Иконы из янтаря: лики, в которых спрятано солнце / Статьи, Пресс-релизы

Иконы из янтаря: лики, в которых спрятано солнце
   

Иконы из янтаря: лики, в которых спрятано солнце

26.01.2018

Иконы из янтаря: лики, в которых спрятано солнце

Этот самоцвет подобен человеку. Рождаясь чистым и светлым, со временем, под влиянием солнечного света, он тускнеет, становится хрупким, постепенно истирается. Но именно солнечный свет позволяет ископаемой смоле заиграть внутренним огнём, проявить свою красоту. Не оттого ли древние мастера явили миру иконы из янтаря, названного «даром солнца»?

История знакомства с янтарём

Сейчас уже не скажешь, когда человек познакомился с этим веществом. Можно предположить, что это были времена, когда дикий пещерный житель, охотясь за дичью, заметил на земле, под ногами, маленький камушек, светящийся подобно крохотному солнышку. Он поднял его, ощутил ладонью тепло, и в грубой душе произошло что-то важное, хотя и незаметное. Оно сделало его душу чуточку светлее, человечнее.

Мы точно знаем, что солнечный камень широко использовался уже в Древнем Египте, его обожали жизнерадостные эллины и суровые римляне. Ископаемый самоцвет был известен как сырьё для украшений и проведения религиозных церемоний. Янтарных икон в те времена ещё не было, но его добавляли в смесь для окуриваний, ведь он отлично поддаётся горению.

На помощь приходит наука

Люди долго не могли постичь природу необычного камня. Арабы считали его божественной росой, упавшей с небес и застывшей на земле. Греки заметили его свойство электризовываться после энергичного натирания шерстью. Их удивляли странные свойства этих жёлтых камушков: способность гореть; возможность разрезаться ножом, легко шлифоваться мягкими материалами, даже грубой тканью; образовывать множество оттенков, изменяя цвет при нагревании и долгом лежании на солнце.
Такая пластичность, изменчивость, привели к тому, что древние народы широко использовали самоцвет в качестве магического камня, для изготовления амулетов и проведения оккультных церемоний. Они наделяли его способностью излечивать тело, отгонять злых духов.
Но то, что янтарь является окаменевшей смолой древних деревьев, окончательно доказал российский учёный Михаил Ломоносов в одном из своих трудов. Хотя следует заметить, что первые догадки подобного толка высказывались ещё Плинием Старшим и Аристотелем.

Использование в иконописи. Когда появились иконы из янтаря

Икону не зря называют образом. Традиция рисовать лики святых берёт своё начало ещё в языческих эпохах. Уже тогда люди стремились запечатлеть для себя образ божества, пускай в крайне примитивных формах. А рисовать изображения христиане начали под влиянием греческой и римской культур. Ведь к моменту появления новой религии, в Европе уже существовали давние традиции художественного изображения людей. Они стали использоваться и в религиозных церемониях.
Настоящий расцвет иконописи пришёлся на период Византии. Здесь сформировалась школа, впитавшая в себя специфику и мотивы Западного и Восточного миров. В V-VIII веках на территории Византии появились и устоялись каноны церковной живописи, просуществовавшие до новейшего времени. Частью этой школы является создание образов из янтарной смолы. Эта смола — подходящий материал для иконописцев. Специалисты считают, что первые иконы из неё появились в Византии примерно в VI веке.

Использование «солнечного камня» в написании икон

Янтарь невероятно пластичен, изменчив как по своему цвету, так и по структуре, по возможностям обработки. Создавая изображение, его можно изменять многими способами, в частности:

  • производить химическую обработку;
  • осветлять;
  • накалять;
  • резать и шлифовать;
  • измельчать до получения крошки;
  • прессовать;
  • вырезать на нём рельефные изображения.

Применяя эти способы, умело их соединяя, древние монахи научились создавать из застывшей смолы образы святых, обладающие необычным эмоциональным воздействием. Для этого применялось несколько распространённых техник.

Техники создания икон из янтаря

Начнём с того, что не обязательно создавать из солнечной смолы всю икону целиком. Нередко крупинки самоцвета используют только для обрамления существующего рисунка, его дополнения. Ими оттеняют лики святых, украшают одежду на рисунке, создают узоры, горящие на свету мягким, «внутренним» теплом. Но с древности и до наших дней создаются также иконы, полностью состоящие из янтаря. Для этого используются следующие техники:
В качестве рабочего материала берётся мелкая янтарная крошка разнообразных оттенков. Рисунок выполняют в виде мозаики. Техника «флорентийской мозаики», когда из цельных кусков вырезаются элементы рисунка, а потом их подгоняют один к другому.

Янтарные иконы в современном мире

Проходят века, а иконы из «медового камня» не сдают своих позиций. Более того, они по-прежнему пользуются успехом у людей. Благодарить за это мы должны сам камень. Его теплота, удивительная выразительность, которые смогли поразить сердце древнего человека, способны глубоко тронуть и нашего современника. Иконы, выполненные из янтаря, наполнены глубинной теплотой, и воспринимаются абсолютно современно.
К тому же, что немаловажно, они достаточно дешёвые, по карману даже человеку с обычными доходами. Ведь природная смола не считается драгоценным металлом, её стоимость относительно невелика. Особенно часто образа из янтаря изображают Богоматерь, Святое семейство. Такие иконы дарят на венчание, на крестины ребёнка. Они тёплые, семейные, от них исходит спокойствие и тихий свет, будто от маленького солнышка, всегда живущего в нашем доме!




Дата публикации: 26/01/2018



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Иконы из янтаря: лики, в которых спрятано солнце»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела









Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика