужно вспомнить о своей душе – не просто зайти в храм, чтобы поставить свечу, а, тщательно подготовившись, исповедаться и причаститься. Успенский пост продлится до 28 августа – праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Архиепископ Виктор совершит в этот день Божественную литургию в соборе 'Белая Троица' г. Твери.

14.08. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста.

Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало праздника относится к IX веку, а в XII—XIII веках он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 31 июля часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 1 августа (ст. ст.), две недели эта святыню носили по городу, совершая литии 'для освящения мест и отвращения болезней'. 14 августа (ст. ст.) Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. В 'Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения', составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: 'А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем'. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: 'Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1'. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в этот день установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году. В 1164 году собрался русский Владимирский князь Андрей Георгиевич Боголюбский войной на Казанских Болгар и мусульман. При его полках всегда находились икона Богоматери и честный крест. Перед началом сражение князь имел обыкновение молиться перед этими святынями и причащаться Св. Тайн. А по его примеру и повелению молились и все остальные войны его дружины. После моления войска князя всегда безбоязненно выступали против врага. Было так и в этот раз. В тот же день, в то же время на бой с персидскими Сарацинами выступил дружественный князю Андрею греческий император Мануил. В его войске так же находились иконы Спасителя, Богородицы и честный крест Господень. Во время битвы (1 августа по старому стилю), когда победа уже почти была в руках русских, произошло чудо. Светлые лучи от иконы спасителя и Богоматери покрыли своим светом всю русскую армию, и войны, воодушевленные таким Божиим благоволением с новыми силами навалились на противника и совершенно разгромили вражескую армию, полностью подорвав их силы и заняли несколько городов противника. Впоследствии выяснилось, что и император Мануил, в тот же день сподобился со своей армией видеть точно такое же чудо. И он так же одержал победу против Сарацин. Русский князь и греческий император возвестили друг другу о своих победах над врагами помощью Божией и, после совета со своими святителями, по благословению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга установили в 1-й день августа (14 августа по н.с.) празднество в благодарность Христу Спасителю и Пречистой Его Богоматери за одержанную победу.

Праздник этот называется в народе «медовым Спасом», так как на праздничном водосвятном молебне освящается мед нового сбора. Считается, что пчелы к этому времени перестают брать взяток с цветов, и пора собирать мед. По традиции, в этот день на любую пасеку ходили дети, и получали от пчеловодов свою долю меда, а сами пасечники освящали первый медовый сбор в церкви.

Архиепископ Виктор совершит в честь праздника Вечерню с выносом Креста для поклонения в соборе 'Белая Троица' г. Твери и Божественную литургию в Спасской церкви с. Сутоки, Рамешковского р-на.

17.08. Епархиальный совет. Начало в 11.30 в здании епархиального управления (Советская, 10).

19.08. Преображение Господне. Преображение Господне – один из двенадцати главных праздников Русской Православной Церкви, в народе его называют «яблочным Спасом». Согласно Евангелию, «Незадолго до того, как претерпеть страдания на Голгофе, Иисус Христос поднялся с тремя апостолами – Петром, Иаковом и Иоанном – на гору Фавор в Галилее, где преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Апостолы увидели, как два ветхозаветных пророка Моисей и Илия беседуют со Спасителем. Затем явилось облако, осеняющее их, и из облака раздался глас Бога-Отца, свидетельствующий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Услышавшие это апостолы испугались и пали ниц. Святые отцы отмечали, что на Фаворе Христос впервые приоткрыл людям Свою Божественную сущность. Как пишет святитель Григорий Палама, апостолы были сделаны из слепых зрячими, восприняв с помощью Бога то, что раньше были не в состоянии воспринять. Именно в день Преображения ученики осознали, что Христос – не просто долгожданный пророк, мессия, но всемогущий Господь. Цвет богослужебных одежд в этот праздник – белый, символизирующий Божественный нетварный свет. В народе этот праздник еще называют «яблочным Спасом». В православной традиции в праздник Преображения принято освящать виноград. В тех местах, где он не растет, в храмах освящают яблоки. Этот обычай – священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву. Приношением и благословением плодов и колосьев церковь внушает прихожанам, что все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие.

Кроме того, ради праздника церковный устав ослабляет строгость Успенского поста – на трапезе разрешены рыба и вино.

Архиепископ Виктор совершит праздничные Богослужения в Преображенском соборе г. Кимры.

27.08. Память прп. Аркадия Новоторжского. Прп. Аркадий избрал своим подвигом юродство Христа ради; разделил труды своего духовного наставника прп. Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Архиепископ Виктор совершит праздничный Богослужения в Борисо-Глебском мужском монастыре

г. Торжка.

28.08. Успение Пресвятой Богородицы. Один из двенадцати главных праздников Русской Православной Церкви. В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим. После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

/За трапезой в этот день разрешается масло, рыба и вино/.

Архиепископ Виктор совершит в честь праздника Богослужения в Старицком Свято-Успенском мужском монастыре.

29.08. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь, которое произошло в 944.году. По приданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, дошел до Авгаря. Он поверил в то, что исцеление возможно и послал с письмом ко Господу в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей. Спаситель сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления к спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. Ананий исцелился и лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика, которым оказался апостол от семидесяти святой Фаддей, проповедовавший Евангелие и крестивший уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители поклонялись Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, решил снять Образ с городской стены. Придя ночью со своим клиром, он зажег перед Образом лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа (по старому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

Архиепископ Виктор совершит праздничные Богослужения в Спасо-Кладбищенском храме г. Бежецка.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика